Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 3. «Здоровый образ жизни как ф...

3. «Здоровый образ жизни как форма воспитания ответственности у молодежи на примере деятельности МБУ «МЦРСиМ «Доверие»


Коева Рита Ивановна 

старший специалист по работе с молодежью МБУ «МЦРСиМ «Доверие» 

г. Ноябрьск

 

В современном мире в связи с ускорением темпов экологических, климатических, технологических, экономических, социальных и других изменений, происходящих в настоящее время, существует закономерность, которая приводит к формированию новых проблем, связанных со здоровьем населения. Для современного поколения характерно снижение функциональных резервов организма, процессов саморегуляции, рождение ослабленного потомства и многое другое. В связи с этим в нашей стране государством определена «Стратегия развития страны 2018-2024г». Где сформированы 7 основных приоритетов развития страны. Образование, здравоохранение и социальная поддержка нашли отражение в приоритете под названием «Важен каждый».

Ведь жизнь и благополучие каждого россиянина – главное богатство страны. Отсюда важнейшая задача - обеспечить достойное качество жизни и возможность самореализации для каждого гражданина. Необходимо действовать по двум направлениям: снизить смертность и увеличить продолжительность здоровой и активной жизни. Поэтому очевидно, что в нашем городе все активнее начинает меняться отношение к здоровью. Все большие группы населения г. Ноябрьска привлекаются к занятиям спортом, правильному питанию и отказу от вредных привычек. Горожане с каждым годом все очевиднее начинают осознавать важность здорового образа жизни, а также то, что здоровье дает возможность эффективно реализовывать основные социальные ценности, такие, к примеру, как создание семьи и рождение здоровых детей. В целом здоровый образ жизни сам по себе представляет собой социальную ценность, укрепление и поддержание которой - одна из наиболее важных задач любого цивилизованного общества [1]. С социологической точки зрения здоровый образ жизни - это «концепция социальной политики, основанная на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом и утверждающая необходимость принятия конкретных мер и действий, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания» [2].

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора [1, с. 29].

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Выделяют три вида здоровья:

- Физическое – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

- Психическое – зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

- Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Осуществляя мониторинги, посвященные здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек в последние годы наблюдается отчётливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодёжи и более раннему началу регулярного употребления табака.

По результатам соцопроса было выявлено, что среди подростков 15-17 лет: курят от случая к случаю - 55%, среди них 17% девочки; курят регулярно - 25%, среди них 9% девочки; не курят вообще - 20%, среди них 12% девочки. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любопытство, желание казаться взрослым, не смог отказать, запрет родителей. Курение подростков замедляет их физическое и психическое развитие. Молодому организму нужно много сил, чтобы справляться со всеми нагрузками, а через 5-9 минут после выкуривания одной сигареты мускульная сила снижается на 15%. Было проведено очень много экспериментов, которые показали, что из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.

Помимо курения второй из самых острых проблем современной молодежи является приверженность к злоупотреблению спиртными напитками, средний возраст которых постоянно снижается несмотря на высокий уровень информированности и образованности большей части молодого поколения. Первое знакомство молодежи с алкоголем относится к подростковому возрасту. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного. Большой популярностью у молодёжи пользуются пиво и слабоалкогольные напитки, подкрепленные рекламой. Многие социологические опросы показывают, что среди первоклассников больше половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей.

А в результате систематического потребления алкоголя развивается нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы, и функций внутренних органов. Поэтому крайне важно реализовывать профилактические мероприятия и программы. Поэтому на базе МБУ «МЦРСиМ «Доверие» разработаны программы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ «Поколение NEXT», «Я здоровый – Я счастливый!», «Уходим на рекламу…», «Экология души», которые реализуются специалистами отдела СПССиМ в образовательных учреждениях города Ноябрьска.

Программы разработаны в соответствии с нормативной базой, регламентирующей профилактическую деятельность в образовательной среде, и реализуются на основании дифференцированного подхода в соответствии с принципами педагогической профилактики и применением разнообразных форм и методов работы.

Все представленные программы рассмотрены на Межведомственном экспертном совете при Антинаркотической комиссии по противодействию распространения наркомании в МО г. Ноябрьск и рекомендованы в работу. Программы по профилактической работе с учащимися разных возрастных групп способствуют решению следующих задач:

- Формированию адекватных представлений о последствиях потребления психоактивных веществ несовершеннолетними;

- Формированию способности сохранять и укреплять здоровье;

- Развитию чувства ответственности и умения противостоять негативному давлению окружающей среды;

- Развитию критического мышления у подрастающего поколения в отношении социально-негативных процессов, происходящих в обществе, и осознанию важности сохранения своего здоровья, как главной ценности человека;

- Развитию личностных качеств;

- Развитию коммуникативных навыков и навыков социальной компетентности несовершеннолетних;

- Умению планировать позитивные перспективы своего будущего;

- Повышению уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня толерантного сознания у подростков;

- Обучению родителей эффективным методам семейных взаимоотношений, способствующих воспитанию физически, психологически и нравственно здоровых детей.

Сценарные планы профилактических мероприятий разработаны с учетом возрастных особенностей аудитории и могут быть адаптированы к условиям и специфике деятельности конкретного учреждения (особенности процесса профилактики, контингента учащихся и т.д.). Средняя продолжительность мероприятий для учащихся составляет 1 академический час.

Кроме этого специалисты центра «Доверие» уделяют внимание работе с аудиторией родителей, а также с педагогическими коллективами образовательных учреждений.

Хочется немного подробнее остановится по каждой из программ.

Программа «Поколение Next» направлена на профилактику вредных привычек и формирование здорового образа жизни у младших школьников.

Основной задачей программы, является отдаление первого опыта употребления алкоголя или других психоактивных веществ. Поскольку, во-первых, дети, раньше начавшие употреблять алкоголь, с большей вероятностью становятся зависимыми, во- вторых, употребляющие алкоголь юноши и девушки находятся в зоне риска по другим негативным последствиям (нарушения памяти и снижение успеваемости, физическое или сексуальное насилие, травмы, проблемы с законом). Плюс ко всему специалисты, которые используют в своей работе пугающую тактику, могут предохранить некоторых подростков от употребления ПАВ, но не могут остальных убедить в том, что «наркотики – это зло», а те, кто транслируют такую позицию, часто лишаются доверия подростков. Основной альтернативой пугающему подходу является информирующий подход. Важно предоставлять подросткам, молодежи, их родителям и сообществу в целом точную и соответствующую возрасту информацию о ПАВ, что позволит обеспечивать легализацию и нормализацию любопытства подростка к собственному здоровью и рискованному поведению, а также его желания стать более независимым от тех, кто о нем заботится.

Опыт реализации программы показал, что программа востребована, реализуется на всех базах общеобразовательных учреждений, а так же в учреждениях подведомственных УДСМ Администрации города Ноябрьск.

Согласно Антинаркотическому плану мероприятий по противодействию распространения наркомании в МО г. Ноябрьск, за 2019 год в рамках программы по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у младших школьников «Поколение Next» разработано и проведено 192 профилактических мероприятий, с общим охватом учащихся 2600 человек, из них 17 мероприятий с охватом 436 по специфической профилактике. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что результаты, которые мы ожидали в ходе реализации программы достигнуты. Дети эффективно адаптируются в обществе и все знания, которые получили в ходе реализации программы о здоровье и здоровом образе жизни позволяют предупредить вредные привычки: употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте.

Мероприятия по программе «Уходим на рекламу…» так же показали положительный отклик не только среди учащихся образовательных учреждений, но и среди педагогов, поскольку темы актуальны и интересны для обсуждения, как для подростков и молодежи, так и для родителей. Одной из важнейших составляющих программы являются мероприятия, направленные на повышение личной социальной компетентности школьников, принятие высоких морально-духовных жизненных принципов.

В ходе реализации программы с участниками проведены мероприятия по неспецифической профилактике, направленные на разрешение конфликтных ситуаций; формирование навыков общения, профилактику правонарушений, формирование отношение к здоровью, как к ценности жизни; сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Анализируя деятельность в рамках реализации программы «Уходим на рекламу…», могу указать то, что основными участниками реализации неспецифической и специфической профилактики стали учащиеся общеобразовательных учреждений города, студенты, родители.

Мероприятия по специфической профилактике проводились в рамках городского Антинаркотического плана мероприятий по противодействию распространению наркомании в МО г. Ноябрьск. Основными участниками реализации специфической профилактики стали обучающиеся и студенты, также задействована родительская аудитория. В рамках мониторингового исследования, анализируется статистические данные о проведенных мероприятиях так 2019 году было проведено 110 мероприятий с общим охватом 2563 человека.

На одном из мероприятий студентам была предложена модель проекта с применением наглядного материала «Пьяные очки», при проведении которого, создается иллюзия алкогольного опьянения, студенты смогли почувствовать на себе отрицательное воздействие алкоголя на органы пространственного восприятия, зрение. Учитывая, что многие из студентов уже водили авто, данное упражнение было актуальным. После подобных упражнений следовало обсуждение участниками проекта ощущений, подведение их к выводам, какие отрицательные воздействия психоактивных веществ имеет разовое их употребление на организм человека и может повлечь отрицательные последствия на жизнедеятельность человека, а также на людей его окружающих. При этом, отмечались высказывания участников проекта как: «…так машину рискованно водить», «нарушается координации», и т.д.

Таким образом, в ходе работы с участниками, анализируя их высказывания, догадки, задавая вопросы, на основании чего они делают выводы относительно психоактивных веществ, мы очередной раз для себя подтвердили, что основным источником формирования мнения молодежи о психоактивных веществах является то информационное поле: СМИ, ролики, клипы, музыка, интернет, реклама, фильмы, окружающее молодежь и порой «затуманивающее их сознание». Практика показывает, что информация полезна, значима, но не вся, и если это информация будет идти сплошным потоком, то ее полезность будет минимальна. И здесь встает вопрос развития у подрастающего поколения умения мыслить критически, «фильтровать» этот информационный поток, влиянию которого подвергается современная молодежь.

Одна из интересных тем «Реклама» так же не оставила студентов равнодушными. Большинство студентов отрицательно относятся к рекламе, но вместе с тем прислушиваются к рекламе, считают, что она «диктует стиль жизни». Особенно активно критиковали рекламные ролики, скрытую рекламу в фильмах. В целом, в рамках реализации программы «Уходим на рекламу…» цель была достигнута в полной мере, что способствовало формированию критического мышления по отношению информации из СМИ.

Проведя общий анализ, по реализации данной программы хочется отметить, что студенты активно принимали участие в предложенных мероприятиях, а для себя мы сделали вывод о том, что необходимо разрабатывать мероприятия с использованием более интересных, ярких, эмоциональных упражнений.

Таким образом опыт работы со студенческой аудиторий нам принес новые идеи, новые знания, способствовал профессиональному росту коллег, позволил выявить мониторинг актуальных проблем студенчества города.

Нацелить молодежь на здоровый образ жизни, мотивировать на ведение здорового образа жизни – самая значимая цель нашей работы в рамках реализации данной программы.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что профилактика — это не единичное мероприятие, а целенаправленный системный процесс. У современной молодежи, которая находится под влиянием мировых развивающихся информационных технологий есть опасность сужения сознания, и в какой-то момент она начинает использовать только те стереотипы поведения, которые ей показывают игры, фильмы, социальные сети и т.д.

Следовательно, подводя итог, можем заявлять, что, реализуя программу по профилактике социальных девиации среди подростков и молодежи «Уходим на рекламу…» мы получили положительный результат, программа реализована в полном объеме, получена положительная обратная связь.

Программа, которая направленная на формирование культуры безопасности жизнедеятельности молодежи (15+) «Экология души» «нашла положительный отклик среди молодежи от 15-18 лет, родителей и педагогов.

За частую сталкиваемся с тем, что молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, в связи с наличием неудовлетворенных в полной мере потребностей не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место выходит наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от деятельности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей, уход в виртуальный мир.

Реализация программы «Экология души» это как раз то, что позволит комплексно подойти к решению выше перечисленных проблем и направить на повышение уровня психологической грамотности молодых людей в возрасте 15-18 лет и их родителей, а также на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни.

Все мероприятия проводятся с элементами тренинга за 2019 год проведено 108 мероприятий с охватом 2670 человек.

Хочется отметить, что в одном из своих выступлений В.В. Путин сказал: «Люди должны осознать, что здоровый образ жизни — это личный успех каждого».

Ведь не секрет, что здоровый образ жизни - это система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов.

На здоровье подростков оказывает негативное влияние ряд многих факторов, которые могут способствовать развитию агрессивного поведения, неврозов, депрессивных состояний у подростков. Именно в этом возрасте большое количество начинающих пробовать различные психоактивные вещества.

Подрастающее поколение не считают здоровье и здоровый образ жизни ценностью первого порядка. В этот период человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. При этом необходимо учитывать, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя потребительски относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.

Поэтому и появилась необходимость в написании и реализации программы «Я здоровый, я – счастливый!» В сложившейся ситуации необходим комплексный подход, ориентированный на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы ее сознания – познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную и деятельностную.

Важно, чтобы в итоге реализации программы у подростков сформировалась устойчивая компетенция – ответственность за свое здоровье, отказа от вредных привычек и предупреждение различных социальных девиаций. Особая важность программы «Я здоровый – Я счастливый!» состоит в том, что представлен он как комплекс установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и мотивацию на укрепление здоровья у подростков и молодежи. Благодаря обучению в рамках программы у молодого поколения появится желание относиться к своему здоровью как к ценности: придерживаться здорового питания, отдавать предпочтение активному отдыху, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье.

В отличие от большинства проектов и программ по профилактике приобщения к ПАВ подростков и молодежи, данная программа содержит минимум лекционного материала. Занятия представлены в интегрированной форме, – это интерактивные занятия с демонстрацией тематических видеороликов социального характера, презентации, практические упражнения неспецифической и специфической направленности, беседы.

В основе программы лежит позитивная профилактика, мероприятия направлены на осознанное предпочтение аудиторией преимуществ ЗОЖ перед употреблением ПАВ.

Кроме того, данная программа предполагает работу с родительской аудиторией, что также немаловажно в достижении положительных результатов.

В 2019 году в ходе реализации данной программы было проведено 78 мероприятий с общим охватом 1782 человек из них по специфические профилактики 23 мероприятия с охватом 53 человека.

Таким образом за 2019 год специалистами МБУ «МЦРСиМ «Доверие» было проведено 396 мероприятий с общим охватом 9614 человек. Специалисты уверены, что, повышая культуру здоровья молодежи, создадут необходимые условия для ведения здорового образа жизни, то появится надежда на то, что здоровье детей, подростков и молодежи перестанет быть острой социальной проблемой, а у общества появится уверенность в позитивном будущем россиян.

Список использованной литературы:

1. Крыжановская Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., – 2005.

2. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., – 2005.

3. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.

4. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., – 2003.

5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., – 2004.

6. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.

7. Максимова Т. М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодёжи/ Здравоохранение в Российской Федерации. – 2002. № 2.

8. Аллен Карр. Легкий способ бросить курить. пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2008.

9. Баль А. В., Баоканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М.: Владос, 2003.

10. Колеванова Т. К.  Суд над вредными привычками//Последний звонок. – 2005, - №6

11. Крылова И. Н. Береги здоровье смолоду// Педсовет – 2004, - №5.

12. Лабутин Н. Ю., Майский А. Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии// Здоровье детей: прил.газ. «Первое сентября». – 2003. - №23.

13. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ. ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.

14. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004.

15. Залоева Л. В. Человек вчера, сегодня, завтра. М.: Астрель АСТ, – 2002.

16. Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. Ижевск 2005 г.

17. Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. Ижевск – 2005 г.

18. Ваисов С.Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. Практическое руководство по реабилитации детей и подростков. – СПб.: Наука и Техника, – 2008 г.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт