Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Христианские ценности в формир...

Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России


Джусь С. Н.
воспитатель II квалификационной категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Машенька»
г. Ноябрьск

Джусь С. Н.

воспитатель II квалификационной категории

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Машенька» муниципального образования

 Ноябрьск

 

Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России

 

Духовно-нравственное воспитание детей – на сегодняшний день это - одна из самых актуальных проблем нашего общества, особенно если это касается детей дошкольного возраста. На наш взгляд, у взрослого населения, уже давно возникла потребность строить свою жизнь на основе православной религии, выступающей основным фундаментом нашей культуры, которая является естественным процессом приобщения к духовности своих детей. Воспитание детей дошкольного возраста как граждан страны должно быть полноценным и осуществляться с учетом тех традиций, которые легли в основу отечественной культуры, под сенью которой происходило много веков назад становление и развитие Российского государства.

С чего начать? Этим вопросом мы задались, когда стали строить свою работу по приобщению к духовно – нравственному воспитанию наших дошколят. И ответ возник сам по себе. Конечно же, начинать нужно было с семьи. Так как Семья это зеркальное отражение духовного мира каждого ребенка. Приступив к работе, мы столкнулись с серьезными проблемами:

во -  первых: в современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста отсутствует раздел "Нравственное воспитание", который заменен в основном "задачами социального развития".

 Во – вторых: сами семьи не готовы быстро раскрыть весь свой духовный потенциал. Часто родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей между мамой и папой, между бабушками и дедушками.

Проанализировав данные проблемы, мы решили активизировать деятельность между дошкольным учреждением и родительской общественностью, направленную на формирование христианских семейных традиций путем реализации комплекса специально разработанных мероприятий. Считаю, что искренняя заинтересованность родителей должна реализовываться в формировании духовного состояния ребенка через привитие христианских ценностей, заложенных в традициях каждой отдельной семьи, и способствовать активизации различных видов деятельности в детском саду и дома, включая в себя целевые, содержательные и организационные компоненты духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Перед тем как начать свою, работу в данном направлении, мы, конечно же, изучили уже имеющийся опыт работы педагогов по всей России, и самых интересным нам показался опыт ОГАОУ ДПО Белгородского института развития образования: «Православная культура для малышей».[6] Не будем скрывать, мы взяли за основу данную статью.

Поскольку, формирование христианских ценностей в семейных традициях, для нас дело новое, первым стало – определение главной цели и задач в данном направлении. Основной целью является формирование духовно – нравственных качеств личности ребенка через приобщение детей к семейным традициям и христианским ценностям.

Задачи комплекса мероприятий:

1) способствовать развитию у детей интереса к традициям своей семьи;

2) воспитывать умение поддерживать семейные традиции, проявлять уважение к членам семьи;

3) способствовать сохранению семейных традиций и формированию христианских ценностей в семье;

4) развивать у детей навыки познавательно - исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;

5) учить детей проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к членам своей семьи, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботиться.

Комплекс мероприятий по формированию христианских ценностей в семье:

I «Цикл познавательной непосредственно образовательной деятельности, направленной на развитие духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (темы познавательной непосредственно образовательной деятельности: «Семейные реликвии»; «Добрая пословица ко времени молвится»; «В мире доброты»; «Сретение»; «Веточка вербы»; «Ангел мой храни меня»; и др.).

II «Цикл досуговых мероприятий, направленных на развитие христианских ценностей и укрепление семейных традиций»

(темы развлечений «Семейный очаг»[3] «Пасхальная радость»; «Все что создано всевышним, под грибком не будет лишним»; «Рождественский теремок» и др.).

III Цикл «Добрые сказки»

(Подбор сказок рассказывающих о человеческих чувствах и качествах: доброте, милосердии, любви, сострадании, гостеприимстве, терпении, терпимости. Название сказок: «Феи милосердия»; «Доброта»; Гостеприимная Клава»; «Равнодушие и отзывчивость»; «Родные вещи»; «Терпение и терпимость» и др.) [5].

IV Цикл «Работа с родителями»

(В данном направлении были разработаны памятки «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (по В. Зеньковскому)»; «Десять заповедей «НЕЛЬЗЯ» для детей (по В.И. Сухомлинскому)»[4]; «Анкета для родителей «Нормы христианской морали в семье и детском саду»).

В нашем учреждении работа по теме «Христианские ценности в формировании семейных традиций» только началась, и возможно наш комплекс мероприятий будет расширяться.

Считаю, что в случае успешной реализации комплекса мероприятий получим следующие результаты:

1.             будет создана оптимальная среда для осуществления взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников,  следовательно, и работа нашего коллектива будет направлена на углубление и систематизацию знаний о социальном статусе семьи и ее воспитательных возможностях.

2.             педагоги детского сада изучат литературу о духовно-нравственном воспитании, которая основана на Православии, тем самым, создавая прочный образовательный фундамент, способствующий росту их профессиональной компетентности.

3.             духовно-нравственное просвещение родителей воспитанников; в семьях будет создана благоприятная среда для формирования личности, а именно, сформировано определенное мировоззрение, дано представление о христианских ценностях (сострадание, милосердие, терпение и др.)

4.             будет найден действенный подход в работе с семьями воспитанников в столь сложном вопросе как «Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России».

 

Библиография:

 

1.  Алѐшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2005.

2. Афанасьева С.А. Основы Христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет): методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Калининград. – 2002.

3. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

5. Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014

6. Православная культура для малышей. Методические рекомендации по введению изучения православной культуры в дошкольных образовательных организациях / Пересыпкина А.В. – Белгород, ОГАОУ ДПО «БелИРО» – 2014. –86 с.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт