Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 9. Духовно-нравственное воспит...

9. Духовно-нравственное воспитание детей через православную культуру в традиционной российской семье


Поликарпова Елена Николаевна

МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко

 

Актуальность и новизна

«Детские сады, воскресные школы, православные гимназии, вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Семья и детский сад – два важных института социализации детей, взаимодействие которых способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

Перед дошкольным учреждением стоят важные задачи: создать единое пространство сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Это значит: достичь высокого качества в развитии дошкольника, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса, оказать семье педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в  духовно-нравственном воспитании, развитии и обучении ребёнка, помочь раскрытию его способностей и возможностей.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы:

- открытость детского сада для семьи каждому родителю (законному представителю), обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Постановка проблемы

Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, осваивается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых и мистикой.

Неполноценное, а то и искаженное духовно-нравственное развитие ребенка является причиной деформаций его социального развития [1, с. 21].

Проблема заключается в том, чтобы на основе анализа данной проблемы разрешить противоречие между важностью духовно-нравственного воспитания детей и недостаточностью уровня православной культуры в традиционной российской семье.

Осознание необходимости разрешения данного противоречия определило разработку проекта «Родительская академия» по трем направлениям:

1. Профилактика социально-психологического неблагополучия.

2. Психолого-педагогическое сопровождение семей и воспитанников.

3. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через православную культуру.

Нормативно – правовой базой, на которой основывается проект, являются: Конституция РФ, Федеральный законы Российской Федерации «Об образовании в РФ» 29.12.2012. № 273 - ФЗ, Приказ Минобрнауки от 17.10.2013. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и Управлением Салехардской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 30.11.2011 года №101-19/97.

Гипотеза

Мы предполагаем, что разработка и реализация проекта «Родительская академия», системная работа с родителями позволит достичь положительных результатов: позитивно поменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, увеличится количество активных участников событий детского сада, родители станут незаменимыми помощниками воспитателей в духовно – нравственном воспитании детей через православную культуру.

Основная цель проекта: целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций семьи.

Проект  рассчитан на три возрастные группы:

I группа – дети 4 – 5 лет;

IIгруппа – дети 5 – 6 лет;

III группа – дети 6 – 8 лет.

Проект учитывает, что уровень нравственного и духовного развития ребенка определяется не только возрастом детей, уровнем их социального развития, но и включением в культурную традицию, что связано с условиями воспитания ребенка и образом жизни семьи.

В течение года педагоги и специалисты детского сада успешно реализуют проект «Родительская академия» в оказании практической и теоретической помощи, через совместное проведение акций «Правовая пропаганда», «Не ремень, а пряник», «Город без жестокости к детям», «Забота о ближнем», «За здоровый образ жизни», «Внимание дети!», «Возьмемся за руки, друзья!», акций, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Георгиевская ленточка», «Я помню, я горжусь!», «Окна Победы», «вон Победы», «Парад Победы», «Радио Победы», «Голубь мира», «Парад Победителей», «Письма Победы», «Памятники Победы», конкурсов макетов и рисунков «Они сражались за Родину», «Салют Победы», многочисленные совместные конкурсы, проекты и события в течение учебного года позволяют укрепить сотрудничество детского сада с семьями воспитанников.

Во взаимодействии с родителями используются разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные, отмечается рост активности родителей в мероприятиях детского сада.

День открытых дверей, семейный праздник «Ярмарка традиций», родительская мастерская «Папа может», День бантиков, семейный робототехнический фестиваль «От детского сада до производства», День друзей, семейная игротека «Мы вместе!», День славянской кухни, Неделя здоровья, дискуссия «Ребенок и его права»,  конкурсы «Цифра группы», «Новогодний сюрприз», смотр-конкурс «Столик накройся», квест- игра «Детство без слез», творческая мастерская «Семейная фоторамка», фестиваль «LEGO-Технопарк -Планета добрых роботов», семейная мозартика «Детство - без насилия и слез», фото-вахта «День Победы!»;

- проекты: «За здоровьем в детский сад», «Наша дружная семья», «Этот удивительный мир природы», «Космос», «В гостях у сказки», «Играем вместе», «Семейный герб»;

- тематические и спортивные праздники, развлечения: фестиваль ГТО, «Лыжня героев», «Будь здоров», праздник «День Победы», «Урок мужества», «Счастливое детство», «Ах, лето», «Все дело в шляпе», «Путешествие в лето», флэшмоб «Лето, здравствуй!», квест-игра «Мама-слово дорогое» и т.д.;

- выставки, конкурсы совместных творческих работ: «Я рисую свои права!», «Движение-жизнь!», «Счастливая семья», «Наши папы - мастера», «Рождество-2020», «Новогодний сюрприз», «Птичьи домики», «Безопасное детство», «Супер папа»,  «Пасхальная радость», «Мир без опасностей», «В страну дорожных знаков», «Безопасное лето», «Ах, лето!», «Наша дружная семья», «День России»;

- акции: «Мы за здоровый образ жизни!», «Доброе сердце», «За здоровьем в детский сад», «Письмо родителям», «Осторожно, пешеход!», «Новогодняя игрушка», «Забота о ближнем», «Спаси дельфина, пока он живой», «Теплый день», «Мамочка любимая», «Ремень безопасности», «Здоровый Новый год!», «Пусть серое станет цветным», «Подари улыбку другу», поздравительная акция Защитники Отечества», В детский сад на велосипеде», «Ромашка белая», «Возьмемся за руки друзья», «Голубь мира», «Георгиевская ленточка» и т.д.

В этом учебном году в Муравленковском городском онлайн - фестивале «Семья» приняли участие четыре замечательные семьи детского сада «Сказка»: семьи Мамедовых, Поликарповых, Красновых и Димовых. Семья Красновых заняла почетное III место.

Основой событийно-содержательной линии проекта «Родительская академия» направления  «Духовно-нравственное воспитание детей через православную культуру» является православный церковный календарь, в соответствии с которым выстраивается воспитание и обучение детей в группе дошкольного учреждения и соглашение рамках Соглашения о социальном партнерстве между Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и Управлением Салехардской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 30.11.2011 года №101-19/97.

Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполняется, по словам К.Д. Ушинского, «целый детский год», в котором самое видное место занимают, конечно, праздники, вводящие ребенка в светлый, радостный мир православия, благодаря чему по-новому открывается жизнь людей и природы. «Пусть каждый, – пишет К.Д. Ушинский, – припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. [2 с 21-22].

Согласно церковному календарю все участники образовательного процесса участвуют в муниципальных и институциональных мероприятиях, организованных Местной религиозной организацией православного Прихода храма Преображения Господня город Муравленко ЯНАО Салехардской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат):

2019- Городской конкурс детского творчества «Пасхальная радость-2019»/ номинация «Семейная»,  дипломом III степени, семья Кайгородовых;

2019- конкурс «Новогодние фантазии», номинации: Новогодний сувенир, Новогодняя открытка, Новогодняя игрушка, Символ 2020 года, Рождество 2020, 20 участников;

2020- Городской конкурс детского творчества «Рождество – 2020»/  номинация ИЗО, диплом I место, семья Мамедовых;

2020- конкурс-выставка рисунков и поделок «Святая Пасха», 15 участников.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации проекта «Родительская академия» осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Содержание деятельности взаимодействия с родителями реализуется через разнообразные формы общения, как традиционные, так и нетрадиционные. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя в организации различных мероприятий, проявляют интерес к жизни группы, детского сада, эмоционально поддерживают своего ребенка, активно участвуют в совместных конкурсах и выставках, спортивных событиях, направленных на физическое, духовно-нравственное развитие, сплочение и укрепление семейных традиций семьи.

Сделать систему работы дошкольного учреждения открытой и доступной всем участникам образовательных отношений, быть постоянно в курсе всех важных событий из жизни детского сада, групп, воспитанников и коллектива «Сказки» позволяют сайт учреждения, общедоступные социальные группы для родителей и сотрудников детского сада, созданные в рамках крупнейших социальных сетей: Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, в которых систематически транслируется подробная информация о всех событиях и достижениях детского сада и его воспитанников.

С целью обеспечения открытости деятельности МБДОУ «ДС «Сказка», развития имиджа детского сада и общественного интереса к образовательному учреждению, созданы условия для качественной реализации основной образовательной программы дошкольного образования и Программы развития детского сада, обеспечения конкурентоспособности учреждения в образовательном пространстве города Муравленко создан Совет учреждения (15 представителей родительского сообщества).

Заключение

Таким образом, обобщая в целом работу дошкольного учреждения, можно сказать, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты: родители проявляют заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе, создана атмосфера взаимоуважения, которая способствуют повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.

Таким образом,  2020-2021 учебном году запланировано:

- сохранить построенную систему тесного сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи в вопросах полноценного развития детей на дошкольном этапе;

- продолжить работу по повышению активности участия родителей воспитанников в мероприятиях и событиях детского сада, активно поддерживая результаты и достижения свих детей;

- обеспечить эффективность организации Совета учреждения, участия родительской общественности в контроле организации дошкольного образования, организации питания и безопасных условий в учреждении;

- обеспечить широкую трансляцию позитивного опыта семейного воспитания, позитивного опыта взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Список использованной литературы

1. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Нервность: ее духовные причины и проявления. – М.: Русский хронограф, 1999. – 127 с.

2. Гладких Л.П. Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение. Курск, 2008. - c 21-22

 

 



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт