Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 19. Благоверный князь Александ...

19. Благоверный князь Александр Невский: жизнь и судьба.


Андреева Наталья Васильевна, Сафронова Людмила Петровна,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Крылышки»

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Перед нами, педагогами, встает вопрос о воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения и гордости к своей стране.  Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Их пример отношения к Родине поможет детям гордиться и любить свою Родину.

Имя Александра Невского, одно из самых славных в истории нашей страны.  Он много потрудился для русской земли и мечом, и головой – вклад его в строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор является героем для  русских людей, и этот образ народного героя не может потухнуть с течением времени.

Выбранная тема актуальна тем, что во все времена, необходимо воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма и гордости за свое государство. Александр Невский навсегда вошел в историю и память нашего народа, как человек, стойкий и мужественный защитник православной веры и отечества. Русь с достоинством оценила самоотверженные подвиги Александра, высоту святой его души. Именно пример его отношения к Родине, поможет воспитать любовь и уважение к родной земле.

Александр родился в 1220 году, его отец   Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, удерживал в своей власти процветающее Переяславль - Залесское княжество, которое возникло как удел Владимиро-Суздальского княжества. Переяславль-Залесское княжество представляло собой один из самых укрепленных городов на Руси. По сути это был город - крепость окруженный могучими стенами с башнями, земляным валом и рвом с водой. Мать Александра, Феодосия была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславовича Удатного.

Первые 3-4 года юный княжич рос под присмотром матери и нянек здоровым и сильным мальчиком. Обычным местом, где он проводил время, были покои княгини. Там он познавал внутренний быт княжеской семьи, приобщался к вере. Однако это продолжалось не так долго. Когда княжичу исполнилось 4 года, в Преображенском соборе Святого Спаса в Переяславле - Залеском над ним был совершён старинный обряд посвящение в воины – подстриг. Княжича опоясали, легким коротким мечем, в руки дали легкий лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родную землю от врагов, и князь Ярослав Всеволодович впервые посадил его на коня. С этого дня мальчика забрали с женской половины и отдали на воспитание под присмотр опытному воеводе  боярину Федору Даниловичу, который  должен был обучить княжича воинскому искусству. Так началось отрочество, отец готовил сына прежде всего, как наследника княжеского престола и ратоборца земли Русской.

Князь Ярослав приказал учить сына грамоте и письму. Читать Александр научился по Псалтыри и Библии. В жизнеописании святого Александра говорится, что его «родители святым книгам научиша его»[1]. Усвоил князь учетную премудрость, счет – арифметику так, как обязан был подсчитывать свои военные силы и войска противников, вести учет княжеской казне. Изучал князь и древнерусское право «Русскую Правду», ведь князь на Руси в своих владениях вершил суд и был первейшим толкователем существующих светских законов.

В княжеских семьях церковная жизнь являлась составной частью их повседневной жизни и частью миросозерцания. Уроки православия молодому князю давал епископ Симон, игумен Рождественского монастыря во Владимире, один из образованнейших людей Руси того времени.  Для княжича Александра Переяславльская церковь была первым откровением иного мира, отличавшегося от всей окружающей жизни. На протяжении всей жизни Александр Невский оставался глубоко религиозным человеком. 

Любимым занятием юного Александра стало изучение военного опыта своих предков и событий родной страны. В библиотеке Ярослава Всеволодовича, находились русские и греческие рукописные книги, по его указанию записывались сказания о ратных подвигах русских князей, их дружинников и дружин, которые являлись сокровищницей военной мысли. Не раз Александр вчитывался в поучения Владимира Мономаха: «... в доме своем не ленитесь, но сами смотрите за всем; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод, не угождайте питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из-за лени — от этого внезапно человек погибает… а куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напойте и накормите просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел — простой ли человек, или посол — если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят человека или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом... Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь...»[2]

Но все же главным в обучении княжича Александра было не чтение книг и рассказы наставников, присутствие на княжеском суде и участие в церковных обрядах, а освоение всех премудростей ратного дела.

Обучение боевым искусством велось под наблюдением боярина Федора Даниловича или под строгим взором князя Ярослава Всеволодовича. Самые опытные дружинники обучали княжича владением мечом, рукопашному бою, стрельбе из лука, умению уклоняться от летящих вражеских стрел, будучи на коне или пешим.

Большое значение предавалось искусству верховой езды. К 10 летнему возрасту, княжич должен был сам усмирить необъезженного коня-трехлетку.

После освоения искусства верховой езды дружинники-наставники приступали к обучению княжичей владеть сулицей[3]. Считалось, что будущий князь обязан владеть, всеми видами оружия – от этого зависела его жизнь в любом сражении. Такое обучение ратному делу считалось обязательным в семьях князей.

Боевое мастерство княжичей оттачивалось в показательных единоборствах, которые на Руси назывались «игрушкой». Ратное обучение княжича Александра дополнялось охотой – ловами. Считалось, что единоборство человека со зверем лучше всего подготавливает воина к единоборству с любым врагом. Такой поединок считался честной схваткой, ценой которой была жизнь одного из них.

Ратная наука давалась Александру легко. Отец всегда внушал сыновьям: будущий князь – это и правитель, и профессиональный воин. Ведь почти все древнерусские князья лично участвовали в битвах в первых рядах своих дружин, часто выступая в поединках с представителями противной стороны. Серьезной учебой для княжичей были поездки дружины для сбора дани с жителей  Переяславского княжества, это готовило их управлять и властвовать будущими уделами.

За несколько лет изучения княжеской науки Александр Ярославович узнал многое – он оказался достойным учеником своего отца князя Ярослава Всеволодовича. Он мог быть доволен успехами княжича в ратном деле, радовался его образованности, твердости характера решительности и послушанию. Было видно, что в семье Ярослава Всеволодовича подрастал и мужал незаурядный по способностям княжич.

Богатый в то время Великий Новгород, владевший почти всем теперешним севером сам выбиравший себе князей и удалявший их, предложил княжеский стол отцу благоверного князя Александра Ярославу. Ярослав Всеволодович принял это предложение; но он не мог примериться с тем подчиненным положением, в каком находился князь у новгородцев. В 1228 году, разгневавшись на новгородцев за их непокорность, Ярослав Всеволодович удалился в свой Переславль. Оставив в Новгороде, на попечение доверенных своих бояр, двух малолетних своих сыновей Федора и Александра. 5 июня 1233 года совершенно неожиданно скончался старший из княжичей, и благоверный князь Александр остался одиноким в чужом для него городе. 11-летний Александр становится единственным властителем в княжестве. Править княжичу помогает отец, а с 1236 года Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. На тот момент ему было всего 15 лет. Молодой князь пришелся по душе свободолюбивым новгородцам. Он был сдержанным в суждениях, обходителен, умел не раздражать своих недоброжелателей. Следуя отцовским наставлениям, не нарушал древних обычаев Великого Новгорода, уважительно относился к вечевым решениям и строго соблюдал церковные обряды.

Главной обязанностью князя Александра Ярославовича была защита Новгородских земель от внешних врагов. И новгородцы ценили его не только за ум и знание книжной премудрости, но и за ратные познания и умения. Молодой князь мог умело расставить войско, организовать разведку, соорудить засеку или построить полевой укрепленный городок.

Когда северо-восточной Руси постоянно угрожали своими набегами татары, северо-западным городам – Великому Новгороду и Пскову угрожал не менее опасный враг - шведы, немцы и литовцы. Пользуясь тем, что великий князь не в силах оказать помощь новгородцам и псковичам, они усилили свой натиск на пограничные русские города, надеясь без особого труда подчинить их своей власти.

Благоверный князь Александр предвидел эту борьбу и готовился к ней. Так он 1239 году женился на дочери Полоцкого князя, и приобрел надежного союзника. По окончанию брачных торжеств князь Александр активно занимался ремонтом и укреплением городских стен, строительством новых крепостей по реке Шелони.

Первыми начали борьбу шведы. 1240 году Биргер, отважный рыцарь и полководец ближайший родственник шведского короля Эриха, неожиданно для русских появился на устье реки Ижоры и послал в Новгород дерзкий вызов князю Александру: «Я уже в твоей земле, опустошаю ее и хочу взять в плен и тебя. Если можешь мне сопротивляться – сопротивляйся».[4] Биргер заранее торжествовал победу, так как был уверен в невозможности сопротивления.

Александр Ярославович обратился с молитвою о помощи к Господу. А затем благоверный князь обратился с такою же молитвою к Заступнице рода христианского, Победительной Воеводе, Божией Матери, и к святым покровителям веры православной и небесным предстателям и молитвенникам за святую Русь – благоверным князьям Владимиру, Борису и Глебу преподобным. И выступил против шведов с небольшой дружиной. «Не в силе Бог, а в правде»[5], – такими словами ободрил благоверный вождь своих сподвижников. Александр, не дожидаясь активности шведов, с небольшой дружиной новгородцев и ладожан выдвинулся к Неве и застав шведов врасплох нанес им сокрушительное поражение. В одной из летописей говорится о том, что перед битвой ижорскому старосте Пельгусию было видение, будто по Неве плыла ладья с русскими воинами и святыми Борисом и Глебом, которые пришли помогать сроднику своему. Это придало особый ореол князю Александру, превратило его в героя, навсегда сохранив за ним наименование Невского. Князь Александр Ярославович Невский первый древнерусский правитель, получивший прозвище за ратный подвиг, за первую в своей жизни победу. Потерпев поражение на Неве, шведы заключили мирный договор с вольным городом Новгородом о ненападении на новгородские земли.

Однако новгородцы испугались укрепления княжеской власти, им показалось, что князь возгордился этой победой, и они «указали ему путь из города». Александр Ярославович оставил Новгород и ушел со своей дружиной в Переяславль.

Отъездом Александра из Новгорода тут же воспользовались Ливонские немцы. Они напали на Псков и продвинулись ближе к Новгороду. Вспомнив о своем знаменитом князе, новгородцы дважды отправляли посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой отпустить в Новгород благоверного князя Александра. Милостивый князь, не помня нанесенной ему обиды вернулся туда где его ждали. С его приездом началась подготовка к борьбе с неприятелем, вернулась вера людей в успех. Закончив подготовку к войне, Александр Невский с новгородскими и низовскими полками освободил Псков от немцев. Подкрепив себя молитвою в храме Святой   Троицы,напутственными молитвами и благопожеланиями псковичей он направил свои дружины в Ливонию. Не получив должного сопротивления от немцев Ливония была опустошена русскими войсками. На обратном пути дружины Александра Невского остановились на берегу Чудского озера, где и состоялась 5 апреля 1242 года знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная как Ледовое побоище.

Впервые Александр Ярославович в деле познакомился с немецким рыцарским войском в 14-летнем возрасте. Для юного князя битва на заснеженных берегах реки Эмбах стала прекрасным наглядным примером, как следует побеждать хорошо организованного и вооруженного противника, действующего в сражении тараном – рыцарским клином. Или по-русски – «свиньёй».

Немецкие рыцари-крестоносцы знали о полководческом таланте и авторитете на Руси новгородского князя Александра. Собрав огромное войско, они решили разгромить русскую рать.  По сути это был второй крестовый поход на Русь после похода шведского рыцарского войска. Немцы были уверенны в своей силе так, как   обладали отличной военной организацией.

Решающее столкновение немцев и русских состоялось на льду Чудского озера. Преимущество русской рати заключалось в выбранной удобной позиции для битвы у самой кромки береговой черты. Александр Невский поставил свои дружины следующим боевым порядком: сторожевой, передовой, большой полки, на флангах-крыльях встали полки правой и левой руки, то есть боевым порядком «орлом». По некоторым данным дружина князя и часть конных ратников составили засадный полк. Сторожевой пост - скала под названием Вороний Камень, возвышающая над водной гладью, стала наблюдательным постом для Александра Невского перед Ледовым побоищем.

Немецкими      рыцарями-крестоносцами      руководил     известный полководец Андреас фон Фельшен. Ведение боя немецкими рыцарями было известно  русским дружинам. Рыцари всегда наступали «железным клином». Немецкие войска были намного лучше вооружены. Люди и их кони были закованы в стальные латы. Задачей такого клина было разделение противника на две половины.

По плану князя Александра, рыцарский клин должен был потерять силу своего таранного удара, увязнув в плотной массе пеших новгородских ополченцев передового и большого полка, уткнуться в береговую черту и потерять свой ход. Скопище обозных саней подкрепляло устойчивость центра, и стала труднопреодолимым препятствием для тяжелой рыцарской конницы. По сигналу князя полки левой и правой руки начали громить неприятеля с флангов, а засадный полк завершил разгром рыцарей.

В сражении на Чудском озере русские разбили главные силы Ливонского ордена. Немногим рыцарям удалось найти спасение, так как русские дружины преследовали их до противоположного берега озера.  Часть рыцарей, в панике, устремилась к северу от места сражения, где тяжеловесных конных рыцарей ждала верная смерть.  В месте под названием Сеговица били подводные ключи, которые делали рыхлым даже твердый лед. На Снеговице многие рыцари ушли под лед.

Результатом битвы на Чудском озере стало то, что Ливонские и Тевтонские ордена подписали с Новгородом перемирие и отказались от своих претензий на Русь, а новгородцам отошла часть Латгалии.

Историческое значение битвы заключалось в том, что князь Александр Ярославович сумел остановить наступление мощной армии крестоносцев на русские земли, но появились новые враги в лице Литвы, которых не смущали громкие победы князя Александра Невского.

Литовские конные отряды совершали набеги на приграничные новгородские земли, грабили и разоряли села. Александр Невский со своими подвижниками нанес стремительные удары и разбил литовские отряды.  В течении нескольких лет князь спокойно правил вольным городом.

1245 году литовцы вновь совершили грабительские набеги на русские земли и опустошив окрестности городов Торжка и Бежевска, но, когда объединенные отряды тверечей и демитровцев атаковали их, они заперлись за стенами Торопца. Подоспевшая дружина во главе с князем Александром разгромили налетчиков и взяли Торопец. Со своей дружиной князь нанес сокрушительный удар по вырвавшимся   полкам литовцев в близь озера Жизца Торопецкой волости. После небольшого отдыха, Александр Ярославович вместе с сыном выступил в поход на Литву.  Битва состоялась при озере Усвята на Витебщине. Литовцы вновь понесли большие потери в людях.

Таким образом, князь Александр Ярославович Невский показал европейским недругам, что Новгородская Русь может за себя постоять. На границах Новгородских и Псковских земель наступило затишье. Но в это время на остальной части Руси бесчинствовала татаро-монгольская орда под предводительством хана Батыя.

Князь Александр Ярославович разгромом ливонских рыцарей и литовцев  добился на территории Северо-Западной Руси временного затишья.  В это время Хан Батый, встав во главе Золотой Орды, решает обложить данью все русские земли. В первую очередь речь шла о Новгородщине и Псковщине.   И главным направлением политики Александра становятся отношения с Ордой. Все чаще в новгородские земли стали приходить тревожные вести. Русские земли теряли одна за другой свою независимость. Под контролем Хана Батыя были Киевское княжество, Галицко-Волынская, Владимиро-Суздальская Русь. В это время владимирский князь Ярослав Всеволодович получает от хана Батыя золотую пайцзу, которая сделала его старшим среди русских князей. Таким образом Хан Батый становится самовластным монархом, власть хана Монгольской империи ослабевает, что очень раздражает ханшу Туракин. Хан Батый довольно часто вызывал к себе в орду русских князей, но не всем им удавалось вернуться обратно. Так 1245 году он призвал к себе своего данника – великого князя владимирского. По прибытию в Золотую Орду, Ярослава Всеволодовича отправляют в столицу Монгольской империи в город Каракорум по требованию ханши Туракины. Там ему был оказан холодный прием из-за того, что он был назначен старшим среди русских князей могущественным из правителей Золотой Орды, который все больше демонстрировал свою независимость от Каракорума. Коварная ханша решает уничтожить влиятельного подданного Хана Батыя. На одном из официальных приемов князь Ярослав Всеволодович был отравлен. 30 апреля 1246 года он скончался в Монголии. Верные бояре привезли его тело во Владимир. Оплакивая отца, Александр Невский не раз задумывался, как и чем можно усмирить коварную, дикую орду?

После смерти Ярослава Всеволодовича на владимирский престол и великим князем Руси становиться Святослав Всеволодович, дядя Александра Невского. С помощью великого князя Александр Невский удержался на новгородском престоле и получил в правление город Переяславль.

Вскоре Александр Невский получил приглашение посетить столицу Золотой орды. «Ты ли один не хощеши покориться державе моей…» - писалось в послании Батыя. Отказаться от поездки было нельзя и получив благословение архиепископа Кирилла он отправился в Золотую Орду.  Князю нужно было определиться в своем отношении к хану Золотой Орды, и к великому хану Монгольской державы. Будучи тонким дипломатом и умелым политиком, он поставил перед собой цель предотвратить причины, ведшие к набегам на русские земли степных завоевателей. Новгородский князь твердо решил придерживаться мирной политики с монголо-татарскими ханами. В золотую орду регулярно направлялась дань. Александр Невский   не допускал ханских баскаков в Северо-Восточную Русь и сам вел расчеты с Ордой.

По приезду в Орду, прежде чем зайти в шатер хана Батыя князь Александр должен был совершить ряд обычаев: пройти через очистительный огонь, поклониться монгольским святыням. Проявив твердость характера, он отказывается от исполнения обрядов с такими словами: «Не подобает ми, христианину сущу, кланятися твари, кроме Бога; но поклонитеся Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море, и вся яже в них суть»[6]. Хан Батый и его ближайшее окружение было изумленно мужеством и прямотой суждения князя. В последствии, старший сын хана Сартак пожелает стать названым братом русскому князю-ратоборцу.  Позже князю Александру удалось способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде, а Сартак примет православие, что не запрещалось монгольским обычаям.   

Поездка князя затянулась, долгое пребывание в стане орды многому его научило.  Изучая быт и нравы монгол, он отметил, что у них нет воровства, драк, отношения друг к другу доброжелательные, знать любит подарки. По отношению к иностранцам подозрительны и жестоки. Грозные завоеватели предпочитали оставаться в приволжских степях, где было привольно их табунам. Эти наблюдения позволили Александру Невскому правильно выстроить свои отношения с кочевниками. Итогом поездки братьев стало наделение их владениями на Руси. Которое необходимо было подтвердить в Каракоруме. Александру отошел Киев, а Андрею - Владимирское княжество. В начале 1250 года Александр Ярославович вместе с братом вернулся домой. Поездка в Сарай и Каракорум заняла более 3х лет.

Ко времени поездки князя в орду велись переговоры с папским престолом. Где предлагалось объединить усилия Руси и Запада в борьбе против монголо-татар. При условии принятия князем церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Александр Невский отказывается от предложения Запада и выбирает путь покорности Орде, считая это единственным спасением своей власти над Русью и для самой Руси.

В отличие от Александра Андрей выбирает другой путь, и становится противником Орды. В 1252 году многие города восстали против Золотой Орды и понесли большие потери. Русские земли были разграблены и разорены, множество людей было убито и уведено в плен. В это время по иронии судьбы князь Александр Невский находился в лагере татар. Летом 1251 году на ханский престол взошел хан Менгу, который отменил действие всех ярлыков и печатей, розданных князьям предыдущими правителями. 1252 году Александр вернулся из Золотой Орды с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. С этого момента можно говорить об особой татарской политике – политике беспрекословного подчинения им.

Во время своего правления Князь Александр неоднократно посещал Орду, с целью предотвратить набеги кочевников на Русские земли. Он исправно выплачивал огромную дань завоевателям. Немало беспокойства доставлял князю вольный город Новгород.  Новгородское волнение 1257 году было вызвано появлением на Руси татарских численников – переписчиков населения. На стороне горожан оказался и сын Александра, князь Василий. Князь Александр прибыл в Новгород сопровождая татар. От переписи новгородцы откупились богатой данью. Но князь остался недоволен ослушанием подданных. Он сослал князя Василия в Суздаль, зачинщики беспорядков были жестоко наказаны. 1259 году новгородцы дали согласие «дать число» и приличном участии князя и его дружины перепись была проведена.  После отъезда татар и Александра, на княжение в Новгороде был поставлен малолетний сын Дмитрий.

Мировое соглашение с литовским князем Миндовгом, дает возможность Александру Ярославовичу послать большое войско под командованием сына Дмитрия против Ливонского ордена, который завершился победой.

В конце 1262 года Александр отправляется в орду. Татары заставляли воевать русичей на своей стороне. «Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды»[7].

Александру удалось достичь своих целей, но вернуться на Русь он смог только осенью 1263 года. По дороге домой князь совсем занемог. В Городце на Волге он принял монашеский под стриг под именем Алексея и 14 ноября скончался. Похоронили князя Александра Ярославовича Невского 23 ноября во Владимире в соборе Рождества Богородицы Владимирского рождественского монастыря с большими почестями. Митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской». Более точно выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

Князь-полководец еще при жизни стал почитаем. Церковь высоко чтит Александра Невского, благодаря которому Русь сохранила православие. За искреннюю и глубокую веру, благие дела, военные заслуги и любовь к своему отчеству, Русской православной церковью он был причислен к лику святых.

По завещанию Петра I в 1725 году в Российской империи был учрежден орден Святого Александра Невского. Его девизом стали слова «За труды и Отечество».

Мы, педагоги, считаем, что у детей необходимо постоянно поддерживать интерес к истории своего народа. Образ Александра Невского способствует развитию чувства патриотизма, гордости и уважения к Отечеству. Если дети будут знать о тех трагических и героических страницах нашей истории, то в будущем у них будет и опыт, и знание, чтобы избежать этих ошибок.

Библиографический список

  1. А.В.Шишов  Сто великих героев - М.: Вече, 2009, - 480 с.
  2. М.Б.Зацепина   Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  3. Ю.Н. Лубченков  Русские полководцы. – М.: Белый город, 2002. – 47 с.
  4. http://nevsky.prihod.ru/zhitie-svyatogo-blagovernogo-velikogo-knyazya-aleksandra-nevskogo/     
  5. https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/
 

[1] Жизнеописание святого Александра

[2]  Поучение Владимира Мономаха -  https://www.pravmir.ru/pouchenie-vladimira-monomaha/

[3] Сулица – русский дротик (короткое копье)

4-[5] Житие Александра  Невского в изложении  Дмитрия Ростовского (полный  вариант без сокращений)   

[6] А.В.Шишов «Александр Невский» Поездка в Золотую Орду и Каракорум.

[7] Пошел к царю – подразумевается  к ордынскому хану Берке



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт