Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Актуальные аспекты сохранения ...

Актуальные аспекты сохранения здоровья детей на Крайнем Севере и меры его укрепления


Капизова Лариса Григорьевна
инструктор по физической культуре
МДОУ детский сад комбинированного вида «Синеглазка»
г. Ноябрьск
Даминова Маргарита Рифовна
заместитель заведующего по воспитательно–методической работе
МДОУ детский сад комбинированного вида «Синеглазка»
г. Ноябрьск

Краткая аннотация

В статье представлен опыт работы педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Синеглазка» по использованию здоровьесберегающих технологий. 

 

В настоящее время одной из наиболее важных задач и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизический комфорт жизни. И проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Здоровье же, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьетворящего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Однако, как отметил губернатор ЯНАО Д.Н.Кобылкин, «наши приоритеты должны быть ориентированы не только на увеличение численности населения, но и на сохранение жизни и здоровья каждого ямальца. Это не только задача работников здравоохранения, это задача всего общества». Поэтому 2013 год на Ямале объявлен Годом народосбережения (ежегодный доклад губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа) [38].

Ямало-Ненецкий автономный округ является территорией Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Недостаток солнечной активности, кислородное голодание, резкие колебания температуры и атмосферного давления, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов неизбежно приводит к нарушению функционирования организма и развитию хронических заболеваний.

Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются  наиболее социально незащищенной группой населения, находящейся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. И поэтому, условия проживания ребенка на территории Крайнего Севера со всеми  вытекающими негативными последствиями  на здоровье  ребенка и его развитие, требуют подробного освещения и необходимость рассмотрения ряда природно-климатических факторов, которые оказывают непосредственное влияние на рост и развитие растущего детского организма.

В силу экстремальных природно-климатических факторов, условия жизни на Севере неравноценны по комфортности с условиями жизни других регионов страны и дети, особенно дошкольного возраста, болеют в 2,5 раза чаще. Под влиянием неблагоприятных климатоэкологических факторов, происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы. У каждого пятого ребенка отмечается недостаток массы тела. Наиболее чувствительны к факторам среды дети, и прежде всего младших возрастных групп. У детей Севера все чаще встречаются хронические формы сердечнососудистых заболеваний, болезней органов дыхания, пищеварения, за счет увеличения частоты хронических форм патологии в округе увеличилось количество детей-инвалидов. Медицинская статистика об итогах медицинского осмотра детей за 2010, 2011 годы свидетельствует об увеличении количества детей с заболеваниями слуха, зрения, нарушением обмена веществ,  болезнями нервной системы, сколиозом, плоскостопием и другими заболеваниями. Отметим также, что обеспокоенность ученых вызывает то, что девять из десяти обследованных детей-северян имеют выраженный дефицит йода, а каждый шестой школьник уже имеет эндокринную патологию, зачастую сочетающуюся с нарушением умственного и физического развития. По мнению медиков, дети мало двигаются, что в дальнейшем приводит к серьезному нарушению здоровья, обмена веществ и физического развития подрастающего поколения.

Таким образом,  негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка. Следовательно, «северные» дети нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных оздоровительных мероприятия. Одним из успешных и эффективных средств, обусловленных природно-климатическими факторами, на наш взгляд, является применение  здоровьесберегающих технологий.

Целеполагающим в стратегии работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск является структурирование воспитательно-образовательного процесса на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми в рамках единого комплексного оздоровительно–развивающего пространства. Дошкольное образовательное учреждение постоянно осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания и развития, которые в настоящее время приобрели общее название - «здоровьесберегающие технологии».

Из технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем дошкольном образовательном учреждении используются:

1) Остеопатическая гимнастика, которая проводится после сна в постелях каждый день в старшей и подготовительной группе. Ее отличает «техническая» простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта. Ее проводит воспитатель. Одним из видов, используемых в МАДОУ комплексов гимнастик «пробуждения», стала остеопатическая гимнастика, корригирующая ортопедические и психомоторные нарушения у детей. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, необходимо приготовить валик из махрового полотенца размером 45 х 110 см, скатанного в трубочку. Валик для детей должен быть сшит с учетом длины шеи. Кстати, в нашем ДОУ валики используются не только для гимнастики, но и во время сна детей.

Небольшой экскурс:

Остеопатия – восстановление структуры через нормализацию макро- и микродвижений.

Данный гимнастический комплекс разработан специалистами Академии развития ребенка под руководством профессора В.Л. Адрианова (основателя российской школы остеопатии).

Гимнастика «пробуждения» заключается в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекающих весь организм ребёнка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. За счёт движений конечностями и дыхательных  упражнений, по закону  гидравлической системы, эти движения  передаются на оболочки и кости черепа и нормализуют первичное респираторное дыхание нервной ткани, восстанавливаются ассоциативные связи головного мозга. Это нормализует  все  проявления в психомоторной схеме и интеллектуальные возможности. Срабатывает  связка: «движение – способность к обучению - движение».

Цель остеопатической гимнастики - восстановление баланса между всеми системами организма, активизация его защитных сил, повышение уровня адаптации и сопротивляемости человека к любым нежелательным воздействиям и, в конечном счёте, повышение качества жизни.

Длительность остеопатической гимнастики может быть от нескольких минут (минимально 7-15 минут) до нескольких десятков минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.

2) Фитбол-гимнастика (тренировка), проводится один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, начиная со средней группы. Фитбол проводится на специальных мячах. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как массажер, ориентир, амортизатор, тренажер, предмет отягощения или препятствия. Ответственный за него - инструктор по физической культуре. Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм ребенка состоит в следующем: укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины и таза, мышц рук и плечевого пояса, мышц ног и свода стопы, формирование осанки, профилактика плоскостопия, увеличение гибкости и подвижности суставов, развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, профилактика мышечной недостаточности, функциональных нарушений многих органов и систем. Опыт работы в данной оздоровительной технологии позволяет нам сделать вывод, что обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:

- происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;

- совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;

- развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

- улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

3) Ритмику проводит музыкальный руководитель по программе И. Бурениной один раз в неделю во второй половине дня в музыкальном зале, начиная со средней группы.

4) Игровой час (бодрящая гимнастика) используется воспитателями в работе с детьми первой и второй младшей группы ежедневно после сна. Это комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

5) Динамические паузы применяются воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности 2 – 5 мин. по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы. Комплексы физкультминуток включают дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

6) Подвижные и спортивные игры используются как часть непосредственно образовательной деятельности области «Физическая культура», на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно во всех возрастных группах. Игры проводятся инструктором по физической культуре и воспитателем и подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр.

7)Пальчиковая гимнастика. Она используется в работе с детьми с младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно, систематически используется в работе с детьми с речевыми проблемами, и проводится воспитателем в любой удобный промежуток времени.

8) Кинезотерапия – это комплексное применение различных движений для оздоровления детей. Это комплексное занятие проводится воспитателем один раз в неделю, всей группой начиная, со средней, во второй половине дня.

9) Гимнастика для глаз. Она проворится воспитателем ежедневно по 2 - 5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.

10) Дыхательная гимнастика проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. Широко используется проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

11) Тренажерный путь – это закаливающие мероприятия после сна. Дети выполняют упражнения на всем пути от кровати до умывальника. Работа проводится ежедневно после сна всей группой, начиная с младшего возраста.

К технологиям обучения здоровому образу мы относим:

  1. Непосредственно образовательную деятельность области «Физическая культура», которую проводит инструктор по физической культуре три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная с 3-летнего возраста.
  2. Организацию плавания (проводится инструктором по физической культуре плавательного бассейна, два раза в неделю, начиная со второй младшей группы).

3) Утреннюю гимнастику (проводится ежедневно воспитателями в музыкальном и физкультурном залах, в группе). Комплексы используются во всех возрастных группах и подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

4) Спортивные игры. Их обучение осуществляет инструктор по физической культуре один раз в неделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста.

5) Беседы о здоровом образе жизни проводятся воспитателями один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целая непосредственно образовательная деятельность области «Познание», начиная со второй младшей группы.

6) Точечный массаж проводит медсестра и воспитатели по специальной методике сеансами или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Он показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.

7) Веселые старты – это подвижные игры, игры эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. Очень любимы детям. Проводятся инструктором по физической культуре один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.

8) ОПФ (общая физическая подготовка) – это упражнения сверх программы: упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения. Также проводятся один раз в неделю в физкультурном зале, в подгруппе спортивно одаренных детей старшего дошкольного возраста.

9) Физкультурные досуги и праздники – это эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие. Проводится инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и воспитателями один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. 10) СМИ (ситуативные малые игры) – ролевая подражательная имитационная игра. Проводится воспитателями два раза в месяц в группе, в музыкальном и спортивном залах в младшем дошкольном возрасте.

Применяются также еще коррекционные технологии:

1) Арт-терапия – это оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО). Сеансы проводятся воспитателем по изобразительной деятельности по 10-13 человек в группе в музыкальном зале, в старшем дошкольном возрасте.

2) Технология музыкального воздействия. Сеансы проводится музыкальным руководителем по 10-13 человек в группе во второй половине дня в музыкальном зале, в старшем дошкольном возрасте. Используется спокойная классическая музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов…), звуки природы.

3) Сказкотерапия – с использованием мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс. Проводится воспитателем группы два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста.

4) Психогимнастика применяется педагогом-психолог один раз в месяц, по 10-12 человек в группе в музыкальном и физкультурном залах, начиная со средней группы.

5) Артикуляционная гимнастика. Ее цель – фонематическая грамотная речь без движений. Проводят воспитатели групп два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

6) Библиотерапия - представляет собой технологию лечения книгой, формирования поведенческой реакции. Сеансы проводятся воспитателями по 6-8 человек в группе, по 10-12 занятий в музыкальном зале, в группе, начиная с младшего дошкольного возраста.

7) Массаж с помощью сухого обтирания проводится воспитателями ежедневно после сна в группе или спальне в постелях, начиная со средней группы.

В заключении хочется отметить, что целенаправленная реализация здоровьесберегающих технологий позволило коллективу МАДОУ «Синеглазка» добиться снижения заболеваемости (таблица 1), обеспечило индивидуальный подход к каждому ребенку, а также совместными усилиями успешно преодолевать имеющиеся  нарушения, осложненные влиянием природно-климатических факторов района Крайнего Севера, сформировало у педагогов положительные мотивации на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 

 

 

 

Таблица 1

Показатели заболеваемости и посещаемости воспитанников

МАДОУ «Синеглазка»

№ п/п

Показатели

2009 - 2010

2010 - 2011

2011 - 2012

3.1.

Число дней, пропущенных по болезни (всего), в т.ч.

5682 / 11%

4740 / 8,7%

2398 / 7,2%

Пропущено в среднем дней по болезни 1 ребенком до 3-х лет

27,6

20,7

14,3

Пропущено в среднем дней, по болезни 1 ребенком от 3 до 7 лет

12,8

13,3

12,7

3.2.

Количество случаев заболеваемости, в т.ч.

681

495

309

Заболевания органов дыхания:

582

402 / 81,2%

208 / 67,3%

- ОРВИ

336

245 / 49,5%

134 / 43,4%

- ангина

12

16 / 3,2%

8 / 2,6%

- бронхит

30

18 / 3,6%

10 / 3,2%

- грипп

29

2 / 0,4%

---

- прочие соматические

175

121 / 24,4%

56 / 18,1%

Болезни глаз

18

11 / 2,2%

5 / 1,6%

Болезни уха

11

19 / 3,8%

4 / 1,3%

Прочие

9

7 / 1,4%

8 / 2,6%

3.3.

Данные углубленного медосмотра:

 

 

 

- нарушение зрения

24 / 8,7%

17 / 5,8%

10 / 4,6%

- нарушение осанки

74 / 27%

81 / 28%

52 / 24%

- плоскостопие

62 / 23%

72 / 25%

69 / 32%

- ЧБД

21 / 7,6%

23 / 7,9%

10 / 4,6%

3.4.

Количество детей, состоящих на диспансерном учете:

10 / 3,6%

14 / 4,8%

3 / 1,3%

- заболевание сердечно-сосудистой системы

2

2

1

- заболевания почек

3

5

 

- заболевания крови

2

1

 

- заболевания органов зрения

 

1

 

- заболевания дыхательной системы

3

2

 

3.5.

 Количество  детей по группам здоровья:

 

 

 

- 1 группа

2 / 0,7%

3 / 1%

3 / 1,3%

- 2 группа

260 / 94,5%

274 / 94,2%

219 / 97,3%

- 3 группа

13 / 4,7%

13 / 4,5%

2 / 0,9%

- 4 группа

---

1 / 0,3%

1 / 0,4%

 

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания. – [www/1september.ru/]
  2. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/]
  3. Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма. – [MedBookAide]
  4. Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития; Академия и Ко, 1998. – 256 с
  5. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с
  6. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса, 2005. - 64 с
  7. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с
  8. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 232 с
  9. Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях. /Медицинская сестра. – 1987. – №1. – С.20-24.
  10. Закаливание. – [baby.inlife.ru]
  11. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.
  12. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб.: «ДИЛЯ», 2007. – 144 с
  13. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006.–104 с
  14. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 105 с
  15. Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ [Текст]. /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61.
  16. Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». –  [webmaster@komarovskiy.net]
  17. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». – М.: ИДОСВ РАО, 2003–  [http://www.tovievich.ru]
  18. Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.107-111.
  19. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. / Управление ДОУ. - 2006. - №7. - С.84-95.
  20. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261 с
  21. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.
  22. Николаева Л. Остеопатическая гимнастика. /Обруч. – 2007. – №1. – С. 40-43
  23. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. - Воронеж, 2007. – 85 с
  24. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. –  СПб.: КАРО, 2006. – 136 с
  25. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. -  СПб.: РЕЧЬ, 2002. – 176 с
  26. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988. – 747 с
  27. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  28. Погодаева Т.Н. Комплексное воспитание здорового образа жизни у детей с сочетанными нарушениями в развитии. – [MedBookAide]
  29. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.- Л.: Медицина, 1991г.  – [baby.inlife.ru]
  30. Растить детей здоровыми: практическое пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 – 76с.
  31. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Журнал «Дошкольное воспитание». - №9. - 2004.
  32. Рунова М.А. Движение день за днем. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с
  33. Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности. / Педагогический вестник. –  2000. – №12. – С. 23
  34. Холод для здоровья. Иммунитет и стресс. – [http://zakalivanie.ru].
  35. Чупаха И.В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (текст): научно-практический сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.
  36. Яковлева Л.Ю., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Программа «Старт». Методические рекомендации. – М.:Владос, 2004. – С.4-13.
  37. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ВЛАДОС,  2003. – 320 с.
  38. http://www.kobilkin.ru/actual/36
остеопатическая гимнастика
остеопатическая гимнастика
тренажерный путь
тренажерный путь
фитбол гимнастика
фитбол гимнастика
 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт