Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 3. Развитие патриотизма в семь...

3. Развитие патриотизма в семье на основе подвигов Александра Невского


Глухова Марина Александровна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», г. Губкинский

 

Аннотация

События политической и экономической истории России последних двух десятилетий позволяют говорить об утрате значительной частью нашего общества традиций российского патриотического сознания. Это многократно повышает востребованность в воспитании патриотизма и гражданственности. В статье раскрывается актуальность воспитания детей в духе патриотизма и гражданственности в семье, как первичном агенте социализации, показана роль Александра Невского в истории нашей страны, представлены произведения до жизни и подвигах Александра Невского для духовно-нравственного воспитания детей в семье.

«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»  

Шарль Монтескье

Цель современного образования — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает базовые национальные ценности. К таким ценностям относится патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Что такое патриотизм? Кто такой патриот? В толковом словаре великогорусского языка В.А.Даля дана трактовка: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник»[1].

Мы не должны рассматривать «патриотизм» исключительно в узком понимании, сводя его исключительно  к знанию исторических дат и событий, лишь подчёркнуто вежливому отношению к ветеранами и т.д. Патриотизм это намного более широкое явление, которое включает в себя формирование активной жизненной позиции гражданина, приносящего пользу себе, окружающим людям, образовательной организации и государству в целом. Но, к сожалению, современные подростки и молодежь считают обыденным приобщение  к курению, легкому алкоголю с подросткового возраста, сожительство без регистрации брака. Они не готовы защищать свою семью, государство, безвозмездно помогать пожилым людям и инвалидам. Понимание добра и зла, великодушия, патриотизма у современных детей искажено, в приоритете выступают материальные ценности, виртуальные игры, социальные сети, в которых ищут кумира для подражания.

В некоторых образовательных учреждения преподаются такие предметы как ОРКСЭ и «Основы духовно-нравственно культуры», но всё же первым агентом социализации и источником патриотизма и гражданственности для ребенка является семья, так как чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, близким людям. «Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, - пишет праведный Иоанн Кронштадтский. – А заслуга перед Богом – воспитать ребёнка и соделать его… добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином»[2]. Воспитывать в семье детей патриотами – значит вырабатывать потребность вносить вклад в развитие страны, любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, готовить к выполнению своего гражданского долга. Семья  является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, а это шаг к духовно-нравственному возрождению России.

Как мама и педагог социально-гуманитарных дисциплин, считаю, что воспитание патриотизма и гражданственности должно строиться на конкретной исторической почве. В современном мире не хватает образов положительных героев. В нашей стране практически нет людей, которые не слышали бы имени Александра Невского, но о его жизнедеятельности имеются лишь фрагментарные знания. Александр Невский был прекрасный семьянин, отец шестерых детей и хороший дипломат, глубоко верующий человек, который в конце жизни выбрал путь монаха. Но обычно эта часть биографии остается не известной, его знают только с одной стороны: новгородский князь, одержавший победу над шведскими и немецкими рыцарями. Он боролся не с конкретными врагами на Востоке и Западе, а за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы были в нём – христианский долг и гражданская ответственность. Своим примером он задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Детский внутренний мир сложен и противоречив, но в тоже время податлив. Важно. Чтобы раннего возраста формировалось стремление приносить не только пользу себе лично, но и содействовать благу других и благу Отечества. Поэтому пропаганда деятельности Александра Невского играет в настоящее время большую роль в воспитании подрастающего поколения и возрождении духовной жизни России.

Художественный образ Александра Невского, сложившийся веками, обладает всеми качествами для духовно-нравственного воспитания школьников, интерес к личности князя не ослабел, и продолжает иметь дидактический характер. Образ Александра Невского характеризуется тремя обязательными признаками:

1.Диалектичен, в нем каждая эпоха выражала свое субъективно-историческое представление о князе;

2.Интегративен, в нём слились воедино три ипостаси человеческого бытия: христианина, гражданина и семьянина;

3.Субъективен, каждая эпоха и живущие в ней художники, писатели изображали свое видение героя (святого инока, доблестного военачальника, мудрого правителя).

Семейное воспитание детей на примере Александра Невского способствует формированию базовых национальных ценностей:

1.Патриотизм. Любовь князя к Родине, своему народу, готовность отдать жизнь за них – высший идеал христианской жизни. В этом проявляется патриотизм Александра Невского, выраженный не только в военных успехах, но и в проведении мудрой внешней политики. «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа».

2.Социальная солидарность. Фигура Александра Невского – это образ для построения межнациональных и межрегиональных отношений среди народов и конфессий России, она принимается всеми российскими национальностями.

3.Гражданственность. Александр Невский выступает примером мужества и служения Отечеству.

4.Целомудрие, верность семье. Князь Александр Невский – это образ семьянина, хранителя семейных ценностей.

5.Человечность, миролюбие.

Эти базовые ценности на примере князя Александра Невского определяют современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине, если они будут проявлять интерес к приобретенным знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступных их возрасту. Как же воспитать дух гражданственности и патриотизма через образ Александра Невского в семье?

Многообразие литературных произведений, художественных образов позволяет приобщить подрастающее поколение к базовым национальным ценностям. Работа по приобщению к наследию Александра – это семейное чтение книг об Александре Невском: А.Я.Дегтярев «Невская битва», В.Н.Терехов «Александр Невский» и др. Детям интересно рассматривать иллюстрации, знакомиться с небольшими отрывками из этих книг. Очень ярко представлен образ князя в поэме К.Симонова «Ледовое побоище»

И там, где копья прогибались,

Они в отчаянной резне

Сквозь строй немецкий прорубались

Плечом к плечу

Спиной к спине…

Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры.

А князь по-прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.

И только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повел дружину за собой[3] 

Это описание князя учит у него личному смирению, духовной стойкости, государственной мудрости и прозорливости, политическому и дипломатическому искусству, его воинскому и полководческому мастерству.

Современные телевизионные технологии позволяют  увидеть образ Александра Невского на экране. Яркий пример для семейного просмотра – фильм «Александр Невский» С.Эйзенштейна. Фильм стал классикой советского и мирового кинематографа, в 1978 году вошел в список 100 лучших фильмов. Фильм «Александр Невский» должен посмотреть каждый русский человек неравнодушный к прошлому и культуре нашей страны. «Александр Невский» - это патриотическое кино, которое создавалась в условиях жесткого контроля. Сценарий фильма утверждал сам Сталин, свобода режиссера была сильно ограничена.   Не смотря на то, что фильм во многом антиисторичен, в нем для детей представлен идеальный тип русского государя. Ни одно пожизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней, в фильме мы видим образ демократичного, справедливого, сильного и храброго князя, дальновидного защитника русской земли, талантливого полководца, снисходительного и милосердного к побеждённым.

Александр Невский – это безусловно важный знаковый деятель, ставший национальным символом и православным святым. Воспитание патриотизма невозможно без конкретных примеров. Жизнь святого благоверного Александра Невского является примером мужества, крепкой воли, самоотверженной любви к Богу, к Церкви, к Родине и своему народу. Он является победителем шведских и немецких воинов, которые задумали совершить крестовый поход на Русь для утверждения католической веры. Большой вклад великий князь Александр внес в строительство национального государства с городом Владимиром, был защитником русского народа от монгольского нашествия, внес огромный вклад в утверждение и развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов.

Литература

1.Бегунов Ю.К. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. – М.: Молодая гвардия, 2003

2.Васильев Г.Н. Изучение биографии Александра Невского в школе// «Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища. Материалы III Международных Александро-Невских чтений. 18 – 19 апреля 2012 г.

3.Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.

4.Дмитриев Л.А. Повесть о житии Александра Невского// История русской литературы XI – XVII вв. М., 1985.


[1] В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского  языка. Русский язык. М., 1990 г.

[2] Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадского. – Москва: ДАРЪ, 2007

[3] Симонов К.М. Ледовое побоище. Государственное издательство художественной литературы, 1941.



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт