Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Использование кейс-технологии ...

Использование кейс-технологии в процессе подготовки учащихся к олимпиаде по праву (из опыта работы)


Боровик Вероника Юрьевна
учитель истории, обществознания, права
МАОУ «Многопрофильный лицей»
г. Муравленко

Аннотация:Подготовка к олимпиаде по праву представляет собой довольно сложный процесс, требующий от учителя знаний не только в предметном поле, но и в методике преподавания. Представленный материал является одним из способов работы с учащимися в условиях большого объема правовой информации, способствует не только информированию участников олимпиады, но и развитию познавательных умений и навыков, мышления и творчества.

 

Использование кейс-технологии в процессе подготовки учащихся

 к олимпиаде по праву (из опыта работы)

Метод case-study  или метод конкретных ситуаций (от англ. сase-ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-study: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию  case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение  (определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации). Для эффективной работы необходимы два условия: во-первых, наличие хорошего кейса, требующего исследовательских навыков учащихся, во-вторых, определения учителем методики использования данной инновационной технологии. Особенности метода case-study: имеет обязательную исследовательскую стадию процесса (изучение, погружение учащегося  в тему, примерно, за неделю-месяц  до урока); технология коллективного обучения (работа в группе); интегрирует в себе процедуру индивидуального,  группового и коллективного обучение; имеет признаки специфической разновидности проектной технологии (т.е. case-study является частью проекта); метод, стимулирующий деятельность учащегося для  достижению успеха.

Основой данной методики, ориентированной  на работу в проблемном поле, является неполучение готовых знаний,  а их выработка, сотворчество учащегося и учителя в процессе получений знаний, отсюда принципиальное отличие  метода case-study от традиционных методик.  Результатом данного метода являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.  Бесспорным достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей учащихся, профессиональных позиций, жизненных установок на преобразовательную деятельность, познавательных способностей учащихся при решении, прежде всего, юридических задач (казусов). Метод case-study успешно преодолевает “сухость”  традиционного метода обучения – отсутствия  яркой эмоциональной окраски учебного процесса, а также творческой деятельности. И если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс -метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Привожу пример разработки учебного кейса с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации. Примеры ситуаций учитель подбирает из вариантов олимпиадных заданий по праву, либо дополнительной литературы по праву.

Ситуация: 16-летний подросток попросил бизнесмена установить над ним патронаж, поскольку его родители неделями находятся в запоях, нигде не работают и не предоставляют ребенку содержания и пропитания. Бизнесмен обратился к адвокату за консультацией о порядке установления данного патронажа с его стороны над подростком. Какое разъяснение следует дать бизнесмену?

Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему. Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .

 

Причины проблемы

Проблема

План решения проблемы

Преимущества плана

1)  Неисполнение родителями подростка  обязанностей по содержанию и воспитанию сына.

2) Отсутствие поддержки подростку со стороны образовательного учреждения.

Трудная жизненная ситуация подростка.

1.  Изучить нормы семейного права (СК РФ).

2. Изучить нормы гражданского права (ГК РФ).

3. Предложить вариант оказания помощи подростку.

При изучении норм Семейного кодекса РФ, учащиеся  понимают, что информации недостаточно для решения проблемы. Необходимо обратиться к нормам Гражданского кодекса (в это момент требуется умение учащихся осуществлять поиск информации по проблеме!).

 

Ситуация – описание

Таблица 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выход из данной проблемной ситуации:

Согласно ст. 41 ГК РФ установление патронажа над данным подростком со стороны бизнесмена юридически недопустимо по следующим причинам.

1. Патронаж может быть установлен только в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права (п. 1 ст. 40 ГК РФ). В соответствии со ст. 21 ГК РФ 16-летний подросток не является дееспособным, т.е. из-за данного возраста патронаж в отношении его исключен.

2. Из условий задачи не усматривается, что подросток имеет инвалидность или иное неблагополучное состояние здоровья, вследствие которого он не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Вариант оказания помощи подростку: обратиться к Уполномоченному по правам ребенка по месту жительства, к педагогам образовательного учреждения с целью оказания помощи в решении проблемы (формирование социальных навыков учащихся!).

Методика  разработки кейсов в  5 этапов:

  • знакомство  (поиск) какой-либо ситуации, выделение её особенностей;
  • выделение основной проблемы (проблем);
  • предложение концепции или и темы для мозгового штурма. Выявление причин проблемы (проблем);
  • решение  кейса: предложение одного или нескольких вариантов (составление плана решении проблемы);
  • анализ последствий принятого решения (выделение преимуществ плана).

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Так называемый “сильный” кейс должен быть кратким, четким, понятным. Значимой, сильной стороной кейса является развёрнутая, обстоятельная статистика, подтверждающая актуальность существующей проблемы. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

 

Примеры возможных образовательных целей кейс-технологии:

  • приобретать знания;
  • развивать общие представления;
  • понимать методы;
  • приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;
  • приобретать навыки разработки действий и их осуществления;
  • ответственность за свои решения, за результаты;
  • уверенность - "могу сделать";
  • инициатива;
  • ясность целей и задач;
  • предвидеть значение, результаты;
  • рассматривать ситуации в долгосрочной перспективе;
  • обобщать - от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций.

При грамотном и творческом подходе в использовании данного метода в профессиональной деятельности,  case-study значительно расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт