Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Церковь и современное информац...

Церковь и современное информационное пространство: проблемы и решения


Янтилина Н. Ш.
Методист по ИКТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №3»
г. Муравленко

Янтилина Н. Ш.,

Методист по ИКТ

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа №3»

Город Муравленко

 

Церковь и современное информационное пространство: проблемы и решения

Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит князю Владимиру. Стремление собрать под власть Киева постоянно рассыпавшиеся земли требовало единой веры по принципу «одно государство, один князь, один Бог».

 В русских летописях рассказывается, как князь Владимир летом 988 года собрал все население Киева на берегу Днепра, где было совершено крещение народа византийскими священниками. Это событие вошло в историю, как Крещение Руси, став началом длительного процесса христианского преображения народа, которое растянулось на целых два столетия, пока христианский образ жизни не стал нормой, заложивший духовную и морально-нравственную традицию русского народа.

Принятие христианства имело культурно-историческое значение и повлияло на становление нового типа государственности. Православие стало источником просвещения народа, распространения грамотности, а нравственность и вера в единстве сформировали духовный фундамент русского человека. Христианство, как регулятор социальных отношений, и языческие корни, как регулятор отношений человека с природой, легко слились с внутренним, духовным содержанием русского национального характера.

За 1026 лет Россия стала крупнейшей православной державой с богатейшим культурно-историческим наследием. Цивилизованный выбор, сделанный тогда, позволил сформировать национальное самосознание народа, который прошел испытания «на прочность», не растворился в других культурах, сохранил свою самобытность, достаточную определенность и узнаваемость.

«Народный дух, никаким правительством не руководимый 750 лет, протекших от основания Руси до времен Минина, создал единый цельный народный организм, связанный нравственно духовной связью. Но не успел еще образовать плотного государственного тела. Без этого народного духа всякая государственность есть тлен и прах» [5] - писал философ и социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885гг.) почти два столетия назад. В своих трудах он развивал мысль об исторический миссии России в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа, считая, что Западная Европа враждебна России и славянству, и поэтому необходимо крепить солидарность народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать славян.

На удивление современно и актуально звучат его слова из книги «Россия и Европа»: «Итак, духовное и политическое здоровье характеризует русский народ и Русское государство, между тем как Европа – в духовном отношении – изжила уже то узкое религиозное понятие, которым она заменила Вселенскую истину, и достигла геркулесовых столбов, откуда надо пуститься или в безбрежный океан отрицания и сомнения, или возвратиться светоносному Востоку (востоку Европы); в политическом же отношении – дошла до непримиримого противоречия между требованиями выработанной всею ее жизнью личной свободы и сохраняющим на себе печать завоевания распределением собственности…»[5].

Несмотря на гонения, на репрессии, на жестокую атеистическую пропаганду, на массированную информационную атаку на Церковь и на священнослужителей, именно Россия сумела сохранить духовно-нравственные основы православия и моральные ценности.

Вот восемь ценностей, составленные Русской Православной Церковью совместно с российской общественностью: свобода, справедливость, патриотизм, солидарность, благо человека и его достоинство, соборность, самоограничение (жертвенность), семейные ценности – любовь, верность, забота о детях и стариках.

  Протоиерей Всеволод Чаплин в своем интервью «Православной газете» отметил, что «критерием отбора ценностей стала их укоренённость в Божией правде и в том опыте жизни, который, несмотря на все консервации и модернизации, оставался для России константой» [9].

А теперь сравним с ценностями Евросоюза, которые звучат так: «Ценностями, на которых основан Союз, являются уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для совокупности государств-членов, которая характеризуется плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами» [4].

В ходе подготовки нормативных документов Евросоюза среди участников выявились существенные разногласия во взглядах, а именно, в вопросе: включать или не включать христианское наследие Европы в список европейских ценностей или обойтись без этого, проявив толерантность в интересах представителей иных конфессий и атеистов. К сожалению, удалось добиться включения в конституцию Евросоюза лишь ссылки на «культурное, религиозное и гуманистическое наследие» Европы, но не на Бога и христианство. Итоговый текст конституции был принят без присутствия слова «христианство», таким образом, были отвергнуты базовые понятия, на которых почти две тысячи лет строилась европейская цивилизация.

Христианство без Христа. Началось ведь оно не сегодня, а несколько столетий назад, когда Европа и многие западные страны стали праздновать Рождество без самого Виновника праздника! Вроде бы все понимают, что это Рождество Христово, а героем праздника почему-то стал Санта Клаус?! Демократичные европейцы, «уважая права» представителей других вероисповеданий, особенно меньшинств, проявляя справедливость и недискриминацию с терпимостью убрали сначала в названиях имя Христа, а потом уже и Самого Христа из общественных институтов, из своей жизни, из своих семей и т.д. Это позволило появлению в обществе атмосферы бездуховности, безнравственности и негативного отношения к христианскому наследию.

Результат - разрушение института семьи, распространение однополых браков, содомии, которые в Библии называется Богом никак не иначе, как «мерзостью». Воистину прав писатель М. Веллер, говоря: «Уравнять патологию в правах с нормой – означает разрушить норму» [8]. Отказ от фундаментальных этических норм размывает понятие греха и добродетели, лишает человека нравственных ориентиров, делая его беспомощным перед лицом собственных страстей.

Это на руку нечистоплотным представителям СМИ, которые с особым удовольствием, смакуя, выдают «на гора» сюжеты губительных страстей: лицемерия, тщеславия, похотливости, алчности и клеветы. В этих сюжетах порок становится обыденным явлением и таким манящим и привлекательным, создавая ложное представление нормативности греха.

 В книге Исайи в Ветхом Завете в 59 главе 14-15 стихах дается мрачная характеристика духовно-нравственного состояния Израиля в то время: «И СУД отступил назад. И ПРАВДА стала вдали, ИСТИНА преткнулась на площади, и ЧЕСТНОСТЬ не может войти. И не стало истины, а удаляющийся от зла подвергается оскорблению» [1].  Какие замечательные поэтические образы вплетены в библейские стихи! Как они звучат актуально и современно! «ИСТИНА преткнулась на площади» («площадь на моем родном языке переводится как «майдан»), ПРАВДА стоит вдали, потому что ее никто не замечает, такое чувство, что она и не нужна служителям средств массовой информации. А ЧЕСТНОСТИ вход вообще закрыт!

В современном информационном пространстве текут мутные потоки лжи, обмана, псевдоправды. Не об этом ли сказано в 20 стихе этой же книги Ветхого Завета в 57 главе: «А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ИЛ и ГРЯЗЬ»? [2].

Современная информационная среда, действительно похожа на море взволнованное, которое постоянно штормит и волны которого постоянно гонят к берегу грязь и муть. Нет, не море, это скорее океан безбрежный, а Церковь, это Ковчег, который несмотря не на какие капризы стихии, людские страсти плывет к своей цели, стараясь сохранить внутреннюю чистоту и святость.   И совсем неважно, по какой воде он плывет, по чистой или по мутной жиже. Главное - это внутренне содержание, духовный стержень, это как раз то, что «постеснялись» включить в список ценностей участники толерантного Евросоюза. 

«Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры и накоплений культуры» [7] - писал академик Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном». Мы не отреклись от своего исторического наследия, какое бы оно не было. Это и есть один из компонентов того внутреннего содержания человека, духовного стержня. «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками» [7] - продолжает развивать свою мысль академик Лихачев.

Другой компонент - это совесть. Она и является мерилом, весами, которыми мы должны измерять все свои поступки. Очень важно, чтобы такие «весы» были у каждого представителя СМИ.

Есть еще очень важная деталь. В книге Притчей написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» [3] (Пр.4:23). Как в сейфе хранят самое ценное, самое драгоценное, так в сердце человека заключено самое святое. И каждый человек должен знать: «Это святыня – не трогать (руками)!» А топтать ногами - это святотатство! «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» [3] - следующий, 24 стих звучит уже как прямое обращение служителям слова, журналистам.

Информационные атаки на Церковь, на Патриарха, дискредитация христианства, поругание святынь в СМИ направлено на то, чтобы препятствовать ее задаче непрерывного духовного воспитания. Уважение к своей стране, символам и элементам, составляющим ее историю, культуру, духовность, позволившим ей существовать в веках – это правило для нормального человека.

«И сегодня информационное служение должно представлять собой непрерывный процесс, уходящий корнями в прошлое и ведущий в будущее, цель которого — обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом.

С христианской точки зрения, средства массовой информации могут и должны, во-первых, сказать людям правду о том, что добро есть, что оно всесильно и красиво, что оно несет в себе мир и радость, и что все люди призваны быть его носителями, а, во-вторых, они должны четко разделять добродетель и порок во всех их проявлениях» [6] - сказал митрополит Калужский и Борисовский Климент в своем интервью «Православной газете». Резюмируя его слова можно задаться вопросом: «Зачем пить из грязной лужи, если рядом есть чистый источник!?»

Задачи, которые обозначил митрополит перед православными журналистами, нужно переадресовать и светским журналистам.

К сожалению, сегодня вопросов больше, чем ответов. С другой стороны – это хорошо, что они не исключены из повестки  дня,  ставятся Церковью перед общественностью. Представителям СМИ нужно помнить, что СВОБОДА СЛОВА, гарантированная Конституцией РФ, это не только ПРАВО, а ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Ответственность перед памятью, культурно-историческим наследием, духовно-нравственными корнями, перед грядущими и ныне живущими поколениями.

 

Литература

 

1.    Библия. Ветхий завет. Книга Исайя 59: 14-15

2.    Библия. Ветхий завет. Книга Исайя 57: 20

3.    Библия. Ветхий Завет. Книга Притчей Соломоновых 4:23-24

4.    Википедия:https://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%E2%F0%EE%EF%E5%E9%F1%EA%E8%E5_%F6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%E8

5.    Данилевский Н.Я. «Россия и Европа». 6-е изд. СПб. «Глаголь», 1995.

6.    Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента «Православной газете»,№19 (340) 2005г., 2 стр.

7.    Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном /сост., общ. Ред. Г.А. Дубровский. –М.: Дет. лит., 1985.

8.    Михаил Веллер. Кассандра.  http://lib.ru/WELLER/kassandra.txt

9.     «Русская Церковь определила национальную систему ценностей»

 http://www.rus-obr.ru/days/9389



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт