Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 15. Влияние православной веры ...

15. Влияние православной веры на нравственное воспитание детей в семье


Шкут Кетеван Джумберовна,

МБУ ДО ДШИ №2, г. Новый Уренгой

Тема: Влияние православной веры на нравственное воспитание детей в семье.

 

В своей статье мне бы хотелось попытаться поднять такие вопросы как: любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, традиции и влияние этого всего на семью и подрастающее поколение.

Если честно, я не долго выбирала интересующую меня тему. Что для меня семья? Сама я по национальности грузинка, на Кавказе семья – это больше чем муж, жена и дети. Это намного больше! Это дедушки, бабушки, родные, двоюродные, троюродные, их дети и внуки – и мы все друг друга знаем. Во главе – православные ценности и традиции. Старшее поколение делится своим опытом, молодежь (во всяком случае женская половина точно) хранит целомудрие до свадьбы, младшее поколение идет за советом к старшим. Сама я родилась и выросла в России, вышла замуж здесь и дети мои растут здесь. Поэтому честно вам скажу меня очень волнуют вопросы православия в семье. Дедушек и бабушек рядом к сожалению, нет. И вопрос, как воспитать молодое поколение правильно в моей семье стоит остро. И чем больше я углубляюсь в эту тему, тем больше понимаю, что многое упущено. Теперь я понимаю те нравоучения, которые мне моя покойная бабушка читала. У нее было 4 сыновей.  Очень хотела по молодости девочку. Но потом говорила, как хорошо, что девочка не родилась. Женщины рождаются для мучений. Я не понимала в 16 лет ее слов. Сейчас, читая библию, углубляясь в вопросы православия, я все больше начинаю понимать, что она имела в виду и как много возложено на женщину. Молодёжь правильно воспитать в наше время сложно. Но еще надо понимать, что девочку в православии еще сложнее воспитать. Но что же делать нам, современным родителям? Мне кажется, нам надо хотябы начать с желания изменить себя!

1. «Не судите строго»

Давайте не будем судить молодежь.Все упреки по поводу того, что современная молодежь плохая, не имеет под собой никаких оснований, по той причине, что ребенок не рождается плохим или хорошим. Его таковым делаем мы, взрослые. Поэтому прежде чем требовать от детей и молодежи что-то, сначала надо чему-то их научить. Хотим, чтоб в стране не было разрухи? Давайте начнем наводить порядок у себя в семье. Как говорил профессор Преображенский: «Разруха не в стране, разруха в наших головах».

Вот, например, одни из больных вопросов. Почему дети перестали читать? Почему старших не уважают? Вот раньше, когда я была маленькой…. А я с уверенностью могу сказать, мы сами виноваты. Давайте не забывать, что институт семьинарушен. И не надо винить кого-то. Никто нам не мешает жить по законам Божьим. Раньше как жили? Бога боялись, старших уважали. Что мы видим сейчас? Несмотря на то что церкви открыты и процент крещеных, если не 100, но 80% есть. То воцерковленых, тех кто причащается регулярно, наверное, процентов 3-5%. Конечно, это не точные цифры, а пример, чтоб вы понимали картину разрыва. И так, как жили семьи наших бабушек, прабабушек? Да, открыто в церковь народ ходить боялся, да и не мог, но при этом чтил закон Божий, боялся суда Божьего. Жили несколькими поколениями под одной крышей. Родители на работе, дети под присмотром бабушек и дедушек. Бабушки знали наизусть много сказок, потешек, прибауток,втихаря может, самые смелые и о жизни Христа рассказывали. У дедушек старшее поколение совета спрашивало.

Что мы видим сейчас? Церкви открыты, но молодое поколение некому учить. Современные бабушки и дедушки молодятся, боятся стареть, внуков просят по имени называть! Да, большая часть наизусть, по памяти ничего и рассказать то не смогу.  Братья и сестры, это доходит до смешного, честное слово, жить хотим долго, но без старости. Ну не бывает так. Старость дается не каждому и не просто так. Чтобы переосмыслить свою жизнь, передать свой опыт молодому поколению. Но чтоб этот опыт был и к нам в старости приходила молодёжь за советом, мы в молодые годы должны набираться этого опыта, искать смысл жизни. Не в клубах и тому подобных местах, а в вере, в церкви, в евангелии. Ведь сколько бы мы не искали на стороне ответов на свои вопросы, рано или поздно мы приходим к Богу и находим все ответы в святых писаниях. И как детей воспитывать, и как спутника жизни выбрать, и как семью правильно строить и как с близкими себя вести и т.д.

Все все ответы есть в одном месте. И не нужно тратить огромные деньги на тренинги, психологов, антидепрессанты. Да, это труд! Это огромный труд над собой. Потому что прежде чем воспитать молодежь, нужно воспитать себя. А наш эгоизм (и лукавый) не дает нам увидеть себя со своими недостатками. Самое смешное, что свои недостатки (грехи) мы остро подмечаем в других, а особенно в своих детях, которые нас же и копируют, и берут с нас пример. А нам конечно начинает не нравиться плохое поведение наших детей, и мы начинаем их ломать и перевоспитывать. А нам самим трудиться ох как не хочется. Нам легче, поверить в то что стоит заплатить деньги психологу, и он нам поможет, нам то и делать особо ничего не придётся. Живем все порознь и тянемся к западу, к западным ценностям.

2. «Восток или Запад»

 Может всё-таки не зря Александр Невский укреплял западные границы, а дружбу искал на востоке? С вашего разрешения я поделюсь своими мыслями по этому поводу, своей точкой зрения.

Об Александре Невском известно не так уж много, но и не мало. Я не буду сегодня касаться подробно жуткой поры в нашей истории. Время, когда народ мог сгинуть, как канули в небытие многие народы. Богатая, но разбитая на враждующие княжества Русь - лакомая добыча и для Орды, и для крестоносцев, под гимны о торжестве христианства заграбастывающих все новые земли.Всем известно высказывание Александра: «Кто к нам с мечем придёт, тот от меча погибнет» - конечно это он сказал не сам, это цитата из евангелия. Известно его и другое высказывание: «Не в силе Бог, а в правде». Многое другое он сделал и сказал, но что интересно у него в жизни был принцип: «Укреплять границы на западе и искать друзей на востоке». Для Александра это было очень важным вопросом, потому что левонцы и тефтонцы (германские рыцарские ордена) имели намерение колонизировать северную Русь, а затем и всю – беспощадно и безальтернативно. «Либо латинскиймечь, либо латинская вера». Такой был клич у крестоносцев. У Руси выбора не было. Надо было воевать. На востоке между тем, как ни странно, монголы или предшественники монголов были более тонки, внимательны и толерантны. Так что хочется заметить, что толерантность – это не изобретение запада. Это более глубокое явление, которое имеет место быть в жизни разных народов, иногда более восточных нежели западных.

Александр ездил неоднократно с посольством в Орду, хану кланялся, говоря, что «Тебе Бог дал власть над миром и тебе кланяюсь как человеку, который управляет миром, по воле Божьей». И вот что интересно, ордынцы (монголы), были весьма и весьма веротерпимы, в отличии христиан запада, которые иначе как католическими весь мир не представляли. Вот что пишет, например, митрополит Макарий, о том, как жили монголы у себя в орде, по отношению к христианам и по отношению к другим верующим.

«Агаюке, первом императоре монголов, после покорения нашего отечества, известно следующее. Он имел при себе христианских служителей, давал им содержание, пред большим шатром его, всегда была христианская часовня, в которой свободно звонили к часам и совершались службы по обрядам Греческой церкви. Точно так же, при великом хане Мингу повествуют, что он при дверях главного дворца своего имел церковь, где священники христианские отправляли богослужения без всякой помехи. Преемник его Хубилай, зная, что Пасха один из главных наших праздников, велел всем христианам являться к его дворцу, с собой нести евангелие, которое он целовал, кадил ладаном и присутствовал при богослужении. Тоже самое он соблюдал в праздники сарацин, жидов, язычников.»

Нужно сказать, что монголы были многобожниками и весьма суеверными людьми. Они были терпимы ко всем религиям исходя из страха передневедомым. Например,Чингизхан писал своим приемникам, что всякого жреца, всякого священника, всякого учителя веры нельзя обижать, иначе небо прогневается за это и будет казнить различными карами. В этом смысле монголы были более веротерпимы, нежели братья христиане, приходившие с запада.

Дальше, пишет Макарий: «Интересно то, что Магометанами они не переменили обычаи данные Чингисханом, и, хотя магометанство претендует на то что быть религией истинной и единой, они однако же не насиловали наших людей к перемене веры».

В большой Орде, в Каракоруме, было много христианских церквей и ханы часто посещали Богослужения и прислушивались к тому что говорят христианские священники. Они ценили грамотность, ценили образованность, поэтому часто брали к себе на службу людей из христианского вероисповедания, что не могло не отразиться на их общем отношении к христианской вере. Ну один тот факт, что ханы часто свали святых людей, таких как Петр или Алексей  к себе в Орду, для исцеления сродников, говорит о том , что они с большим доверием и большой верой , надеждой  относились к молитвам наших святых которые умоляли Бога  и в ответ на их просьбы давал им Бог эту милость, исцелялись родные… Тайдула исцелилась по молитвам Митрополита Алексея прозрела и был мир на Руси и налоги были уменьшены» и т.д.

Т.е. Александр Невский понимал это. Нужно укрепляться на западе, а друзей искать на востоке. Вот странно, странно потому что нам сегодня со всех сторон говорят, что восток дик и жесток, фанатичен и не примирим. Что это люди не наших традиций…  Но давайте подумаем о том, что среднестатистический мусульманин, все-таки лучше среднестатистического европейца. Он более смирен, более трудолюбив, в мозгах больше порядка, потому что он знает, что ему можно иметь одну, двух, может трех жен, но не сто любовниц. Он знает, что нужно иметь детей и растить, заботиться и воспитывать их. Знает, что будет страшный суд, он знает, что будет взвешивание дел, что будет ответ за прожитое перед живым и вечным Богом, он умеет молиться, он знает, что нужен пост и нужна милостыня. Об это уже миллионы европейцев, давно уже позабыли. Поэтому мы сегодня на распутье, где нам кажется, что восток дик, а запад страшно цивилизован. Я бы сказала, что во многих вещах запад дик, а восток цивилизован. Александр Невский говорил, что нужно укреплять границы на западе, а друзей искать на востоке.

3. «Чем помочь подрастающему поколению?»

Что мы можем сделать сегодня и чем помочь подрастающему поколению?

Во-первых, вспомнить что над нами Бог.

Во –вторых, захотеть изменить в первую очередь себя.

В-третьих, не бояться и не стесняться воцерковления.

В-четвертых, начать менять и перевоспитывать себя любимого с Божьей помощью.

Я думаю, что можно было бы еще несколько пунктов добавить, но для того чтоб дело сдвинулось мне кажется этого достаточно. Ведь для того чтобы в семье возродились те нравственные традиции, которые способствуют укреплению семьи и воспитанию нравственно благополучной молодежи, нужен хотя бы один член семьи воцерковленый. Хотя бы один молитвенник.

Мне как-то встретилась история, в книге Александра Богатырева «Ведро незабудок». «Жила в селе всеми почитаемая старушка. Там не было церкви. И люди со всей округи приходили к ней с просьбами помолиться об усопших, спрашивали, что надо делать в той или иной ситуации. Ей приходилось мирским чином отпевать умерших, а многих и крестить на смертном одре.

Но вот умерла она – и в несколько лет от села ничего не осталось, поскольку с древних времен известно: не стоит село без праведника. Именно там, где сгущается мрак, нужно зажечь светильник. Огонек слабой свечи или единственной лампадки рассеивает мрак. Это уже не кромешная тьма. Затеплился свет – и на него рано или поздно пойдут заблудившиеся во мраке люди.» [1]

Вот так же и в семье, хотим,чтобы семья жила и не исчезла через несколько лет? То в семье должен быть хотя бы один воцерковленый человек. Если есть хотя бы один молитвенник, со временем своим примером и своей жизнью он исправит и своих домочадцев и за ним потянутся и дети, и вторая половина. Ведь понаблюдайте чем увлечены дети в каждой конкретной семье? Если это семья спортсменов – и дети увлечены спортом. Если это семья музыкантов, то и дети занимаются музыкой. Плохие примеры не буду приводить, хорошо? И также с нравственными устоями и традициями – нам мало говорить детям о том, как надо себя вести, надо жить и подавать им пример, бороться со своими грехами, со своими помыслами. А если в семье все далеки от церкви, от Бога, то и соответствующий результат. А потом мы удивляемся откуда столько не справедливости, наглости, пошлости…

Хочется поделиться кусочком истории своей семьи. Мне было 15 лет, когда я в своей молитве всего лишь однажды осмелилась просить себе мужа (но описала не внешность и благосостояние, а его характер и характер свекрови). В итоге вышло как во всем известном анекдоте. «Я молилась и мне достался отличный муж, а мой муж не молился и ему досталась я».

4. «Дарите улыбку детям»

«Под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие»

Константин Ушинский.

По профессии я педагог, поэтому я постоянно задаю себе вопрос, а чем я могу помочь родителям, приводящим своих детей ко мне на уроки? Считаю, что большое влияние на нравственное формирование подрастающего поколения лежит и на нас, на учителях.

Статистика сегодня такая – стремительно падает уважение к учителям. Я помню себя в школьные годы –да, не всё что давалось в школе хотелось делать и учить, мы понимали, что не все из этого нам понадобится, но мы на это смотрели спокойно.  Сейчас идет поиск учителя, которого бы ребенок уважал, за которым бы он мог идти.

Сегодня видят в учителе козла отпущения. Ну, чему же ты нас сегодня научишь? Какой мир ты нам преподносишь? Что ты требуешь от нас? И т.д. ребенок не может получить от этого мира наполнения и насыщения и получается, что они выплескивают все на учителей, как на представителей этого мира, которые перед ними находятся несколько часов ежедневно. Учителя заставляют их делать какие-то задания, сдавать какие-то тесты, писать контрольные… Сегодня учитель олицетворят собой перед ребенком самое ненавистное существо в мире, который его ограничивает, заставляет – это законный тюремщик. Все это ужасно, конечно. Я помню своих учителей и у меня не было такого ощущения. Но одно помню очень хорошо. С удовольствием учила и сдавала на хорошие оценки те предметы, где учитель умел улыбаться. Спросила недавно у сына. А какой предмет ты любишь, какой тебе нравится больше всего. Ответ был неожиданный. Я думала скажет литература, русский, т.к. у него эти предметы легко даются. На мой вопрос почему не литература или русский. Знаете, что он мне ответил? Она никогда не улыбается.

Давайте задумаемся. А не в нас ли проблема дорогие коллеги. Заходя в класс, сталкиваясь с проблемой общения со своими учениками зададим себе вопрос: а давно ли я заходила в класс с улыбкой? Не потеряла ли я ее? И как давно потеряла, где? За ворохом бумаг? За компьютеризацией? А может еще раньше? А может я выбрала не ту профессию? Если мне на протяжении целого учебного года тяжело улыбнуться детям в классе, значит со мной что-то не то? В своей 20 летней педагогической практике, когда я еще делала свои первые шаги в своей профессии, мне встретился человек (не буду сейчас конкретизировать мужчина это или женщина, это и не важно), который честно признался, что его дети раздражают. А ведь этот человек долгое время работал в школе.

Так все-таки чем же я могу помочь?

  1. Любить любого ребенка, ибо Любовь есть преобразующая сила Духа и Сердца.
  2. Понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть, ибо нет воли Творца, чтобы погиб один из малых сих.
  3. Преисполниться оптимизма в отношении любого ребенка, ибо Вера в Будущее есть творец настоящего.

Не могу не упомянуть в своих размышлениях мысли великого педагога, основателя гуманной педагогики Шалвы Амонашвили.

Где вы берете меру реформы, или модернизации, или обновления?

И вам покажут на карте: Запад! Но что нам Запад, когда мы – Восток? Что нам Европа, когда мы – Евразия?

Там у них были крестовые походы и в них вовлекали даже детей. Десятки тысяч детей погибли в «детском» крестовом походе. У нас таких походов не было и детей наших в них не вовлекали.

Там свирепствовала инквизиция, выискивая и уничтожая инакомыслящих христиан. Здесь инквизиция не свирепствовала.

Да, была у нас диктатура пролетариата, что унесла миллионы жизней, но она свергнута. Там есть диктатура доллара, и она тоже уносит миллионы жизней, но она не свергнута.

Оттуда шли мировые войны. Отсюда не шли мировые войны.

Там амбиции всемирного господства. Здесь нет больше амбиций всемирного господства, а светится чувство Отечества.

Здесь ещё теплится духовность, и зреют надежды на её возрождение. Там кичатся цивилизацией и не замечают духовного застоя. Здесь ещё хранится стремление к общности. Там сплошь и рядом самость. Нужно ли нам принять диктатуру доллара, которая так порабощает? Нужно ли нам поддаваться зрелищам насилия, которые так растлевают? Нужны ли нам западные образовательные «технологии», которые без души и сердца? Нужны ли нам программы и индустрия секса, которые есть вторжение в наши нравственные святыни?

Школа есть носитель Духа нации, народа, Отечества. Что нам Запад?»

Ах, если бы каждый учитель помнил о том, что над ним Бог! Я бы каждому учителю и каждому родителю на 1 сентября дарила бы труды этого великого педагога! Ведь в основу Гуманной Педагогики он закладывает следующее:

- Высший Духовный мир есть реальность.

- Душа каждого человека бессмертна и устремлена к совершенствованию, до состояния Богочеловека.

- Земная жизнь есть отрезок пути совершенствования.

Вывод:

Что мне хотелось бы сказать в завершении?

В основе народных традиций лежат традиции духовные, церковные. Главная черта христианина — это любовь к Богу, ближнему, Отечеству и всему Божьему творению. Давайте не забывать об этом ни дома, ни на работе. Давайте улыбаться чаще. И не только друзьям и коллегам, но и своим вторым половинкам и особенно детям, (не только своим).

В эпоху перемен, когда разрушаются привычные устои, Церковь остается островом стабильности и надежды. В деле спасения души Церковь выработала определенные формы, от которых никоим образом нельзя отказываться. Ведь только здесь можно найти ответы на все наши вопросы. Церковные традиции помогают людям обрести истинные ориентиры, распознать, где благо, а где зло, облачающееся в красивые одежды.

Помните, что православные люди — это соль земли. А соль сохраняет от тления, придает вкус. Традиции — это образ мысли и жизни. Это не на один день или месяц. Если мы хотим результат, мы должны искренне и навсегда захотеть избавиться от греховной составляющей нашей жизни и на протяжении всего земного пути искренне стараться исправиться.

Ведь именно традиции помогают людям устоять от соблазнов, избавиться от дурных привычек. Это некий генетический код, имеющий христианскую основу. Без этой основы легко сбиться с пути. Нужно научиться понимать, что есть воля Божия о человеке, о стране и мире. Иначе мы не сможем выполнить возложенную на нас миссию, как перед своими детьми, так и перед Родиной. Без христианской любви мы ничто. Обретая опыт Богообщения и любви, мы должны помнить, что нам предстоит передать его грядущим поколениям.

Удаление от веры истинной, от Бога влечёт за собой потерю своих традиций и нравственных устоев и уподобление западным ценностям рано или поздно убьет нацию и растворит её, убьет ее индивидуальность и самобытность.

Список литературы

1. Александр Богатырев «Ведро незабудок» - Издательство Сретенского монастыря. Москва. 2013

2. Библия.

3. Инок Агапий (Ландос) «Как спастись» - Москва. Духовное преображение» - 2020

4. Митрополит Тихон «Несвятые святые» - Издание Псково-Печерского монастыря. Печоры, 2018

5. Протоиерей Алексей Уминский «Ребенок в семье и церкви» - Москва. Издательский дом «Никеа». 2016

6. Сергей Комаров, Андрей Ткачев«Библия и жизнь» - Издательство «Воскресение» 2017

7. Сергей Масленников «Самоукорение и терпение» - Сибирская Благозвонница.Москва. 2013

8. Шалва Амонашвили «Улыбка моя, где ты» - 4-е издание. Москва. Амрита-Русь2017



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт