Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Христианизация и укрепление ин...

Христианизация и укрепление института семьи


Гаврилюк Ирина Дмитриевна
заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию
МАОУ СОШ №1
г. Лабытнанги

Гаврилюк Ирина Дмитриевна,

заместитель директора

по воспитательной работе

и дополнительному образованию

МАОУ СОШ  № 1,

г. Лабытнанги

ПРАВОСЛАВИЕ И МОЛОДЕЖЬ

Христианизация и укрепление института семьи

 

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

                 

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Семья всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей, была основой бытия общества. Будучи ценностью, семья в то же время является хранилищем нравственных устоев, традиций и обычаев, важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека.Носители религиозной традиции убеждены в божественном происхождении семьи и семейных ценностей. Вместе с тем религия подсказывает, что брак и семья – не просто союз двух людей, но таинство становления личности супругов, когда муж и жена уже не просто два независимых друг от друга человека, а новый организм. Брак называют таинством любви длиной во всю жизнь. Взаимная любовь супругов друг к другу имеет продолжение в деторождении.
В деторождении происходит совершенствование и распространение любви. Один огонек света дает жизнь другому. Любовь супругов приобретает новое качество, усиливаясь любовью родителей к своим чадам, возвращаемой детской простотой, доверчивостью и преданностью, улыбкой ребенка. И в этой аксиоме любви важнейшее место отводится Богу. Именно в Нем как в центре сходятся лучи любви супругов, детей и родителей, и как в зеркале отражаются с невероятной силой, принося в семью мир, покой и благополучие. Святитель Григорий Богослов говорит об этом следующее: «Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему».

Христианство утвердило мысль человека в том, что брак – это союз мужчины и женщины, который свят и нерасторжим, в котором муж должен не просто питать жену, но и всемерно заботиться о ней, как о себе самом. Христианство относится к семье как к малой Церкви. Муж в семье, как Христос в Церкви – добрый, кроткий, но в то же время взыскательный пастырь. В тоже время не только христианство, но и Ислам также привнес в жизнь народов новый образ семьи, утвердив в поколениях бережное отношение к семейным ценностям. Исламская проповедь отвела важнейшее место в семье мужу и жене, определила образ семейных взаимоотношений, обязанности супругов друг к другу, а также к детям и обязанности детей, в свою очередь, к родителям.

Однако, как показывает жизнь, современный мир стремительно теряет религиозную традицию, опору на многовековой религиозный опыт предшествующих поколений, в том числе и в области брака и семьи. Из человеческого языка постепенно исчезают такие слова, как целомудрие, чистота, супруги и супружеская любовь. Их место занимают термины: половое партнерство, сексуальная ориентация, сожительство. Может в этом нет ничего страшного, а просто это новое веяние? Может быть… Что же получилось в действительности? В реальности человечество столкнулось с глобальным кризисом семьи и семейных отношений. Кризис семейных отношений, увеличение количество неполных семей, брошенных детей стали препятствием к полноценному духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Разрушение института семьи и семейных ценностей через навязывание окружающим идеи полноценности, к примеру,  неполных семей ведет к потере обществом нравственного благополучия. Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Именно в семье мальчик учится быть мужественным, защищать правду и слабых, подражая отцу, а девочка учится быть женственной, доброй и заботливой хозяйкой, подражая матери.

Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита для ребенка от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир (спокойно доверяя ему или боясь на него положиться). Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив. Все родители надеются видеть своих детей счастливыми, но, к сожалению, не все связывают понятие «счастье» с выработкой у ребенка общественного долга. Ведь только поняв, в чем истинный смысл счастья, отец и мать смогут обеспечить счастливое детство, которое бы готовило ребенка к будущей жизни. Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах – все это имеет огромное значение в воспитании личности.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все (старшие и дети) делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом. Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью.
В воспитании участвует все: наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера, если же  наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.

«Православная Церковь должна помочь государству в укреплении института семьи», - заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II после Великой Рождественской вечерни в храме Христа Спасителя. По его словам, одна из главных задач, стоящих перед Церковью сегодня — возвращение и укрепление веры в душах людей. Патриарх отметил, что десятилетиями многие россияне были оторваны от Церкви по вине идеологии, господствовавшей в стране. Сегодня же все больше людей, по словам Патриарха, «осознают, что без веры нельзя жить».

Семья это сложный, живой организм. И конечно, как и все живое, организм может расти, устремляясь вверх, цвести, приносить добрые плоды, но может и болеть, чахнуть и, в конце концов, погибнуть. Однако в общении с богом муж и жена становятся творцами своего собственного дома счастья. Всякая попытка построить семейное благополучие без опоры на Божественного Создателя – обречена на неуспех.

Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей велика.
В окружающем нас мире нет иной более действенной силы, чем религиозная, которая могла бы защищать богом дарованную человечеству семью. Уровень опасности таков, что сегодня требуется объединение усилий всех религиозных людей, для которых будущее человеческого рода не пустой звук, а предмет заботы и молитв.

 

Список литературы

 

1.     Горбулина Т.Г. Вопросы духовно-нравственного воспитания.

2.     Игумен Тихон (Полянский). О воспитании духовных ценностей в семье Воспитание школьников, 2008, № 10.

3.     Основы православной культуры. А.В. Бородина. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Издание 2-ое, 2003г., Москва, изд. Дом «Покров», 288с.

4.     Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.: Издательство «Планета 2000», 2002.

5.     Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире. Социальная педагогика № 4, 2010г.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт