Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 6. Духовно-нравственное воспит...

6. Духовно-нравственное воспитание детей через православную культуру в традиционной российской семье


Насадюк Олеся Викторовна, педагог-психолог

Юрко Оксана Сергеевна, педагог-организатор

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма».

Надымский район,  г. Надым

 

«Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Борис Шергин

В современном мире, где перемены в области просвещения и социальной жизни страны, духовного кризиса человеческого общества делают проблемы морали, этики, духовности – актуальными.

Духовно-нравственное воспитание, где личность закладывается в раннем детстве, а значит в семье. В семье, где рождается чувство значимости друг друга, создаются ситуации, при которых социальное развития ребёнка, передаётся механизм духовно-нравственных ценностей, образцов поведения, моральных норм, традиций. Значимость семьи обусловлена тем, что ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй где, ребёнок находится в течение большей части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовной и православной культуре общества.

Дети, не понимая речь и поступки взрослых, а также ещё не умея говорить, уже по-своему реагируют на моральный климат семейного окружения. Благожелательность в отношении друг к другу, ласковая речь, спокойный тон в общении добросердечность — это фон для формирования в нём нравственных потребностей, и, крик, грубые интонации иначе, насилие такая семейная атмосфера может привести к противоположным результатам. Семья выступает в качестве как положительного, так и негативного фактора воспитания. Положительное воспитание детей через православную культуру состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Дети с детства наблюдают за отношениями между родителями, которые становятся для них примером отношений между мужчиной и женщиной, ведь родители должны следить за собой в первую очередь, и сразу стараться устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать в детях негативные поступки. Мы должны помнить, что дети – это наше отражение!

С ранних лет в православной семье закладывается духовное и нравственное воспитание личности ребёнка и к поступлению его в школу, он уже сформирован как личность более чем наполовину. Поэтому нам, педагогам важно развивать и поддерживать то, что заложено в семье, необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. К сожалению педагогов, нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать православно - верующего ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны его отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить огромное количество усилий в формировании личности ребёнка для того, чтобы доминировали духовные и нравственные качества такие как: доброта, правдивость, любовь, гуманность, совестливость, сочувствие, чуткость, верность своим убеждениям и долгу.

Школа и семья, в современных условиях сталкивается с фактом того, что проблемы, тесным образом связанные с взрослением обучающихся, затрагивают не только подростков, но и школьников младшего возраста. И эти два слагаемых являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием молодого поколения.

Какую роль в этот период в жизни школьника должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

Самое главное для ребенка - эмоциональная поддержка. Какие бы испытания не преследовали ребенка, какими бы не были нелепыми, с точки зрения взрослого, родители обязаны сопереживать, осознавать, принимать и оказывать поддержку своему ребенку только потому, что они его родители. Первой и главной обязанностью родителей по отношению к своим детям должна быть глубокая, искренняя и настоящая вера в него, которая формируется в их раннем детстве, а ростки их дают свои всходы в подростковом возрасте.

В свою очередь современная школа, обладающая большим опытом в области развития, воспитания, педагогическими знаниями выступает помощником в оказании поддержки и помощи родителям и является союзником в воспитании будущего поколения. В связи с этим значительное место в нашей школе занимает просветительская работа с родителями, повышение их педагогической и православной культуры, объяснение прав и обязанностей в современных условиях через мероприятия, с приглашением родителей (законных представителей) обучающихся: недели открытых уроков ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) в 4 классах; внеурочных мероприятий (вернисажей, выставок творческих работ обучающихся освоивших курс ОРКСЭ) организовываются недели открытых уроков ОРКСЭ, проводятся занятия с родителями обучающихся по программе «Школа родителей – курсы ОРКСЭ».

Важно помнить, объединив усилия в духовно-нравственном и православном воспитании мы сможем вырастить толерантного, ценящим и уважающего традиции, культуру своего народа, доброго, порядочного, честного гражданина, если рядом с ребёнком по жизни будет идти добрый и надёжный друг, родитель, педагог, наставник. От этого напрямую зависит нравственное здоровье нашего общества в будущем.

В заключении хотелось бы сказать словами Антона Семёновича Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой».

Список литературы:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. -29c.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2016. - N 11

3. Шестун. Евгений, священник. Православная педагогика. – М., Православная педагогика, 2001. - с.559



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт