Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Человеческие ресурсы: управле...

«Человеческие ресурсы: управление развитием» Из опыта работы школы.


Речкалова Ольга Владимировна
директор
МБОУ «СОШ №7»
г. Губкинский

Аннотация

Ключевая фигура изменений образования в рамках перехода на Федеральные государственные стандарты — педагог. В статье рассматривается видение изменения сознания педагогов через проектный подход: включение педагогов в реальные проекты школы, в живую естественную совместную деятельность учителей, администраторов, обучающихся.

В настоящее время процессы реформирования будоражат образование, но ни новое оборудование, ни высококлассные ремонты и современные технологии не принесут результата, если не понимать, что ключевая фигура изменений сегодняшнего дня — это педагоги. Третий год педагоги как будто в пред- или после- революционные годы повально обучаются на курсах повышения квалификации: внедрение ФГОС НОО, Курс ОРКСЭ,системно-деятельностный подход в обучении, современные образовательные технологии… «Многознание уму не научает» — это про наше сегодняшнее состояние образования. Прямо по В. В. Давыдову: «В современных условиях обучения традиционная формула „знаю, но еще не умею“ трансформируется в формулу „не умею — значит не знаю“»

Управлять не людьми, а проектами.

Наше видение, изменять сознание педагога нужно не столько через повышение квалификации, сколько через включение педагогов в реальные проекты школы, в живую естественную совместную деятельность учителей, администраторов, обучающихся.

Только в деятельности, будь то ребенок или учитель, становится субъектом собственных изменений.

Следовательно, вкладываться и финансировать надо реальные проекты системы образования.

Проект «Школа ступеней» — что нового?

В законе «об Образовании» ст.19 п.1 и ранее отмечалось, что общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Однако, и в организационном плане, и в плане педагогического отношения «к детям» все три ступени в сегодняшних школах идентичны: старшая школа мало чем отличается от подростковой и даже начальной школы: организационно-педагогические формы (образовательное учреждение,классно-урочная система, единый стандарт содержания обучения, формы и т. д.).

Считаем, что проблема построения эффективной системы образования должна решаться с учетом специфики уровней-ступеней образования: начальной, основной, старшей школы — должны быть три самостоятельных специфичных обособленных проекта внутри школы. Это соответствует комплексной программе «Стратегия — 2020» и образовательной инициативе «Наша новая школа».

Какие ступени строим мы?

Все три ступени, являясь обособленными образованиями, одновременно должны быть связаны в систему между собой системообразующими задачами каждой ступени.

Проект — начальная школа — школа конструирования способов и средств детских действий, школа формирования контрольно-оценочнойсамостоятельности — ребенок овладевает инструментом действий, который необходимо применить и апробировать на второй ступени образования.

Проект — основная школа — школа самоопределения, школа интересов, основная задача насыщения образовательного и внеурочного процесса оборудованием для организации проблемно-поисковых, социальных проб как основы, для формирования учебной самостоятельности и подготовки к выбору индивидуальной образовательной траектории — переходу на третью ступень образования — обучение по индивидуальным образовательным программам.

На сегодняшней день ступени общего образования не связаны между собой, отсутствуют «мостики», связывающие один возраст детей с другими. В связи с этим школой реализуется проект «Образовательные трансферты» — модель организации переходов основной школы к индивидуализации образования» — акцентирование внимания на образовательные переходы основной школы, как места «сшивки» ступеней, обеспечивая преемственность в способах и средствах деятельности, связь поколений.

Как мы видим мостики-переходы?

Переход «начальная школа — основная школа» обеспечивается через введение в практику школы межпредметного разновозрастного модуля «Проектная задача»

С 2012 года наша школа — городская стажировочная площадка для педагогов по введению данного модуля.

Переход «основная школа — старшая школа».

В связи с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) весь образовательный процесс во многих школах России на старшей ступени образования свелся к «натаскиванию» старшеклассников на данный вид внешней оценки.

Если же подходить к проектированию Старшей школы серьезно и грамотно, с учетом возрастных особенностей, то оптимальные сроки реализации этой ступени должны быть увеличены до 3-х лет, т. е. включать в себя не только 10–11 классы, но и 9 предпрофильный класс, поэтому для возможности преемственности ступеней, преемственности образовательных учреждений (наша школа базовая для основных школ) — родился и реализуется проект «Новая образовательная система — предпрофильная социальная сеть г. Губкинский» — для основных и базовой школы третьей ступени города.

С января 2012 года школа является экспериментальной площадкой муниципального уровня и координатором данного проекта.

Суть проекта: включение обучающихся 9-к классов в «формирование профилей» путем объединения профориентационной и предпрофильнойдеятельности через введение в учебный план школы (его вариативной части) социальных практик, профессиональных проб, реализуемых посредством партнерской деятельности с предприятиями и организациями города. Организуются смешанные группы для проведения ознакомительных экскурсий, социальных проб, профессиональных встреч на предприятиях города. Во время установочных и рефлексивных сессий анализируется проведенная работа. Тренинговые занятия с педагогами-психологами помогают определить предпочтения и возможности обучающихся, что позволяет к 10 классу видеть не только свой образовательный профиль, но и выстроить образовательный маршрут своего профессионального выбора.

Сетевые совместные проекты на старшей ступени

Говоря, о новом видении школы, следует говорить о проектах в сети, а так же о совместных выездных проектах.

Рамки образования в современной действительности не должны заканчиваться стенами школы. На данный момент возобновляется сотрудничество между школой и предприятиями: открываются корпоративные классы. С 1 сентября 2011 года в на базе школы начал функционировать первый«Газпром-класс» , основная задача которого, познакомить выпускников школы с ценностями компании, дать им представление о профессиях через реализацию совместных проектов школа-промысел. В 2012 году такой же класс открыт в школе г. Ноябрьска. Появилась идея выстраивания совместной деятельности двух школ в реализации профильного образования — рождение нового сетевого образовательного проекта в системе образования двух муниципалитетов «Образование-ГазпромГубкинский-Ноябрьск».

Следует так же отметить, что развитие информационных технологий в последнее десятилетие в России изменило информационное пространство в котором растут современные дети. Стремительное освоение и «виртуозное» владение ими, в отличие от взрослого поколения, различнымиайпадами, айпедами, айфонами, смартфонами, нахождение их в сетевых социальных сетях, должно находить отражение и системе образования, внося изменения в классическую модель образования — классно-урочную форму. Если есть необходимые средства-то почему их не использовать для привлечения дополнительных ресурсов в образовательном учреждении?

В рамках построения школы 3 ступени — в марте 2012 года проведен первый выездной межрегиональный проект «Образовательный трансфертМосква-Губкинский» в г. Тюмени МБОУ СОШ№ 7 и структурного подразделения ГОУ СОШ № 1133 ЭУК «Школа развития» г. Москва. Спроектирована идеология общей сетевой школы 3 ступени, в которой есть возможность объединения человеческих ресурсов двух школ: педагогического и ученического.

Обучающимися школ был разработан Учебный план Старшей сетевой школы, видение той школы, которую делают не взрослые, а ученики. Учебный план реализуется в 2012–2013 учебном году двумя образовательными учреждениями.

Сейчас мы строим профильное образование, уходя от жесткой профилизации через реализацию старшеклассниками индивидуальных образовательных программ с тьюторской поддержкой со стороны педагогического коллектива, в том числе, сетевой школы.

В сентябре 2012 состоялся запуск сетевой школы. Обучающиеся 10-х классов в течение 3 дней работали над своими Индивидуальными образовательными программами (ИОП) в формате погружения.

Ребята проработали официальные сайты огромного количества ВУЗов, расставили акценты в понятиях «профессия», «специальность» и «специализация» и, исходя, из своей будущей профессиональной образовательной программы разработали образовательную программу на 10 и 11 класс, в которую включили необходимые элективные курсы, предметы для подготовки к ЕГЭ и будущему обучению в ВУЗе. Рассмотрели и учли все образовательные возможности своего города, а сотрудничество с московской школой, значительно расширило список курсов, которые ребята изучают в дистанционном режиме.

В 2012 -2013 учебного года запущено 4 элективных курса в дистанционном режиме через электронную среду «КОД».

Осуществляется переход на кредитно-модульную систему по 8 предметам. С сентября 2012 года преподавание осуществляется методом погружения через апробацию динамического расписания. Структурирован учебный материал, разработано содержание учебных модулей.

Еще не время собирать камни…

В нашей школе на несколько лет запущены ряд проектов для каждой ступени образования, что позволит прежде всего включить практически всех педагогов, старшеклассников, а также родителей школьников в реальную деятельность, в которой каждый из нас сможет сделать шаг на пути собственного развития и развития Школы.

Проект стал для нашей школы единицей управления, вернее соуправления, которая не только имеет реальный «продукт», но и позволяет формировать у всех участников образовательного процесса такие личностные качества как инициативу, самостоятельность и ответственность. Главной проблемой на ближайшее время в связи с внедрением ФГОС для Школы будет являться вопрос оценки качества результатов образования внеучебныхдостижений обучающихся в рамках данных проектов.

В связи с этим с сентября 2011 года школа Федеральная инновационная площадка по теме «Разработка и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений».

Научный консультант экспериментальной работы школы А. Б. Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель Правления Международной ассоциации «Развивающее образование», кандидат педагогических наук.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт