Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Актуальность православных нрав...

Актуальность православных нравственных ценностей в воспитании детей и подростков. Из опыта работы центра социальной помощи семье и детям


Свечинская Алина Юрьевна,

ГБУ ЯНАО «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»,

г. Надым

 

Двенадцать лет назад в 2005 году в отделении психолого-педагогической помощи Центра социальной помощи семье и детям в работу с детьми была впервые введена программа куклотерапиии лечебного театра православных психолога и педагога И. Медведевой и Т. Шишовой. Занятия с детьми по программе куклотерапии имели положительный психокоррекционный эффект: у детей исчезали невротические нарушения, значительно улучшалось поведение и адаптация в социуме. Несмотря на то, что программа называется психокоррекционной, по сути, она является программой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Прошли годы, дважды менялся состав психологов и педагогов, ведущих программу куклотерапии и лечебного театра, видоизменялась сама программа, но по-прежнему программа является эффективной в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей и востребованной у родителей. А дело в том, что программа посредством игры в куклы, постановки нравственных этюдов воспитывает у маленьких детей основные нравственные чувства: совесть, стыд, ответственность, долг; учит отличать добро от зла, то есть упорядочивает и развивает духовно-нравственные основы отношения ребенка к миру, окружающим людям, к себе. К сожалению, в программе не говорится прямо о том, что это Божии законы, по которым следует жить каждому человеку, об этом мы (психологи) говорим с родителями детей, посещающих программу на занятиях клуба «Добротея». Программа куклотерапии реализуется для детей от 3 до 7 лет. Она включает показ сказочных и бытовых этюдов морально-нравственного содержания, когда в проблемной ситуации обыгрывается поведение положительных и отрицательных героев, а затем их поведение сравнивается и обсуждается с детьми. Также она включает этюды так называемой «Собачьей планеты», где дети хозяева перчаточной собачки, участвуют в ее приключениях, делая за нее нравственный выбор. По словам И. Медведевой: «Условно говоря, хозяину собаки, то есть личности (ребенка) по условиям игры предстоит обуздать натуру, которую олицетворяет собака» [9; 184]. Дети сочиняют дома этюды на заданные и волнующие их темы доброты, щедрости, вежливости, совести, застенчивости и обидчивости (в варианте эгоцентризма и гордости) и др. По словам ведущего программу психолога, (она является матушкой, женой священника нашего храма), «программу куклотерапии я считаю лучшей программой для детей дошкольного возраста, так как через ведущую деятельность ребенка – игру с куклами – мы воспитываем у них милосердие. Развивая чувство эмпатии – понимания переживаний другого человека, мы воспитываем сочувствие к его боли и желание ему помочь. Дети, даже дошкольники, насмотревшись мультфильмов и компьютерных игр, часто жестоки, а занятия куклотерапией помогают детям понять, что такое доброта и жестокость, милосердие и щедрость, дружба и взаимопомощь. Игротерапия и психогимнастика, добавленные в программу куклотерапии, формируют и развивают у гиперактивных детей способность к волевой задержке, то есть саморегуляции собственного поведения, учат терпеть дискомфорт, способствуют развитию послушания». Ежегодно программу куклотерапии посещают от 70 до 90 детей дошкольного возраста с проблемами социальной адаптации в дошкольных учреждениях, вызванные нарушениями поведения и эмоционально-волевого развития детей.

Продолжением работы по методу психодраматической элевации Т. Шишовой и И. Медведевой служит работа с детьми-инвалидами в лечебном театре «Дебют». В основе методики лечебного театра И. Медведевой и Т. Шишовой также заложен большой духовно-нравственный воспитательный потенциал. В процессе работы над театральной постановкой, благодаря специальному сюжету спектакля и исполнения ребенком роли героя со сходными ему негативными чертами характера и поведения (патологическая доминанта), происходит их осознание, возникает мотивация к самокоррекции недостатков. В ходе участия ребенка в постановке спектакля наибольшее значение для детей имеет преодоление эгоцентрической и эгоистической доминанты на себе: «Доминирующая невротическая черта… доводится в персонаже пьесы до гротескного варианта, и «проживание» правильно подобранной роли парадоксальным образом помогает пациенту освободиться от патологической доминанты. Парадокс заключается в том, что усугубление, окарикатуривание типажа ведет к освобождению от природной невротической типажности: сквозь типаж проступает доминирующая личность. Это лучше всего сравнить с гусеницей, которая сначала окукливается и затем преображается в бабочку, а бабочка, воспаряя, оставляет на земле больше не нужную ей оболочку-кокон. Прекрасная модель психотерапии!» [9; 185]. Так описывает эффект излечения И. Медведева. В течение двенадцати лет лечебный театр посещали дети-инвалиды школьного возраста и дети соматически ослабленные, с невротической патологической доминантой. Ежегодно осуществлялась постановка одного-двух спектаклей лечебного театра, дети участвовали в театральных конкурсах и конкурсах талантов. Поставлены все пьесы И. Медведевой и Т. Шишовой. Также педагогами и психологами Центра осуществлены постановки по пьесам, близким к задачам лечебного театра. По отзывам родителей и наблюдению педагогов, куклотерапия и лечебный театр не только позволяют детям преодолеть недостатки характера и поведения, но и гармонизируют психику детей в целом.

Сущность метода психодраматической элевации, применяемого в куклотерапии и лечебном театре, с нашей точки зрения, отвечает требованиям православной психологии и психотерапии. По словам И.Медведевой, «…кардинальное отличие методики драматической психоэлевации от театрализованных методик типа психодрамы американского психиатра Якоба Морено – преимущественная опора на сознание и сверхсознание психотерапевтов. Бессознательная сфера не ускользает от внимания, но открыто не манифестируется ни в лечебных этюдах, ни в лечебных пьесах. Мы обращаемся к «верхним этажам» психики, пробуждая традиционные нравственные ориентиры и стимулируя желание ребенка справиться со своей патологической доминантой, возвыситься над ней (психоэлевация е1еуагес лат «поднимать, возвышать»). Пользуясь терминологией Платона, это можно назвать «просвещением души». Мы исходим из гипотезы, что при невротической конституции в человеке, как правило, противоречиво сочетаются богатая натура (естество) и слабая, неразвитая, как бы непробужденная личность. Спрятавшись за ширму (за стенку, так как пациент нередко застенчив), говоря от имени куклы, ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди без травматического ущерба для своей и без того травмированной психики. Поначалу он делает робкие, а потом все более уверенные попытки справиться со своими пороками» [9; 183]. Таким образом, мы обращаемся к духовному потенциалу ребенка, согласно православной антропологии – к духу, помогая ребенку восстановить его главенство над душой и телом.

С 2012 года в отделении профилактики безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних создан клуб «Перекресток» для помощи и воспитательной работы с детьми и подростками, состоящими на профессиональном учете в органах опеки, ОМВД, проживающих в неблагополучных семьях, и находящихся в связи с этим в социально опасном положении. В рамках клуба ведущей программой (по мнению заведующей отделением) является программа «Зажги звезду добра», которая осуществляется специалистами отделения совместно с представителями православного Прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца города Надыма с целью реализации задач духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Разработан курс бесед-лекций программы «Зажги звезду добра», который ведет представитель прихода В. О. Кобелев. Цель курса – гармоничное духовное развитие личности несовершеннолетнего и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России. Ставятся задачи формирования у детей духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и православных ценностей; задачи воспитания чувства патриотизма. Детей и подростков знакомят с православным устроением семьи, формируют уважительное отношение к родителям, воспитывают ответственное отношение к отцовству и материнству, сознательному выбору спутника жизни. Ряд занятий направлен на формирование представлений о духовно-нравственных основаниях здорового образа жизни, об опыте противостояния деструктивным воздействиям в этой сфере. У детей воспитывают способность свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные и православные ценности, строить на этой основе свою профессиональную, семейную и личную жизнь. Очень важно, что православный представитель мотивирует детей на постоянный анализ собственного поведения, сопоставление норм христианской и принятой в современном обществе морали и выбор христианских нравственных ценностей. Он учит подростков самостоятельному анализу собственного поведения и поведения товарищей, развивая навыки постоянного самоанализа.

В результате дети усваивают основные понятия православной духовно-нравственной культуры и христианского понимания природы человека, его уникальности, свободы воли и выбора между добром и злом, иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию. Дети получают знания об основных понятиях и нормах христианской морали и нравственности, усваивают навыки духовного самосовершенствования. Занятия проходят в форме беседы-диалога, в основе которого постановка проблемы, актуальной для подростков на текущий момент. Мы стараемся помочь детям обрести ощущение реальности Бога в нашей жизни, необходимости строить жизнь по заповеданным Богом Законам. По мнению заведующей отделением и специалистов по социальной работе, программа православного духовно-нравственного воспитания является важнейшей, основной в работе клуба «Перекресток» и наиболее интересной детям: «Детям нравятся духовно-нравственные беседы, они готовы слушать. Для них актуальны нравственные проблемы и те ответы, которые дает православие на вопросы о семье, ее приоритете, о взаимоотношениях мужчины и женщины, целомудрии, пагубности удовлетворения всех своих желаний, об аскетике, самопожертвовании. Ведь фактически ни дома, ни в школе с ними почти об этом не говорят. Мы приглашаем не просто детей, состоящих у нас на учете, а класс целиком, в котором учится подопечный нам ребенок. И видя реакцию детей из благополучных семей, понимаем, что им тоже нужен наш курс, очень нужны нравственные опоры в жизни. Наш лектор находит важную тему для каждого возраста: и для младших классов, и для подростков; нас тоже не оставляют равнодушными эти беседы».

Работа с родителями, обращающимися в Центр за помощью в воспитании детей – одна из сложнейших. В социальный Центр за помощью обращаются в кризисной ситуации семьи с детьми-инвалидами, с детьми, дезадаптированными в социуме, с проблемами развития, неврозами, психосоматическими заболеваниями. Этому способствует отсутствие других учреждений, оказывающих бесплатную психологическую помощь, загруженность школьных психологов и частое желание родителей скрыть от педагогов проблемы в семье ребенка. Общеизвестно, что колыбель большинства детских проблем в семье, помочь ребенку – часто означает оздоровить семью. Родители, обращаясь за помощью, ждут от специалистов конкретных ответов: что делать, научите, подскажите. Актуальной была и остается задача оказания эффективной психообразовательной и консультативной психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей. Учитывая сложность проблем семьи, специалисты чувствуют большую ответственность и важность соблюдения врачебного принципа «не навреди». Множество существующих программ тренингов, коррекционных занятий, методов диагностико-консультативной работы с родителями трудно критически осмыслить и оценить рядовому психологу. В психотерапевтической энциклопедии Б. Д. Карвасарского в статье «Православная психотерапия» он говорит о научно-практической форме психотерапии, которая определяется следующим образом: «Все виды помощи (консультирование, диагностика, профилактика, лечение) осуществляются профессиональными врачами и психологами в диапазоне психотерапевтических и общемедицинских мероприятий, при этом они не подменяют собой пастырское душепопечение и благодатные действия церковных таинств и обрядов, но их методико-теоретическая база аккумулирует глубинные знания как богословских, так и естественных наук. Это есть выражение тенденции наладить взаимодействие с религиозным опытом в свете православной духовности, иными словами, постижение этого опыта самим психотерапевтом через личное воцерковление и гармонично следующее за этим деятельное благовествование, реализуемое через врачебное призвание» [4; 366].

В 2013 году была разработана программа занятий психообразовательного клуба «Добротея» для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей. При выборе научных психологических и педагогических методов и приемов, которым мы хотели обучить родителей, главным было –соответствие этих методов православным знаниям: Евангелие, святоотеческие труды, представления православной педагогики и нравственного богословия. Программа рассчитана на родителей детей с проблемами развития и детей-инвалидов. Тематическое содержание составлено из наиболее часто озвучиваемых родителями в ходе психологического консультирования проблем в воспитании детей и ответов на них православного священника, православного педагога, психолога. Цель тренинга – ознакомление родителей с православными духовно-нравственными основами семейного воспитания, воспитание нравственных чувств и положительных качеств характера детей, обучение родителей методикам преодоления проблем и формирования у ребенка желательного поведения. Стержнем всего содержания занятий автор старалась сделать принципы православного воспитания, добиваясь общего непротиворечия предлагаемых родителям коррекционных методов основам православной педагогики. Согласно православной педагогике, главным является ответственное отношение родителей к воспитанию детей. В православии родитель сравнивается с лучником, а дети сравниваются со стрелами. Бог дает родителям детей, и родители должны заботиться о том, чтобы их дети (стрелы) достигали определенной цели, были правильно направлены. Родители должны возбуждать в ребенке жажду к хорошему, заниматься нравственным воспитанием детей. Следуя метафоре, «чтобы стрелять из лука, стрелок должен быть сильным, дисциплинированным, терпеливым, преданным, и еще у него должна быть твердая рука. Также и родители должны быть подготовленными и преданными. Дети – «стрелы», всякому стрелку понятно, насколько важно, чтобы стрела была прямой, хорошо сбалансированной» [7; 131]. Мы знакомим родителей с православными «образами добра» при воспитании детей и сходными положениями научной психологии и педагогики: что значит знать своего ребенка, как проявляется родительская любовь при общении с ребенком, любящий взгляд родителей и безоговорочная любовь, внимание, дисциплинированность. Отвечая на вопросы родителей, мы используем положения православной педагогики о дисциплине, традиционной структуре семейных взаимоотношений, функциях матери, взаимоотношениях сиблингов. Рассказываем о православном укладе семьи, ее иерархии и новейших исследованиях, подтверждающих наибольшую благоприятность для психологического здоровья детей семьи, где соблюдаются заповеди апостолов и Господа о предназначении и роли в семье мужа и жены. Рассказываем о необходимости ограничивать и дисциплинировать ребенка. Обучаем поведенческим методам коррекции нарушений поведения у детей и формирования положительных привычек. При этом делаем акцент на моральное, эмоциональное поощрение личностного роста ребенка, научающегося разумно регулировать собственное поведение, стойко и мужественно преодолевать трудности, ограничивать свои желания. Рассказываем о нравственных чувствах и добродетелях, которые необходимо воспитывать у детей: совести, стыде, ответственности, благоразумии, воздержанности, справедливости и стойкости. Как они воспитываются через приучение детей к аккуратности, порядку, непритязательности. В вопросах общения и построения взаимоотношений с ребенком, дисциплинирования ребенка используемые психологические и педагогические методы коррекции освещаются родителям с позиции трех главных богословских христианских добродетелей: веры, надежды и любви.

При составлении психообразовательной программы и лектория для родителей автор использовала «Православную педагогику» протоирея Евгения Шестуна, «Азбуку православного воспитания» митрополита Владимира, «Основы христианской нравственности» протоирея Геннадия Нефедова. В основу теоретической информации о психологических особенностях детей-инвалидов и детей «группы риска» взяты идеи и положения С. Я. Рубинштейна «Психология умственно отсталого ребенка», В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция», «Размышления православного врача» и «Нервные болезни» Д. А. Авдеева. А также материалы книг православных психологов Т. Шишовой и И. Медведевой «Ребенок не слушается…Что делать?» и «Лекарство – кукольный театр», где описаны причины нарушений поведения у детей.

Материал заданий психообразовательного тренинга родителей представлен по методике «Поведенческой психотерапии детей с гиперактивностью и психопатоподобными нарушениями» Шевченко Ю. С., «Когнитивно-поведенческой психотерапии А. П. Федорова». Родителей учат применять методы поведенческой психокоррекции в конкретных проблемных ситуациях. В ходе занятий родители знакомятся со стратегиями модификации поведения ребенка методом естественных и логических последствий и методом изменения окружающей среды. Программа клуба включает элементы тренинга эффективного взаимодействия с ребенком. Родители пробуют применять в общении с детьми «активное слушание» и «я-сообщения». Материал к занятиям взят из методического пособия «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» И. М. Марковской и книги Ю. П. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Используются материалы психологических тренингов для родителей И. Ю. Левченко, В. В. Ткачевой и идеи Вирджинии Сатир, Робина Скиннера. С 2014 года в сокращенном варианте программа «Добротея» проводилась психологами со 102 родителями детей, проходящими курс реабилитации в Центре по программам куклотерапии и коррекции и воспитания чувств; проведено 37 занятий с родителями, с общим количеством посещений 546. Работа в данном направлении продолжается, вероятно, будут внесены изменения, улучшающие качество и доступность программы. Практический опыт показывает, что тема традиционных для русского народа православных нравственных ценностей на занятиях клуба вызывает у родителей оживленные дискуссии.    Наиболее востребованными являлись темы тренинга «Активное слушание» и «Я-сообщения», ревность между сиблингами, распределение ролей в семье, поведенческие планы коррекции нежелательного поведения.

    Педагог-психолог, работающий по программе клуба «Добротея», проводящий психокоррекционные занятия и тренинги с детьми от 3 до17 лет, воцерковленный человек, мать троих сыновей, из которых двое старших служат в храме, на вопрос о состоянии духовно-нравственного воспитания детей и родителей отвечает: «На занятиях клуба больше всего родителей интересовало, как вести себя со своим ребенком в случаях капризов, непослушания, конфликтов. Но одной из причин возникновения дурного поведения детей является несоблюдение в семье заповеди об уважении родителей «Почитай отца и мать….» и нарушение заповеди апостола Павла «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», что является наиболее частой причиной супружеских конфликтов. К сожалению, девочек и девушек не учат этому, они не видели образца в родительской семье, что «не муж для жены, но жена для мужа». Эмансипация, а теперь еще желание женщин «холить свое тело» – ценности, которые часто слышишь от девушек. Нет уважения к отцу. С моей точки зрения, многие проблемы поведения, связанные с отсутствием у детей навыков к дисциплине и не соблюдением социальных норм вызваны тем, что родители не воспитывают у детей послушание старшим, учителям, родителям. Дети не воспитаны соблюдать иерархию, то есть безусловное подчинение старшим. Ребенку нет еще 12 лет, а он спорит со старшими, говорит: «Это мое мнение, с которым вы, взрослые, обязаны считаться». Детей приучают высказывать свое мнение, что хорошо только в определенных случаях. Не воспитывается в детях смирение перед жизненными обстоятельствами, как проявлением воли Божией. Дети не могут претерпеть обиду, смириться с критикой, с тем, что нет всего того, что хочется. Я разделяю мысль Д. Лихачева о том, «что воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим годами, и по положению. Воспитанный человек – это тот, кто во всех отношениях не ведет себя «громко», то есть экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не задирает нос, и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе». Об этом говорим с детьми на занятиях. Это нужно знать родителям, чтобы воспитывать. Подростки приходят недовольные своей жизненной ситуацией, родителями, но это значит быть недовольным самим Господом. Надо научиться довольствоваться малым, помнить, что Господь дает нам то, что нужно. Горести и несчастья, чтобы мы остановились, подумали, может, мы делаем что-то не так. Я учу детей, что нужно искать не за что (мне несчастье), а для чего. Послушание, терпение – вот главное. Жаль родителей, которые далеки от православных нравственных ценностей, их семейные неурядицы связаны с несоблюдением законов семейной жизни, христианских заповедей.

Проблемы эффективности психологического консультирования родителей, детей и подростков заключается в том, что рекомендательная помощь недостаточна родителям. Мне, как православному человеку, трудно согласиться с принципами, лежащими в основе многих психологических концепций. Например, когда центральным в помощи является безоценочное облегчение душевных переживаний, и когда в центр ставится человек с лозунгом «все для человека, здесь и сейчас». Не всегда целесообразно повышение самооценки и веры в свои силы у консультируемого. Рекомендации в некоторых случаях полезны, но чаще практический опыт подсказывает, что эффективнее консультации, на которых человек как-то по-особенному плачет, разглядев свои ошибки. При этом психологическую поддержку оказать необходимо каждому – это аксиома. Тем более, когда человек в кризисе, нуждается в срочной психологической помощи. Только вопрос, какого качества будет эта помощь, не навредим ли мы человеку. Как православная, я не могу не знать, что душевное неблагополучие – это, как правило, следствие греха или «огреха», то есть неверных нравственных установок у человека, решений, поступков, ложных ценностей. И то, что консультируемый этого «огреха» может вовсе и не видеть. Православный взгляд на жизнь человека иной: Промысел Божий посылает нам обстоятельства жизни для совершенствования души нашей, и это совершенствование есть главнейшая задача нашей жизни. Бог хочет, чтобы мы жили по его духовно-нравственным заповедям, которые приносят при их соблюдении душевный мир такого качества, про которое написано, что «нашел человек жемчужину и пошел, и продал все имущество свое, чтобы купить ее». Так устроен дух человека. Многие обстоятельства жизни – это крест, и страдания – это норма и неотъемлемая часть жизни, тем более, если согрешил или был неблагоразумен, то страдания – твой самодельный крест. Покаяние и обещание Богу исправиться с усилиями в этом направлении ведут к душевному выздоровлению человека, восстановлению его целостности и главенства духа над душой и телом. Дух говорит голосом совести, стремлением к совершенству, творчеством. В покаянии происходит изменение сознания, ума – метанойя, когда человек меняется и «видит свои согрешения». Главное в таком изменении, совершенствовании – вера, молитва и таинства церкви. Психолог может выполнить только миссионерскую функцию приближения человека к Богу. О том, каким должно быть тогда психологическое консультирование, отвечает в своих работах православный психолог Т. А. Флоренская. Моя задача изучать и применять разработанный ею метод духовно-ориентированного диалога, духовного общения, в котором происходит поиск решения жизненной задачи через отречение от эгоцентрической установки, эгоистического желания консультируемого в пользу голоса совести – «духовного Я». Вот как о моменте катарсиса – кульминации консультирования, когда вскрывается «болезненный душевный нарыв», пишет Т. А. Флоренская: «И тогда человек оказывается перед проблемой выбора: оставаться ли ему в своем эгоизме, или выбрать верное решение с отказом от эгоистического желания. Конфликт, как правило, представляет собою конфликт между эгоцентрическим «Я» и истинным решением, связанным с отречением от своего эгоистического желания. Когда человек видит, что истинным является то, что идет против его «Я», наступает момент радостного согласия: и консультируемый, и психотерапевт понимают, что решение найдено и выбор сделан правильно. Тогда это праздник! На психотерапевтическом языке это состояние называется «катарсис». Происходит очищение, человек отвергает как неправильную свою прежнюю эгоистическую установку, принимает решение действовать согласно своей совести, голосу своего духовного начала. И это – победа. И тогда, когда он осознает реальность голоса совести, своего духовного «Я» (как бы он это ни называл), он вступает во внутренний диалог со своим духовным «Я». Такой диалог есть начало сознательного духовного пути. Человек начинает ориентироваться на этот голос, учится ему следовать. Он как бы вступает в послушание духовному началу» [10; 4]. То есть происходит ориентация человека на сознательную духовную жизнь, восстановление главенства духа над душой и телом, а значит и здоровья, возрастает стремление жить по духовно-нравственным заповедям и познавать Бога.

    В заключение хотелось бы привести выдержку из конспекта занятий клуба «Добротея»: «Во всем показывай в себе образец» (Тит. 2, 7); в этих словах апостол Павел намечает самое важное средство к воспитанию ваших детей. Психологи утверждают, что главная роль родителей, учителей в воспитании детей в семье – «дать образец», который усваивается детьми как на сознательном, так и бессознательном уровне. Основатель дефектологии В. П. Кащенко пишет, что «дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности… Воспитывает не учитель или родитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово и даже, более того, интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности» [5; 184]. В связи с вышесказанным мы приводим ответы сотрудников нашего центра на вопрос «Как влияет православная вера на вашу профессиональную деятельность?»:

Педагог-психолог: «Вера помогает мне соразмерять свои поступки, мысли в соответствии со Священным Писанием и Законом Божиим. Я стремлюсь к тому, чтобы христианство для меня стало не пустыми словами, а нормой жизни. Наставляет и поддерживает меня в старании работать на совесть, качественно помогать всем, кто ко мне приходит, никого не осуждать, внимательно вникать в ситуацию каждого, жалеть».

Учитель-логопед: «Если я чувствую, что не могу помочь ребенку, то я молюсь за таких детей, обращаюсь к Богу и верю, что Господь поможет».

Врач, заведующая отделением социально-медицинской реабилитации: «Вера дает участие, неравнодушие, не черствость к пациенту. Я молюсь за них за всех... Знаю что одна, без Бога не смогу справиться и ищу Его поддержки. Все стараюсь делать по Богу, с упованием на Божью помощь. Считаю, что в 90 % случаев, особенно тяжелых, успех зависит от Бога».

Лаборант фитотерапии: «Вера в Бога помогает жить. Жизнь верующего человека подчинена совсем другим стремлениям и жизненным ценностям. В работе мне вера помогает быть сдержанной, доброжелательной, трудолюбивой».

Заведующая отделением профилактики безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних и специалист по социальной работе того же отделения: «Мы все православные и в трудные минуты жизни, и профессиональной деятельности (когда забирают у деградировавших родителей ребенка) молимся и о себе, и о них: «Господи, помилуй».

Преподаватель трудового обучения детей-инвалидов: «Терпение. Утром молюсь, читаю «Отче наш…».

Социальный работник отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, человек большой скромности, относящийся к каждому человеку, как к большой ценности, делающий каждому, с кем встречается, то малое доброделание, о котором говорил Иоан Крестьянкин, «Если же человек привык к добру, то уже делает его не потому, что надо делать, а потому, что он не может не делать, как не может человек не дышать, а птица – не летать», отвечает: «Знаете же какие у нас дети, работаю с верой, любовью и терпением; ведь знаете, если веришь невозможно обидеть. Они такие родились – один хохочет, другой не хочет, все равно контакт нужен, пусть меня обидят, а я не могу, Бога вспоминаю. Многому учиться надо, Иисусову молитву читаю, всегда она со мной


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт