Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Современные семейные отношения...

Современные семейные отношения, гражданский брак и Церковь


Кононова Наталья Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждение «Молодёжный ресурсный центр»
г. Муравленко

Всему начало – отчий дом! Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Когда- то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место, где тебя всегда ждут, где не надо притворяться, и можно быть самим собой, где хорошо и спокойно, где тебя любят.  «Семья-это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга» [5].   Но порой любовь включает    в себя так же  боль. Если другой радуется, то мне    на душе тепло и радостно, если болеет, то и мне плохо. Конечно,   у каждого  из нас   своё понимание семьи, своё понимание «брак». Для одних важно соблюсти все правила и каноны гражданского и церковного права, а для  других «не важна печать в паспорте» - главное «любовь». К сожалению, в последнее время это явление приобретает довольно ощутимые масштабы. С каждым годом увеличивается число пар, живущих в «гражданском браке», т.е. сожительство мужчины и женщины, не зарегистрированное государством, и не освященное церковью. При этом причин для отказа от регистрации брака в органах ЗАГСа или венчания в церкви высказывается достаточно много. «Гражданский брак» стал некоей данью современной моде, это греховное по своей сути явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и даже политическими деятелями. Кинозвезды, певцы, актеры, многие другие публичные люди без всякого стеснения рассказывают то, как они живут друг с другом                             в неофициальных, свободных отношениях. Причем    некоторые из них даже гордятся тем, что именно такая форма отношений между полами наиболее близка их «творческим натурам, постоянно находящимся в поиске чего-то нового». Очень печально, что это становятся дурным примером для молодежи. Нередко молодые люди, перед тем как пойти в ЗАГС для подачи заявления, стараются пожить вместе в «гражданском браке»,   иногда называемом «пробным». Чего молодые люди этим добиваются? «Гражданский брак»   становится некоей формой возможности проверить свои чувства относительно друг друга,                                                            на некоторое время побыть мужем и женой, отведать всех      прелестей семейной

жизни, понять – «подходим ли мы друг другу». И лишь потом зарегистрировать свои отношения.

Для меня, как для православного христианина, совершенно непонятны эти желания «поиграть» в семью.  Почему же для того, чтобы проверить свои чувства, нельзя просто продолжать встречаться, общаться, и вполне логическим путем подойти к свадьбе и полноценному браку? Почему желание жить под одной крышей в качестве «пробных» супругов преобладает над здравым смыслом? Таких вопросов можно задавать множество. Можно конечно все списать                       на распущенность нравов современной молодежи. Но поражает позиция родителей в этом вопросе. Случается так, что с разрешения родителей молодежь начинает жить в «пробных браках». Еще больше удивляет, когда в «гражданский брак» вступают люди немолодые, уже имевшие опыт семейной жизни                           и, зачастую, пережившие развод. Что привлекает их в «гражданском браке»? Ответ прост – неуверенность в завтрашнем дне. Люди, имеющие печальный опыт развода, предпочитают не обременять себя штампом в паспорте, чтобы избежать впоследствии возможных проблем со вторым разводом. Так зачем же тогда вообще вступать в такой брак, когда заранее думаешь о разводе? Подобные мысли, когда каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом                           же скандале, не могут положительно влиять на атмосферу в семье.

На мой взгляд,   трудно назвать семьей подобное сожительство, когда каждый просто получает от такого «брака» то, что ему нужно. Говорить о любви тут не приходится. Ведь любовь – это, в первую очередь, ответственность друг              за друга. Взаимная ответственность, по моему мнению, напрочь отсутствует                          в «гражданском браке». Получается, что для женщины подобный «брак» – это иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия свободы. Женщина вроде бы живет      в семье, но это не семья, т.к. мужчина не берет на себя ответственности за свою «супругу». А мужчина вроде бы формально свободен, но в то же время находится под контролем «жены». Редкая жена, даже в «гражданском браке» позволит мужчине в открытую искать себе новую пассию. И что примечательно, женщина называет мужчину в таком сожительстве - «мой муж», а мужчина женщину – как правило - «любовница», но в лучшем случае «подруга». Можно ли вообще назвать подобное сожительство браком? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос,  обратим к двум источникам правового регулирования – Церковному праву и гражданскому Семейному праву (Семейному кодексу РФ). Начну               с гражданского Семейного права.  В юридической литературе общее понятие брака чаще всего расшифровывается как юридически оформленный свободный    и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи,             и порождающий взаимные права и обязанности имущественного, так и личного неимущественного характера между супругами. Брак в Российской Федерации является моногамным, добровольным, равноправным союзом мужчины                         и женщины, заключенным в установленном законом порядке. Действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 СК РФ). Брак, заключенный в церкви, либо брак, заключенный по местным или национальным обрядам, с юридической точки зрения браком не является и никаких правовых последствий не порождает. Также не являются браком, т. е. не порождают правовых последствий, фактические брачные отношения, не зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния. Однако, мужчина и женщина, пройдя через  церковное бракосочетание,  несут ответственность друг за друга. Вступая в брак, человек принимает решение прожить со своим супругом всю жизнь, пройти вместе все испытания, делить пополам и радость и горе. Он уже не ощущает себя отдельным от своей половинки, и супруги волей-неволей должны прийти к единству, научится носить тяготы друг друга, строить свои отношения, взаимодействовать и главное научиться любить друг друга. Как у человека есть родители, братья, сёстры, с ними он хочешь — не хочешь должен научиться ладить, находить общий язык, иначе жизнь в семье станет невыносима. Протоирей Илья Шугаев в книге «Один раз на всю жизнь» [4] пишет «… брак подобен мешку, в который бросают два острых камня, а потом их трясут. В результате два камня либо обтёсываются (крепкий брак), либо два камня, сохранив свою остроту. Вылетают из мешка (развод). Настоящая любовь не появится, пока два камня не начнут притираться». Возможна ли такая притирка в гражданском браке? Как говорится, чемоданы всегда стоят у порога, т.е. если что не понравится, то я уйду от тебя!  Психолог А.В. Курпатов как-то назвал «гражданский брак» билетом с открытой датой, потому что партнеры всегда знают, что билетик у них есть, поэтому, если что не так, в любой момент – махнул, и будь здоров, счастливо оставаться.            С таким подходом нет мотива вкладываться в отношения по полной программе – ведь это все равно, что ремонтировать съемную квартиру. В оценке «гражданского брака» с ним согласен другой российский психотерапевт, Николай Нарицын: «…сожительство никоим образом не является ни супружеством,           ни семьей, ни тем более браком — причем не столько по закону, сколько по сути!       А значит, в таком «союзе», по меньшей мере, наивно надеяться на то, что ваш сожитель, принимая какие-то решения (особенно если в них затрагиваются ваши взаимоисключающие интересы), будет учитывать ваши потребности. И столь          же наивно предъявлять претензии в том, что этот человек повел себя так,                  а не иначе — в большинстве случаев, увы, он вам ничем не обязан, и волен поступать так, как ему (ей) вздумается!» [7] Поэтому  «гражданский брак» иногда называют бесплодным. Во-первых, потому что сожители, как правило, боятся заводить  детей, они в своих-то отношениях никак не могут разобраться, зачем   им ещё лишние проблемы, хлопоты и ответственность. Во-вторых, «гражданский брак» не может родить ничего нового, он бесплоден в духовном и даже душевном плане.

Семейный православный психолог И.А. Рахимова, чтобы показать людям, находящимся в «гражданском браке» ложность и бессмысленность их состояния, предлагает таким парам тест: Чтобы поверить свои чувства, на некоторое время (скажем на 2 месяца) прекратите телесные отношения. И если они соглашаются на это, то обычно варианта два: либо они расстаются, — если их связывали только страсть; или вступают в брак, — что тоже бывает. Воздержание, терпение позволяет по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти.  Протоиерей Фёдор Кречетов в книге «Девять глав о семье» [9] пишет о том, что телесное соединение должно быть не началом, а естественным завершением

отношений, когда объединяется всё. Для этого и нужен этап ухаживания ещё      до брака, для того чтобы люди сроднились душой, а не телом.

Статистика показывает, что  очень мало «гражданских браков» завершаются регистрацией. Люди с самого начала  не воспринимают свой союз как нечто значимое, серьезное и постоянное, их отношения неглубоки, свобода                       и независимость для них дороже, даже годы, проведенные вместе, не прибавляют им уверенности, а их союзу прочности. Обо всём выше сказанном можно сказать, что Семья – это МЫ, а «гражданский брак» - это два «Я».

  Обратимся к церковному праву, оно гласит: «Семья полноценна, когда                  в ней есть дети. Дети — равноправные ее члены». Но не приходится говорить                о духовном воспитании детей в таких «гражданских браках». Ведь по большей части, рождение детей в «пробном браке» и вовсе не предусматривается, что, несомненно, приводит к противоестественному факту, что вместо радостного ожидания ребенка становится нежеланной беременность. Самоцелью в таком «браке» становится желание поближе узнать друг друга во всех отношениях.                 А пока сожители «узнают друг друга», «жены» успевают сделать не один аборт. Не надо быть специалистом, чтобы отчетливо понимать, что аборт опасен для женщины и вероятность родить после него здорового ребенка значительно снижается. И даже если «супруги» будут предохраняться от нежелательной беременности ради удовлетворения своих эгоистичных потребностей                             и призрачной идеи «поближе узнать друг друга», они будут впадать                                 в несомненный грех. Но если даже в таком «гражданском браке» рождаются дети, то должного духовного воспитания они получить не могут. В первую очередь, примером для ребенка являются его родители. А какой пример могут дать родители, живущие в «гражданском браке»? Кем вырастет ребенок, рожденный                            в атмосфере безответственности, безнравственности и греха? Ребенок, как губка, впитает все, что видит с самого детства. Правильного духовного воспитания                  в «гражданском браке» ребенок получить не может, ибо его родители не строят свою жизнь согласно заповедям Божиим. Разве ребенок, видя грех с самого детства, не станет впоследствии подражать родителям? Вот, что говорят святые отцы Церкви о воспитании детей: «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены» (свт. Иоанн Златоуст)[6]; «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно» (прп. Ефрем Сирин)[3]; «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил» (свт. Тихон Задонский)[8]; «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя» (свмч. Владимир, митр. Киевский) [2]. И как страшно звучат слова Спасителя, которые вполне можно отнести к людям, воспитывающим своих детей в бесчестии: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7) [1]

Данные социологического исследования, проведённого исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, посвященного отношению граждан России к семье и детям выясняют, что наиболее приемлемой формой семейных отношений для большинства россиян сегодня является официально зарегистрированный брак - 72%. Совместную жизнь без регистрации брака одобряют только 18% опрошенных. Сторонниками венчания являются 7% россиян. При этом 2% опрошенных вообще не считают необходимым иметь семью, а 1% затруднились ответить на этот вопрос. В рамках данного исследования проведеного 13-18 мая 2004 года было опрошены 1600 россиян в 46 регионах Российской Федерации,              в 107 городских и сельских населенных пунктах.

  Социологи отмечают, что совместная жизнь без регистрации более популярна среди молодежи от 18 до 24 лет. Эта возрастная группа  весьма неустойчива: если принять все совершаемые разводы в Российской Федерации за 100 %, то они дают 65 – 67 % всех разводов. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье.

        Испокон веков люди объединялись для решения каких-либо задач. И это очень разумно, потому что поддержка,  опыт  единомышленников помогает справиться с житейскими трудностями, принять мудрое решение. В 2010 году несколько семей города Муравленко объединились в клуб и выбрали название клуба - «Мы вместе». Клуб начал действовать под руководством начальника  консультационно-профилактического отдела муниципального бюджетного учреждения «Молодёжный ресурсный центр» и психолога-консультанта. Основная цель создания клуба молодых семей «Мы вместе» это поддержка молодых семей, оказание психологической помощи молодым родителям.

Мы все вместе, сообща, учимся понимать друг друга, осознавать ценность семьи.  Семья – это когда все вместе,  и поэтому по выходным дням,                       на организованные  тематические встречи, в Молодёжный клуб,  приходят  мамы  и папы с детьми. Пока взрослые занимались решением серьёзных задач, совместно с психологами-консультантами, дети занимаются важными детскими делами  с аниматорами досуга.

В начале деятельности клуба существовала проблема: занятость пап              и слабая  заинтересованности пап в мероприятиях клуба. Мы стали продумывать такие мероприятия, чтобы папы могли принять непосредственное участие,             а то и стать главными действующими героями мероприятия. Решая задачу-повышение статуса отца в семье, все мероприятия клуба рассчитаны на участие пап в совместной деятельности с семьёй. Речь идёт не только                                    о спортивных состязаниях, но и  в творческих мастер-классах папы клуба принимают активное участие.

Постепенно клуб «Мы вместе» рос и развивался. В 2015 году участниками клуба молодых семей «Мы вместе» являются 32 семьи. Средний возраст участников клуба на конец  сентября 2015года - 31 год. Некоторые  папы и мамы уже перешагнули рубеж 35- летия, но всё равно принимают активное участие               в жизни клуба.            

Специалисты консультационно-профилактического отдела Молодёжного ресурсного центра  при планировании мероприятий учитывают пожелания участников клуба. Большой популярностью у семей пользуются творческие мастер- классы, проводимые педагогами Детской художественной школы города Муравленко, специалистами отдела, а то и самими участниками клуба.   Творческие занятия нередко посещают семьи в полном составе. Тематика занятий разнообразна и не повторяется: мраморирование цветочных горшков, занятия по аэрографики,  картины из цветного теста, техника мокрого валяния, декупаж предметов интерьера и многое другое. Для активных, любящих спортивные состязания семей, организовываются и проводятся эстафеты, спортивные праздники: турнир по лазертагу, тюбинг-эстафеты, соревнования по фри-роупу, тематические спортивные эстафеты.

Родители клуба обсуждают проблемные моменты воспитания детей, семейные взаимоотношения, за круглым столом с психологами, юристом. Родители клуба предлагают сложные темы и ситуации в общении с ребёнком, между мужем и женой, старшим поколение семьи, и с помощью психолога стараются найти правильное, мудрое решение.

Клуб молодых семей «Мы вместе» многонациональный и поэтому особое внимание  уделяется вопросам толерантности, поддержки национальных традиций. В клубе популярны и любимы встречи, на которых есть возможность    познакомится  с семейными национальными праздниками, национальной  кухней. В рамках проекта «Кухня народов мира» проведён цикл мероприятий, на которых семьи представляли блюда своей национальности по старинным традиционным рецептам. Готовили презентацию и рекламу блюда. Мероприятия завершались дегустацией.

     Протоиерей Дмитрий Смирнов в одном из интервью сказал: « Главная семейная ценность – это любовь. Та самая христианская любовь, которая измеряется глубиной жертвы и приближает человека к Богу…. ведь малыша словами ничему не научишь, он должен видеть живой пример перед глазами. Любая семья начинается с брака. И брак является одним из фундаментальных отличий человека от животного. Когда-то Бог создал женщину, чтобы человеку было кого любить. Чтобы человек имел возможность возрастать в любви, любя другого, как самого себя. Так что ребенок полноценно может научиться любви только  в семье». Мы учимся любить, понимать и принимать близких такими какие они есть, при подготовке,   пожалуй, к основному  важному  и очень волнительному  мероприятию – ежегодному  фестивалю-конкурсу «Семья Муравленко». Фестиваль-конкурс  проходит в городском Дворце культуры. В фестивале-конкурсе принимают участие семьи, состоящие только в официальном браке. Фестиваль проходит каждый год и в нём принимают участие 5 и более семей. Сложность в организации данного мероприятия заключается в том, что семьи не имеют сценического опыта и специалистам необходимо найти способ, через который семья раскроет свою самобытность и особенность. Подготовка                          к фестивалю процесс длительный и интересный. Специалисты Молодёжной политики совместно со специалистами Управления культуры - хореографом, режиссёром, звукооператором помогают семьям рассказать о своих традициях, семейных праздниках, секретах тёплых семейных взаимоотношений. Фестиваль-конкурс очень популярен в городе, зрители приходят поддержать своих выступающих родственников, коллег, друзей. Семьи на сцене радуют и заряжают энергией  зрителей яркими танцевальными и театрализованными номерами, трогательными выступлениями детей. Фестиваль-конкурс, да и вся деятельность клуба молодых семей «Мы вместе» г. Муравленко, наш скромный вклад                           в пропаганду семейных ценностей и укрепления института брака.

Подводя итог, хотела бы вновь обратиться к церковному брачному праву                  и дать понятие христианской семьи: «Семья представляет собой общежитие многих ее членов. Способностью к мирному сожитию определяется нормальный строй семьи. Семейная жизнь создает   общие интересы, в понимании которых нет розни, хотя могут быть разногласия и соглашения, в достижении которых нет места главенству и честолюбию, а есть   совесть и поддержка. Горести и радости делятся, невзгоды бодро переносятся, труд чередуется с отдыхом, беседами, общими развлечениями. Любовь и взаимное уважение составляют атмосферу семьи. Дети — радость и надежда семьи.  Дети — равноправные члены семьи. Жизнь семьи общая. У взрослых   есть свои права, есть они и у детей. У взрослых есть обязанности, и у детей они есть, посильные им, соответствующие их возрасту. Они научаются в семье порядку, труду, дружелюбию, правдивости                   и честности.  Достигается это тем  легче,   и становится тем  прочнее, чем разумнее жизнь взрослых, чем она проще, чем  больше в ней любви, чем более она облагорожена трудом, основана на благочестии и благодатной  жизни. Созидаемые  таким образом семьи растят честных и добропорядочных граждан Отечества, благочестивых членов христианских общин. Из этих же семей избираются впоследствии женихи    и невесты, желающие создать новые брачные союзы по личному расположению друг   к другу и по благословению Божию                    и родительскому».

Бог хочет, чтобы мы были счастливы, а на пути порока счастья не найдешь. Плоды всеобщей сексуальной расхлябанности    и несерьезного отношения           к браку хорошо видны уже сейчас: молодежь не хочет создавать семьи и рожать детей, кроме того, делается 5 миллионов абортов в год. А население страны, тем временем, стремительно сокращается. Если мы    не остановимся и не задумаемся,    а будем продолжать «жить как все», то через  несколько десятков лет России просто не будет, будет какая-то совершенно другая страна, с населением другого вероисповедания, или вовсе атеистическая страна…

Список литературы:

1.  Библия.  Изд.: Киево - Печорской Успенской Лавры, 2009г.

2. свмч. Владимир, Митрополит Киевский «Азбука православного воспитания», М.:АО «Форма-пресс»; Лествица, 1996г.

3. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995.

4. Протоиерей Илья Шугаев «Один раз на всю жизнь», изд.: М: Издательский Совет Русской Православной церкви, 2009г.

5. Кураев А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 1-е издание М.: «Просвещение», 2012г., Учебник для общеобразовательных учреждений.

6.  Митрофан Григоревский «Учение святителя Иоанна Златоуста о браке»,

Локид-Пресс и Патмос, Москва, 2007г.

7.  Н. Нарицын, «Свадьба – Развод и наоборот», изд.: Махаон, 2007г.

8. свт. Тихон Задонский «Наставление о христианских обязанностей родителей», изд.: Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2011г.

9. Протоиерей Фёдор Кречетов, Елена Мореева «Девять глав о семье», изд.: Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, Москва, 2013г.

  • Biryza 28 октября 2015 г.
    Тема актуальна в нашем современном мире и заставляет задуматься об отношениях. Чувствуется негативная позиция автора к гражданскому браку. Очень интересная статья и читается достаточно легко, но о некоторых ситуациях, приведенных в докладе, можно поспорить. Есть множество примеров зарегистрированных семей, кто живет не по законам Божьим и не занимаются детьми никак и своими отношениями тоже, и те, кто живет в гражданском браке (из разных побуждений) и вкладывают в отношения и детей основы духовности и нравственности. Конечно, я за семью в браке, которая МЫ, но не хочу настаивать, что только это правильно и все должны так жить. Каждый выбирает сам и у каждого своя позиция. Спасибо за интересный доклад!
    Тема актуальна в нашем современном мире и заставляет задуматься об отношениях. Чувствуется негативная позиция автора к гражданскому браку. Очень интересная статья и читается достаточно легко, но о некоторых ситуациях, приведенных в докладе, можно поспорить. Есть множество примеров зарегистрированных семей, кто живет не по законам Божьим и не занимаются детьми никак и своими отношениями тоже, и те, кто живет в гражданском браке (из разных побуждений) и вкладывают в отношения и детей основы духовности и нравственности. Конечно, я за семью в браке, которая МЫ, но не хочу настаивать, что только это правильно и все должны так жить. Каждый выбирает сам и у каждого своя позиция. Спасибо за интересный доклад!


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт