Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 5. Духовно-нравственное воспит...

5. Духовно-нравственное воспитание детей через православную культуру в традиционной российской семье


Заднепровская Наталия Евгеньевна

Учитель иностранных языков, заместитель директора по УМР

НОЧУ Филофеевская гимназия, г.Новый Уренгой

 

Современное российское общество переживает непростой период -кризис духовных ценностей. В настоящее время материальное доминирует над духовным. В сознании ребенка размыты такие понятия, как доброта, милосердие, справедливость. Ребенку с детства навязывают то, что главное в жизни – иметь престижную работу, высокую зарплату, добиваться положения в обществе. И совсем неважно, какими способами это достигается. Очевидным становится кризис семейных ценностей, повлекший за собой духовный упадок общества. Меняются взгляды на распределение обязанностей родителей в семье, на воспитание детей. Женщина перестала быть хранительницей домашнего очага, а мужчина – добытчиком. Теряются многие традиции, которые во все времена служили связью поколений. Современный уклад жизни разрушает традиционные семейные связи. У нынешних родителей не остается ни душевных, ни физических сил на общение в семье, воспитание детей.

Неоспоримым является тот факт, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой проходит его развитие и становление как личности.

Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят между родителями. Именно семья дает ощущение стабильности и защиты, которые мы с самого детства проносим через весь жизненный путь и передаем своим детям. Традиции – основа уклада семьи, семьи - дружной, крепкой, полноценной. Поэтому одной из важных задач на сегодня является сплочение семьи путем возрождения семейных традиций.

Тот дух, который царит в семье, дух, которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее окружение ребенка,  - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира.

Особенностью современного духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только относительно детей, но и относительно самих себя  - стать самим носителем той духовно-нравственной культуры, которую они стремятся привить детям. Родителям необходимо стараться создавать в своей семье и постоянно поддерживать такую психологическую и духовную атмосферу, которая бы способствовала формированию и развитию у ребенка лучших человеческих качеств. Современным родителям следует свое родительство превратить в терпимое милосердие и служение Богу и ближним.

Духовно-нравственное воспитание школьников должно основываться на традициях русской православной культуры. Обращение к системе православных ценностей в школе – это возможность воспитать нравственное поколение, а также оздоровить общество в целом.

Россия сформировалась на духовных основаниях православного верования. Нельзя переоценить его  роль в становлении и жизнеустройстве русского человека, его семьи, русской культуры в целом.

В быту православного человека прививались такие важные качества, как трудолюбие, милосердие, доброта, поэтому изучение традиций и подлинной истории жизни народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Духовно-нравственное воспитание, основываясь на православные традиции, формирует такие важные качества у ребенка, как патриотизм, семейность, гражданскую позицию, влияет на психоэмоциональное  состояние и психическое развитие.

В церкви не прервана связь времен, в ней нет пропасти между поколениями, характерной для современного мира. А игнорирование опыта передачи духовных ценностей, как известно,  может неизбежно привести к разложению общества, что мы сейчас повсеместно наблюдаем. Вследствие распада общества, как мы знаем, может исчезнуть нация в целом.

Только вместе – школа, семья, церковь, государство, сплотившись ради единой цели, могут посеять в ребенке и взрастить зерно любви и добра, истины, правды, гармонии с окружающим миром; воспитывать человечность, сочувствие, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро.

Оплотом православия  города Новый Уренгой является Богоявленский собор, вокруг которого вращается школьная жизнь нашей Филофеевской гимназии. Невозможно представить жизнь нашей школьной семьи без ежедневных молитв, ежемесячных исповедей и причастий, без православных праздников, которые играют важную роль в формировании духовного мира школьников.

Событийная жизнь школы соотнесена с годовым кругом Православной церкви. Центральное место в школьном годовом круге занимают Рождество и праздников праздник Пасха. Следует отметить, что традиционно уже который год подряд педагоги гимназии с ребятами готовят рождественские и пасхальные спектакли, которые проходят в культурно-спортивном центре города «Газодобытчик». Все гимназисты, их родители и просто горожане приглашаются на концерт. Вечные библейские сюжеты, облачаясь в разнообразные художественные формы, всегда воспринимаются зрителями с большим интересом и благоговением.

Всей нашей православной семьей мы также празднуем День семьи, любви и верности в  первые выходные сентября, праздник Покровы, День Жен-мироносиц. Великому посту   всегда предшествует широкая Масленица с народными гуляньями и вкусными блинами.

Поистине удивительное и загадочное явление православной культуры – праздники и обряды. Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, наши дети должны быть участниками традиционных праздников на Руси, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры.

Православные праздники приобщают ребенка к истокам православной культуры и помогают восстановить традиции русского народа в современном обществе.

Организовывая праздничные мероприятия, связанные с православной традицией русского народа, мы всегда стремимся, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями. Важно отметить, что вся духовная жизнь проходит с участием родителей.

Самым любимым праздником наших школьников символично стал День семьи, любви и верности. Ребята обычно устраивают небольшой концерт, где в стихах и песнях напоминают вновь и вновь о великом подвиге во имя любви святых Петра и Февронии. В этот день семьи принимают активное участие в командных состязаниях и викторинах. Традиционно ребята совместно с родителями готовят дома десерты и угощают гостей праздника.

Родители, присутствуя на наших мероприятиях, видя, какие чувства и эмоции испытывают дети, начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней: помогают изготавливать костюмы для концертов, совместно с детьми готовят поделки и выпекают кондитерские изделия для благотворительных ярмарок, которые ежегодно проводятся в гимназии накануне Рождества и Пасхи. Собранные средства гимназия жертвует в фонд помощи тяжело больных детей нашего города. Мероприятия подобного рода формируют у подрастающего поколения чувство милосердия, сострадания к ближнему, готовность протянуть руку помощи в трудную минуту.

Традиционными для нас стали ежегодные паломнические поездки по святым местам России. Гимназисты вместе с педагогами успели неоднократно побывать в Тобольске, Тюмени, Екатеринбурге, Москве, где посетили старинные храмы, узнали много удивительных фактов о жизни святых, прославивших эти места.

В преддверии празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского невозможно не упомянуть о паломнической поездке по Золотому кольцу России, в рамках которой мы посетили славные города Владимир, Суздаль, Москву, Боголюбово, Переславль-Залесский. В Переславле все еще можно найти места, где ступала нога легендарного князя, и которые выглядят почти так же, как во времена княжения Александра Невского. Именно в этом городе родился и рос святой благоверный князь Александр, который был причислен к лику святых Русской православной церковью. Он любил жить в мире, ценил свободу, поступал справедливо, хранил веру православную на Руси. В нем было сочетание человеческого и ангельского подобия. Будучи правителем Владимиро-Суздальского княжества, великий князь Александр Невский внес огромный вклад в утверждение и развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов; учил жить по заповедям, всего себя отдавать Родине.

Хочется добавить, что в 2019-2020 учебном году олимпиада по основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную!» была посвящена эпохе Александра Невского. В школьном туре олимпиады приняли участие 30 гимназистов. В муниципальном туре олимпиады победителями и призерами стали 5 обучающихся Филофеевской гимназии. Одна гимназистка стала призером  Окружного этапа олимпиады. Наши ребята  активно приобщаются к исторической памяти нашего народа, изучают его культуру, традиции.

Христианские принципы любви, гармонии, красоты обладают неоценимыми воспитательными возможностями. Именно ссылаясь на них, возможно преодоление современного кризиса культуры, образования, внутреннего мира человека. Для того, чтобы общество выжило, сохранило свою самобытную культуру, необходимо передавать из поколения в поколение те духовно-нравственные ориентиры, на которых оно держалось всю историю своего существования.

Задачей школы и общества в целом остается работа по формированию духовно-нравственной личности, способной к совершенству и гармоничному развитию; становлению духовно-нравственных ценностей, формированию моральных качеств будущего гражданина России. Ориентиром семьи должно стать духовно-нравственное воспитание детей с опорой на православную культуру, которая помогает воспитывать милосердие, сострадание, умение быть терпимым и мирным  во взаимоотношениях с другими людьми.

Литература

1. Бородина А. В. Основы православной культуры. М.: Покров, 2003.

2. Викторович В. А. Россия и славянский мир. История, язык, культура. М.: Три квадрата, 2008.

3. Григорьев Александр, прот. Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Ч. 1. [Электронный ресурс]: http://pravoslavie.ru/1347.html.

4. Дмитриев Л.А. За землю русскую / Воинские повести Древней Руси. — Л.: Лениздат, 1985.  — (Б-ка «Страницы истории Отечества»). С. 3-16 (вступительная статья).

5. Духовно-нравственные основы отечественного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.

6. Житие святого благоверного князя Александра Невского [Электронный ресурс]: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6392.htm.

7. Никулина Е.Н. Агиология: Курс лекций. — М.: ПСТГУ, 2009. Раздел 6.1.2:. https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/agiologija/

8. Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения. ООО ИПП «Мастерская печати», Н., 2012.

9. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. Лекция 7. [Электронный ресурс]:  https://azbyka.ru/otechnik/books/14843-kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/ 

10. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра [Электронный ресурс]: http://www.pravoslavie.ru/39091.html

11. Рогов А. Русский народ. Православие. М.: Олма-Пресс, 2008.

12. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. М. Айрис-пресс, 2003.



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт