Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 2. Благоверный князь Александр...

2. Благоверный князь Александр Невский: жизнь и судьба


Гаврилова Екатерина Игоревна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мыскаменская школа-интернат»

Ямальский район, село Мыс каменный

 

Жизнь и судьба Александра Невского всегда будет привлекать исследователей.  Для нас этот человек является примером. Его земная жизнь заставляет нас подумать не только о значении нравственности в политической жизни, что крайне актуально сегодня, но и о том, как человек может быть полезен в том звании, в котором он призван. Его политика создала наиболее эффективную для того времени систему отношений Российского государства с Западом и Востоком. Именно поэтому изучения жизни и судьбы Александра Невского и сегодня очень актуально. Он   из числа тех удивительных людей в истории нашей страны, чья деятельность не просто оказала влияние на историю нашего Отечества и жизнь народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед.

На представление об Александре Невском сегодня повлияла советская историография, которая рассматривала его только как военного деятеля. Как дипломат, и уж тем более как святой, он был для советских ученых совершенно неинтересен. Потому и фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о сражении на Чудском озере. Это породило стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен только за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде поощрением от Церкви.

Предполагаем, что это не так. Целью исследования является: изучить жизнь и судьбу Александра Невского.

Задачи:

  1. Познакомится с биографией А.Невского
  2. Проанализировать внутреннюю политику князя
  3. Изучить Внешнюю политику: отношение с западом и востоком
  4. Церковное почитания князя после смерти
  5. Его место и роль в истории

Александру Невскому выпало управлять Русью в важный, тяжелейшей, и одновременно важный период, последовавший за сокрушительным монгольским нашествием, когда встал вопрос о самом существовании Руси, о том, сможет ли она уцелеть, сохранить своей суверенитет, свою этническую идентичность и самостоятельность или исчезнет с карты, как многие другие народы Восточной Европы, подвергшиеся завоеванию одновременно с ней.

В городе Переяславле-Залесском в1220 году он появился на свет. Был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Про его мать известно не много: звали ее Феодосия, вероятно, она была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или Удалого [4, c. 163-164].

С раннего детства Александр оказался втянут в сложные политические передряги, которые развернулись вокруг правления в Великом Новгороде — одном из крупных городов в средневековье. Именно с этим городом будет связана его последующая жизнь. Впервые князь попал в этот город еще малышом — зимой 1223 года, когда его отца позвали на княжение. Однако княжение оказалось коротким: в конце этого же года, поссорившись с жителями, Ярослав с семьей вернулся в Переславль. Так и будет Ярослав то мирится, то ссориться с Новгородом, а затем то же самое повторится и в судьбе Александра. Это и понятно: новгородцы хотели сильного князя из соседних земель для того, чтобы он мог дать отпор внешним врагам. Однако они не учли то факт, что такой князь будет управлять их городом слишком жестко и своевольно, что вызовет недовольство у жителей. Обычно после такого, новгородцы приглашали на княжение какого-нибудь южного князя, не слишком им досаждавшего; и все бы было хорошо, но тот, увы, не мог гарантировать им защиту в случае опасности, да и волновался больше о своих южных землях — вот и вынуждены были новгородцы вновь просить помощи у владимирских или переяславских князей, и все повторялось снова.

В 1226 году вновь пригласили в Новгород князя Ярослава. Князь покинул город, спустя два года, передав власть своим сыновьям —девятилетнему Федору и восьмилетнему Александру, которым помогали бояре Ярослава — Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Однако уже в феврале 1229 года им пришлось бежать с княжичами в Переяславль. На короткое время в городе утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий почитаемый святой. Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались голодания и мор. Тогда новгородцы в очередной раз позвали Ярослава и в декабре 1230 года тот спешно приехал в Новгород. Теперь управление происходило по договору. Однако пробыл в Новгороде лишь две недели он опять вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр.

Так, Александр формально стал новгородским князем уже в январе 1231 года. Он правил вместе со своим старшим братом Федором вплоть до 1233 года, когда тот внезапно умрет прямо перед своей свадьбой. Настоящая же власть целиком оставалась в руках его отца. Александр всегда с охотой принимал участие в походах отца. Киевским князем Ярослав Всеволодович стал в 1236 году. Шестнадцатилетний Александр с этого времени единолично стал управлять Новгородом.  Начало его правления пришлось на ужасную пору в истории Руси. С Юга набеги начали совершать монголы. Первый удар совершил монгольский хан Батый. До Новгорода войско Батыя, зимой 1237-года, не дошли. Но большая часть Северо-Восточной Руси, была почти полностью уничтожена. В битвах погибли многие князья, в том числе и близкие самого Александра, его дядя великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав (1239). Происшедшая катастрофа изменила весь ход русской истории и навсегда осталась темной страницей в судьбе русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не суждено было столкнуться с захватчиками. [5, c. 140-142].

Но основная угроза для Новгорода была на Западе. С самого начала XIII века новгородским князьям пришлось столкнуться с  Литовским государством. Для безопасности в 1239 году Александр строит укрепительные сооружения по реке Шелони, пытаясь защитить юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году князь женится  на дочери полоцкого князя Брячислава Александре, который являлся его союзником в борьбе с Литвой. Свадьбу сыграли в Торопце — стратегическом городе на границе с Литвой, а закончили празднество — в Новгороде.

Не меньше Литвы князя волновало продвижение с запада ливонских рыцарей-крестоносцев, а с севера — Швеции. Поводом стало наступление на земли финского племя емь (тавастов), в первой половине XIII века, которые традиционно входили в сферу влияния новгородских князей. Весть о страшном Батыевом разгроме Руси подтолкнуло правителей Швеции к перемещению военных действий на Новгородскую землю [3, c. 120-123]

Летом 1240 года новгородцев настигло вторжение шведов. Русские летописи говорят нам, что шведским войском командовал известный в будущем ярл Биргер, который был зятем шведского короля Эрика Эриксона. По свидетельству источников, шведы хотели «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую».

Это было одно из первых по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с достоинством выдержал его, и проявил качества не только талантливого полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, когда было получено известие о вторжении, прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский [2, c. 201].

После триумфального возвращения Александр поссорился с новгородскими жителями. Зимой 1240/41 года князь вместе со своей семьей и войском покинул Новгород и уехал к отцу, во Владимир, а оттуда — княжить в Переяславль.

Рыцари пошли за союз с  «чудью» (эстонцами) и  в том же году взяли город Изборск  и Псков — одну из главных точек на западных рубежах Руси. Затем немца вторглись в новгородские земли. Новгородцы обратились опять за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями.

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера  произошло сражение, известное в истории как Ледовое побоище. двигавшиеся клином (по-русски, «свиньей»), немцы и эстонцы, пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. Летописец пишет: «И гнались за ними, избивая, семь верст по льду».

И в битвах с литовцами Александру сопутствовал успех. В 1245 году он нанес им полное поражение. Многие литовские князья были уничтожены, а некоторые попали в плен. «Слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих, — рассказывает автор Жития. — И начали они с того времени бояться имени его». Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь [9, c. 45-46].

Но Александр не только вел войны с Западом, но и выстраивал дипломатические отношения со многими западными странами. Например, между Новгородом и Норвегией, около 1251 года, был подписан договор об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, где проживали карелы и саамы. Для укрепление добрососедских отношений Александр начал вести переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти ни к чему не привели так как нависла новая угроза, теперь уже с Востока, татары — так называемой «Неврюевой рати» [7, c. 78-79].

В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой.

После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Два брата в 1247 году совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. По возращению, от татар Андрей получил ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» (то есть Южную Русь). Теоретически статус Александра был выше, так как Киев по-прежнему считался главным городом Руси. Однако от его былого величия не осталось ничего: разоренный татарами и обезлюдевший, он давно утратил свою значимость, поэтому Александр не был удовлетворен таким итогом. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород.

В это же время начинаются его переговоры с папским престолом. В распоряжении исследователей дошедшие до наших дней две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви уговаривал русского князя заключить союз для борьбы против общего врага – татар, но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола.

Александр понимал, что Запад не может помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, про которую говорил папский престол, могла обернуться гибельной для нашей страны. Не был готов князь пойти и на унию с Римом (а именно это было непременным условием предлагавшегося союза). Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение и политическое, и духовное. Кроме того, перед ним был живой пример такого господства в Прибалтике или в Галиче (где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века).

Так князь Александр пошел по другому пути — пути вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий и пути отказа от всякого сотрудничества с Западом. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси [6, c. 179-182].

Князь выплачивал большую дань завоевателям и не допускать и порой сам подавлял, когда это было необходимым выступления против них в самой Руси. Ученые по-разному оценивают ордынскую политику Александра. С одной стороны, угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, для удержания в своих руках власти над Русью; с другой, подчинение рассматривается как главная заслуга князя. «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута…» [2, c.214]. В этом же году князь возвращается из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно садится на великокняжеский престол.

В конце того же 1262 года Александр в четвертый (и последний) раз отправился в Орду. Лишь осенью 1263 года, уже больной, князь возвратился на Русь. Уже чувствуя приближение смерти, в Городце на Волге, Александр принял монашеский постриг и 14 ноября умер.

Церковное почитание святого князя началось, сразу же после его смерти. А спустя примерно 20 лет после смерти князя было составлено его Житие, которое неоднократно потом переделывалось, перерабатывалось и дополнялось. Лишь только в 1547 году на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным состоялась официальная канонизация князя Русской Церковью [8, c. 247]

Находить общий язык с Востоком, заслужить уважение Запада своей воинской доблестью – вот те основы, которые легко можно увидеть и сегодня во внешних отношениях современной России с другими державами. Усилиями благоверного князя в нашей стране сохранилась православная вера как опора для русской государственности. Своим благочестием он установил высокую нравственную планку для любого руководителя над народом и сегодня.

Таким образом, с самых ранних лет Александр Невский был вовлечен в политическую борьбу на Новгород. Он еще с детства прекрасно понимал, что такое власть, и как трудно ее удержать. И когда ему достался разоренный Киев, он не стал довольствоваться малым. Что во внутренней, что во внешней политики он руководствовался интересами прежде всего своей страны, хотя на первый взгляд может показаться иначе. Ему удалось найти баланс между Западом и Востоком, что доказывает, что он был не только прекрасным военачальником, но и прекрасным дипломатом. Его политика была лишена подлости, была открыта и понятна, базировалась на нравственных устоях и высоких духовных ценностях, может поэтому, церковное почитания князя началось почти сразу после его смерти.

Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни. Сведения о его жизни и деятельности, зафиксированные памятниками письменности, скупы, но в большинстве своем составлены свидетелями и очевидцами событий, поэтому они с интересом вновь и вновь читаются как специалистами, так и массовым читателем. Александр невский личность многогранная. И рассматривать его только как военачальника неправильно. Стоит обратить внимание на дипломатические взаимоотношения князя, в целом заслуживает внимание и его внутренняя политика. К сожалению, далеко не все подробности жизни и деятельности князя Александра Невского нам известны на сегодня, что осложняет работу и ставить новые задачи для изучения этой темы в будущем.

Cписок источников и литературы:

  1. Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв. // Князь Александр Невский и его эпоха. с. 342.
  2. Вернадский Г.В. Два подвига Александра Невского // «Не в силе Бог, но в правде». Святой Благоверный князь Александр Невский. М., 2007. с. 438.
  3. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. М.,  с. 298.
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 1 // http://www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar04_01.htm
  5. Карпов С.В. Александр Невский // http://www.kirshin.ru/about/arsii/ 06_10.html
  6. Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. с. 198.
  7. Соловьев. С.М. История России с древнейших времен. Т. 3. Гл. 3 // http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv03p3.htm
  8. Русские святые воины. Жития. Спасский собор – «Держава». М., 2000. с. 305.
  9. Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978. с. 178.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт