Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Христианизация Руси и единая н...

Христианизация Руси и единая национальная русская культура


Давыдова А. С.
библиотекарь
МБУК «Централизованная библиотечная система»
г. Ноябрьск

Давыдова А. С.,

библиотекарь муниципального бюджетного учреждения культуры

«Централизованная библиотечная система», г. Ноябрьск.

 

 

Православие и культура

 

Христианизация Руси и единая национальная русская культура

 

 

Введение

Становление и укрепление Древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии.

Первой попыткой была религиозная реформа князя Владимира в 980 году – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предание ему стройной иерархической системы.

Реформа потерпела поражение, но расшатала племенные и религиозные верования, тем самым подготовила почву для принятия христианства.

Официальной датой принятия христианства на Руси считается 988 год, год Крещения Руси.

Значение принятия христианства велико. Укрепился международный авторитет Руси, оно способствовало дальнейшему развитию древнерусской культуры, более тесными стали связи Руси и Византии.     

Актуальность данной темы состоит в том, что христианизация Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и проявляет немало проблем, соотносимых с оценкой религии в целом, её роли в общественной жизни для каждой исторической эпохи.

 

Христианизация Руси и единая национальная русская культура

Важнейшим событием культурной жизни Руси является принятие христианства. Характер исторического выбора, сделанного князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на неё различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Но не однократно создавало и критические моменты в её истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, также до него – княгини Ольги.[1]

После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. В ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.[2]

Не менее важным был другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального воспитания мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание «Повесть временных лет». В ней приводиться большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. О прибытии миссионеров из Византии, мусульман – из Дунайской Болгарии, иудаистов – из Хазарии, о том, что князь был не удовлетворен проповедями всех, кроме византийца о том, как он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры, а затем принял решение остановиться на христианстве византийского обряда. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. «Да созерцают они славу Бога нашего! – сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священное таинство обрядов изумили русичей. Им казалось, что сам Всевышний обитает в храме  и непосредственно соединяется с людьми. Возвращаясь обратно, послы поведали князю: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав веру греков, не хотим иной».[3]   

В 988 году князь Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождавшие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события. Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой  царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Крещение его происходило на юго-западном берегу Крыма. Именно оттуда он привез первых священников и необходимые принадлежности для христианского богослужения. Вначале крещение приняло все население Руси. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты все языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь велел начать строительство церквей. И построил он церковь Святого Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и её духовенства десятую часть княжеских доходов.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке, в отличии от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке.[4] Это приближало новую религию к народу, делало её частью его духовной жизни, быта и культуры.

Владимир не смог учесть еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе её стоял не церковный служитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь. 

С принятием христианства на Руси возникла и литература. В IX веке со времени правления Ярослава Мудрого возникает древнерусская литература. И как раз здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Центром сосредоточения культуры становились монастыри. Они являлись центрами книжности, где трудолюбивые монахи переписывали летописи, древние манускрипты. Монастыри отличал и высокий эстетический уровень религиозной деятельности: церковного пения, литургического слова, так же процветала живопись и практически все виды  искусств: музыка, поэзия, скульптура, прикладное, декоративное искусство, дизайн.

Крещение  оказало огромное влияние и на культурную жизнь страны, в частности, на развитие техники. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому несомненно способствовало  повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими учениями, и требованиями монастырского жития.[5]

     Становление христианства на Руси – было фактически рождением новой цивилизации. Общие верования, ценностные и жизненные ориентации, нормы морали и права содействовали сплоченности общества. Эмоциональное единство, идеалы гуманного сострадательного отношения к людям вели к рождению цивилизованного и гуманного общества.

 

Заключение

Принятие христианства способствовало объединению и сплочению русских людей под началом непоколебимой веры в Бога, Высшего творца и Христа-спасителя. Христианство способствовало духовному и моральному росту нашего народа. В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека.

Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жесткое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны,  значительно увеличился вес Руси в окружающем её мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию.            

 

 

Список использованной литературы

 

1.    Захаревич А. В. История отечества: Уч. – М.: «Дашков и К», 2006

2.    История России с древнейших времен/ Под. ред. Н. И. Павленко. М.: Высшая шк. 2001

3.    Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России.:Уч.-М.:МИРОС, 2004

4.    Скрынников Р. Г. Русь. СПб.: «Питер», 2005

5.    Некрасова М. Б. История России: Уч.пос. – М.: Юрайт-издат, 2005

 

Электронные ресурсы

1.    Исторический справочник, [электронный ресурс] //справочное издание. URL: http://xreferat.ru/35/9485-1-hristianizaciya-rusi-ee-posledstviya.html

2.    История России, [электронный ресурс] // сайт электронных словарей  и энциклопедий. URL: http://www.ref.by/refs/33/40129/1.html

3.    Принятие христианства, [электронный ресурс] // Популярный справочник. URL: http://nfor.org/books/Noch_Svaroga/14part07.php

 

           

 

[1] Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России.:Уч.-М.:МИРОС, 2004

[2] Скрынников Р. Г. Русь. СПб.: «Питер», 2005

 

[3] Захаревич А. В. История отечества: Уч. – М.: «Дашков и К», 2006

 

[4] История России с древнейших времен/ Под. ред. Н. И. Павленко. М.: Высшая шк. 2001

[5] Некрасова М. Б. История России: Уч.пос. – М.:Юрайт-издат, 2005



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт