Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 2. «Молодежь и героическое н...

2. «Молодежь и героическое наследие: опыт сохранения и преумножения»


Ковальчук Лира Александровна

МБОУ СШ №11, г. Новый Уренгой

 

В тот день я впервые осознал, что я русский и живу в России,

и я вдруг почувствовал эту Россию,

ее прошлое и настоящее и свое кровное родство с ней.

В чем заключалось очарование того, что я почувствовал тогда?

В ощущении России и того, что она моя Родина.

В ощущении связи с былым, далеким, общим,

расширяющим нашу душу,

напоминающим нашу причастность к этому общему.

Иван Бунин «Жизнь Арсеньева»

Я считаю, что каждый человек рано или поздно, но должен ощутить и пережить то же самое чувство, которое охватило героя писателя Ивана Бунина – осознание себя, как части великого государства под названием Россия! Это переживание, из состояния «Ивана, не помнящего родства», позволяет перенестись в действительность и почувствовать себя неотъемлемой частью древней и овеянной славой истории. Сопричастность к судьбе Родины - патриотические чувства, было время, оказались отодвинутыми на задний план, уступив место восторгу и преклонению перед западными культурными и моральными ценностями. Вследствие этого, именно молодое поколение оказались тем самыми «Иванами», поскольку не выработан у них иммунитет-защита от потока информации, которая размывает и принижает значение опыта предков, их трудового и ратного подвига. Привитие уважения к историческому наследию, пониманию самобытности и духовности русской культуры-задача, в равной степени значимая как для образования, так и для Русской Православной Церкви.

Сохранение культурно-исторического наследия - необходимое условие не просто развития современного Российского общества, но и условие его существования как цивилизации. Современное поколение – это связующее звено между прошлым России и ее будущим. Что понимать под историческим и культурным наследием? Прежде всего, это неоценимый запас знаний об истории и развитии государства Российского, его национальных, культурных, социальных нормах. А изучение истории без изучения роли личности в истории невозможно, поскольку истории -это история людей, ведь величайшие этапы русской истории ознаменованы величайшими именами, среди которых особое место занимает имя Александра Невского-новгородского князя, за его ратные подвиги причисленного к лику Святых.

24 декабря 2014 года Указом Президента Российской Федерации  «Основы государственной культурной политики» утверждено, что культура России — такое же ее достояние, как и природные богатства. Лидерствующее положение России в мире подтверждается и огромным интересом к русской культуре, истории за рубежом. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире. Как же выполнить эту задачу?

Во-первых, деятельность по сохранению культурно-исторического наследия должна включать в себя его охрану от разрушения и исчезновения. Во-вторых, необходимо популяризировать среди самых широких слоёв населения, использовать и создавать новые памятники.

В-третьих, обретение новых достойных традиций, которые будут продолжением великого наследия предков.

Какова же роль молодежи в решении этих задач? Чем раньше начать приобщать детей к познанию истории, тем больше возможности сформировать их устойчивый интерес к ней. В нашей школе создан музей Воинской славы и подвига народа в годы Великой отечественной войны. Экскурсии в музее проводят учащиеся клуба «Хранители истории». Каждый год, в памятные даты, к нам в музей приходят воспитанники детских садов. Казалось бы, малыши, но с каким интересов они рассматривают экспозиции музея и задают вопросы экскурсоводам-учащимся… А начинается экскурсия со знакомства с портретами великих полководцев, среди которых первое место занимает портрет Святого князя Александра Невского. В воинском шлеме, со взором, устремленным вдаль, он как бы говорит врагам земли русской: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Я уверена, что это имя и экскурсия надолго запомнится ребятам. Школьные исторические, краеведческие, этнографические музеи по всей стране призваны сохранить и приумножить знания воспитанников. Накопление фондов музея, работа с документами, экспонатами позволяет постичь прошлое через письменные и вещественные источники. В нашем музее действуют ряд экспозиций, отражающих различные аспекты истории воинского и трудового подвига народа: «Землянка», «Пионеры-герои», «Этапы Великой Отечественной войны», «Письма с фронта», «Полководцы земли Русской». Каждая экспозиция содержит не только иллюстративный материал, но и ряд вещественных источников – каски, гильзы, пулеметные ленты, фляжки, солдатские кружки-свидетели страшных боев. Как они пополи в наш музей? На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с Северо-Западными поисковыми отрядами, которые восстанавливают подробности событий на так называемом «Невском пятачке»-плацдарме, где шли страшные бои в дни блокады Ленинграда-города, с которым связано имя Александра Невского, все знают, что по инициативе Петра Первого был заложена в Санкт-Петербурге Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. 29 мая 1723 года, Петр повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. Так экскурсия в школьном музее перекликается с историей культурной столицы, великим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны и именем Александра Невского. А с каким трепетом учащиеся рассматривают среди экспонатов блокадные продуктовые карточки, их в музей передала жительница нашего города, девочкой пережившая блокаду Эрна……….. Одна из педагогов передала в музей письма с фронта своего дяди, 19 летнего защитника Родины, не вернувшегося с фронта, сложившего голову в 1943 году. Мы читаем эти письма с ребятами, приходящими в музей и узнаем, о чем думал и что чувствовал герой, сидя в окопе в ожидании боя. «Дорогие мои, любимые мама, папа…» - так начиналось каждое письмо. И не было в письмах уныния и печали, а стремление ободрить родных, вселить в них уверенность в скорой победе и скорой встрече. Без преувеличения, на глазах детей появляются слезы. Если мои ученики смогут, изучая историю, видеть и проводить исторические параллели, то это позволит им видеть в науке связь прошлого и настоящего. Это запоминается надолго, может, проходит через всю жизнь человека.

А как обстоят дела с сохранением и преумножением исторического и культурного наследия в масштабах страны… На уроках истории, обществознания обсуждаем с учащимися неутешительную статистику состояния памятников. По оценкам специалистов Российской Академии Наук, состояние культурно-исторических памятников, которые находятся под государственной охраной, крайне неудовлетворительное. Примерно 70 % из них нуждаются в срочных восстановительных работах с целью предотвращения их разрушения. Среди них можно назвать известные архитектурные комплексы: кремли Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и Астрахани; памятники белокаменной архитектуры Владимирской области; Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области и многие другие. Памятники деревянного зодчества вызывают серьезные опасения из-за хрупкости их материала. Только за период с 1996 г. по 2001 г. было безвозвратно разрушено примерно 700 недвижимых объектов культурного наследия народов России. Состояние памятников культурно-исторического наследия России можно представить в процентном соотношении следующим образом: 15% памятников находятся в хорошем состоянии; 20% памятников находятся в удовлетворительном состоянии; 25% памятников находятся в неудовлетворительном состоянии; 30% памятников находятся в аварийном состоянии; 10% памятников руинированы.(5)

Снос исторических объектов и возведение на их местах современных строений – дань коммерциализации общества. Архитектурное, градостроительное наследие России находится буквально в катастрофическом состоянии. Например, в Тобольске уже на последних стадиях разрушения находится практически вся деревянная и каменная застройка Нижнего города. На месте многочисленных церквей и купеческих домов выросли таунхаусы, коттеджи, торговые ряды. Можно назвать множество городов России, где специально сносятся, разрушаются от времени или реставрируются на современный манер исторические памятники и памятники культуры, причем даже те, которые находятся под государственной охраной как памятники архитектуры. В первую очередь, это связано с коммерческой стороной вопроса. Во вторую - с нехваткой средств на их реставрационные и другие необходимые работы по их сохранению.

Но что радует!? Среди тех, кто душой болеет и радеет за сохранение памятников архитектуры и истории-молодые люди, юноши и девушки, которые являются сами молодыми художниками-реставраторами или волонтерами, добровольными помощниками реставраторов, по крупицам сохраняющих памятники. Видела на реставрационных лесах Покровского собора Кремля совсем молодое поколение этой профессии.

Ставя задачу сохранить культурное и историческое наследие, мы не должны забывать, что живем в крайне динамичном мире, где появляются и новые традиции, рождается новый опыт и если они являются продолжением уже существующих ценностей, направлены на их популяризацию, то мы обязаны их поддерживать и распространять. Обретение новых достойных традиций, которые будут продолжением великого наследия предков. Это явление нашей жизни можно рассмотреть на примере акции «Бессмертный полк».

Рождение акции «Бессмертный полк» свидетельствует о том, что пришло время не просто новой традиции, а времени, когда граждане России могут плечом к плечу, как когда-то наши предки становились на защиту Родины, встать в один строй с защитниками и отдать им дань памяти и уважения.

Я считаю, что рождение общероссийского общественного гражданско-патриотического движения  «Бессмертный полк» - свидетельство тому.

Я впервые со своими учениками приняла участие в марше  «Бессмертного полка» 5 лет назад. Вместе со своими коллегами-педагогами, я шла с фотографией своего дедушки Ковальчук Романа Лаврентьевича – рядового, прошедшего фронт, окружение, плен, бегство из плена, тяжелейшее ранение, последствия которого он ощущал всю оставшуюся жизнь. Не очень любил он говорить о войне, да и мы внуки, прибывая в детском радостно - безоблачном состоянии, полагали, что расспросим потом, у нас все впереди… Я думаю, что меня поймут многие. Но прошло время и приходится собирать по крупицам информацию о фронтовом пути деда.

Встав в ряды Бессмертного полка, я и мои ученики захотели узнать больше о создании данного патриотического движения. Информация, содержащаяся в Интернете, весьма противоречиво дает информацию об авторах идеи. По одной версии  история Бессмертного полка началась в 2007 году. Его инициатором стал Геннадий Иванов, который  по своей инициативе организовал демонстрацию в честь празднования 9 мая, на которую он и его товарищи пришли с портретами своих родных – участников войны. На следующий год с фотографиями  фронтовиков вышла в центр Тюмени уже большая колонна, акция получила название «Парад Победителей» (4).

По другой версии  движение в современном виде было инициировано в 2011 году в Томске журналистами местного телевидения Сергеем Лапенковым, Сергеем Колотовкиным и Игорем Дмитриевым. Они заметили, что все меньше и меньше ветеранов принимают участие в уличных шествиях – уходят от нас ветераны войны (1, с.35). И организация ими марша Бессмертного полка – дань справедливости: герои с нами, мы с ними в одном ряду!

Мне было не известно, но еще в советское время существовала традиция, когда люди приносили к могилам павшим, к мемориалам воинам фотографии своих родных – участников войны, работников тыла. Самая ранняя информация уходит к середине 60-х годов. В двухтысячных годах подобные акции проходили в отдельных городах под различными названиями, что становилось традицией (1, с.40).

На самом деле, так ли важно, кому и когда пришла в голову идея, встать в один строй с портретами ветеранов? Конечно, мы благодарны, должны быть людям инициативным, неравнодушным, будящим наше самосознание! Но важнее всего сохранить эту традицию и передать ее последующим поколениям. Личная память – вот цель Бессмертного полка, так записано в Уставе (6).

Особенно радостно наблюдать в рядах шествия детей, подростков, которые поднимают над головой портреты прадедов и с восторгом пересказывают историю их военных подвигов. Сколько гордости и чувства благодарности в их голосах. Именно в строю с родителями, в них и пробуждается то самое чувство, которое мы называем «национальное самосознание».

Не вызывает удивление, что акция Бессмертного полка охватила страны мира и в 2019 году 8-9 мая шествия прошли в 110 странах мира, их столицах и различных городах, где на улицы с портретами выходили потомки Победителей (4). Жизнь разбросала потомков солдат Победы по всему миру, но неразрывная связь с Россией осталась и участие в шествии – дань памяти отцов, дедов и прадедов. Русская речь, русские победные песни с одной стороны нарушали привычный ритм жизни горожан, с другой стороны, вызывали неподдельный интерес и восторг, много вопросов: что за люди на портретах? Какова их судьба? Моя подруга, живущая в Испании, прислала мне фотографию шествия Бессмертного полка по улицам небольшого испанского городка Ситель, в котором нашлось немало выходцев из России – наследников тех, кто выстоял и победил. Бок о бок с родителями шли дети, для которых Россия – далекая страна, но и они выражали сопричастность к ее истории.

Мы являемся наследниками  Бессмертного полка! Эта непреложная истина! 9 мая 2019 года на улицы столицы в марше вышло около миллиона граждан России и гостей города. А 9 мая 2020 года в связи с пандемией и известными ограничениями, в обычном формате акция пройти не могла. И тогда появился формат «Бессмертный полк онлайн». Что это? Вызов глобальному Западу? И «да» и «нет». Да, поскольку мы демонстрируем приверженность традиционным ценностям, которые предписывают почитать мужество и героизм во имя Родины, «нет», поскольку мы ничего, никому не доказываем, не стремимся превратить эту акцию в показушническую. Любые попытки администрировать организацию Бессмертного полка, навязывание и принуждение недопустимы. Это дискредитирует сам смысл акции, это вызовет непонимание среди людей и болезненно скажется на воспитательных задачах шествия.

Попытки были…

Несколько лет назад СМИ распространило информацию: ««Бессмертный полк» - не что иное, как языческий ритуал, оскорбляющий чувства православных верующих», «Школьник жалуется на принуждение к участию в Бессмертном полке», «Можете закидать меня помидорами, но мое мнение такое: Бессмертный полк - это грубейшее нарушение порядка вещей. Мертвые должны быть с мертвыми, а живые - с живыми»

В числе прочего авторы сомнительных заголовков предлагают отказаться от "Бессмертного полка", заявляя, что это "героизация военных преступлений" и "ни один приличный человек не имеет права принимать в нем участия". Вместо 9 мая же предлагается отмечать 8 мая - День скорби и примирения, как это делают, к примеру, европейцы.

Ответ один на подобные высказывания…

Окончание войны - это праздник для всех! "Бессмертный полк" - это наша память, дань уважения погибшим и надежда, что война не повторится!"

"У властей нет нужды сгонять людей на этот праздник.  Они сами идут, люди всех национальностей, потерявшие родных в ту войну.  Этот день сплачивает всех людей, не пострадавших беспамятством. Кому не нравится - не надо, вы там и не нужны. Вообще непонятно, что вас держит в этой стране".

Как сказал министр иностранных дел Сергей Лавров, а он отличается короткими, но острыми выражениями, «8 мая побежденные скорбят, а 9 мая победители празднуют!»

А какой творческий, литературный подъем вызвала народная инициатива! Интернет наполнен стихами, песнями, поэмами, посвященными Бессмертному полку. Композитора Максима Дунаевского и поэта Михаила Левашко на создание Марша Бессмертного полка подвигло желание выразить в музыкально-поэтическом произведении те чувства, которые они испытывают как патриоты, любящие свою Родину и своим творчеством выражающие глубокую благодарность воинам – защитникам.

Пусть встанет в строй народ моей страны.

Пусть помнят села, города, станицы

Своих героев праведные лица,

Великого достоинства полны.

Чтоб слава их пережила века,

Чтоб помнили об этом наши дети,

Чтоб знали ли цену той святой Победе, –

Вставай в ряды Бессмертного полка!

У меня нет никаких сомнений, что  у акции Бессмертный полк большое будущее, она уже приобрела международные масштабы. Семейное воспитание, социализация, которая происходит в семье, должны быть направлены на приобщение детей к изучению истории нашей Родины, в которой тема Великой отечественной войны содержит трагические страницы и восторг Победы. Ничего вычеркивать нельзя, подрастающее поколение ищет правду и ждет от нас ответов на многие вопросы.

Наша модель поведения - это сигнал им, что нам ценно, что для нас важно,  во что верим мы?

Вставая в ряды Бессмертного полка, мы ведем за собой своих детей, учеников, показывая модель сохранения исторической памяти. Не случайно девизом Бессмертного полка значатся слова: «Они должны идти победным строем в любые времена». Именно молодому поколению предстоит принять эстафету и нести достойно ее дальше.

У Виктора Астафьева есть замечательные слова, которые вмещают в себя все значение сохранения и преумножения исторической и культурной памяти нашего народа: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...  Родина – это все: и, прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».(1, с.28)

Список литературы

1. Астафьев В. Последний поклон-М., Эксмо, 2013

2. Лазебная К.А.  Бессмертный полк// "Практики сплоченности в современной России: Социокультурный анализ». - М ., 2017

3. Шервуд В.. Бессмертный полк. Истории и рассказы. Народная книга. - М., 2017

4. Шервуд В. Бессмертный полк. Непридуманная история - М., 2017

5. Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век: Опыт сохранения культурного наследия. Сборник материалов международной научно-практической конференции.- ГМЗ «Петергоф», 17–19 сентября 2014

6. Официальный сайт движения Бессмертный полк. Режим доступа: https://www.moypolk.ru/ 7.https://spravochnick.ru/kulturologiya/sohranenie_istoricheskogo_i_kulturnogo_naslediya/

 

 

 



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт