Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Диалог с текстом или как опред...

Диалог с текстом или как определить авторскую позицию


Килессо Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Многопрофильный лицей»

 


В данной статье предлагается один из подходов в работе над текстом на уроках  русского  языка и литературы. Особенно актуальна такая форма  работы на современном этапе, когда учителю необходимо научить старшеклассника, готовящегося к  написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ, определять авторскую позицию  в тексте, формулировать проблему. Ключевые слова, рассмотренные в определенной системе - ключ к пониманию текста, авторского отношения. Следовательно, чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться видеть в нем ключевые слова, определятьих смысловое наполнение.

Диалог с текстом или Как определить авторскую позицию?

«Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться… В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, руками, душой, духом, губами, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни”, -так считал блистательный ученый-литературовед М.М. Бахтин.  И  перед нами, педагогами,  стоит задача очень непростая - научить школьников вести диалог  с текстом.

До недавнего времени Россия считалась самой читающей страной, однако исследования PISA(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся)  выявили, что умения понимать и интерпретировать текст у современных учащихся находятся на невысоком уровне. А ведь интерпретирование текста позволяет судить об уровне интеллектуального развития обучаемого, общей культуре, личной позиции, умении вступать в диалог с автором, особенно если их позиции не совпадают.

У каждого из нас наработан   в работе над текстом определенный опыт, и тем не менее ситуация далека от идеальной. Особенную трудность вызывает у  учащихся старшей школы написание сочинения по русскому языку (часть С). И говорить о том, что  данная проблема нами, словесниками, решена, преждевременно. Нам, педагогам Многопрофильного лицея, удалось добиться того, что  наши учащиеся неплохо справляются  с  пониманием проблем исходного текста, умеют  формулировать  позицию автора. Как  этого удалось достичь?

Как показывает наш опыт подготовки к сочинению  по русскому языку в формате  ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием, который достаточно хорошо известен:

  1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
  3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Но  ведь изначально авторскую позицию необходимо обозначить. Как на нее правильно выйти? Как не ошибиться? Можно пойти следующим путем - определить тему текста и  основную мысль текста по ключевым  словам.

В чем его суть?  Как этот подход  «работает»? Позволю себе продемонстрировать  это на фрагменте из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Учащимся через ключевые слова предстоит  определить тему текста, основную мысль текста и  сформулировать авторскую позицию.

 

На первом этапе возможно повторение ранее изученного материала по следующим вопросам:

  1. Ключевые  слова… Какую смысловую нагрузку несет в себе  этот термин? Как увидеть  ключевые слова в тексте?
  2. Что вам известно   о ключевых словах?

Теоретический материал. Ключевыми словами считают такие слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют тема-рематическое движение содержания текста. Исследователи выделяют некоторые определяющие признаки ключевых слов, например:

  1. повторяемость в тексте;
  2. «способность знака конденсировать, свертывать  информацию, выраженную целым текстом» и т.д.

Но единого мнения среди ученых нет, поэтому в школьной практике  ключевые слова принято делить  на 2 группы:

а)  понятийно-логические (объективные) ключевые слова связаны с номинацией основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова помогают более точно определить тему текста.

б) оценочные, или экспрессивные (субъективные) ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку: эмоциональную (эмоционально-оценочные), рациональную (рационально-оценочные).

Следовательно, такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста[1].

Зачастую разграничение  таких слов  вовсе не обязательно, однако понимание их роли в тексте, их выделение необходимо для более глубокого осмысления текста.

Можно повторить с учащимися, предложив им ответить на вопросы:

  1. Какую роль играют понятийно-логические(или объективные) слова в тексте? Что помогают определить?
  2. Какую роль играют оценочные, или экспрессивные (субъективные) слова?

Второй этап

  1. Прочитаем текст, определим  стиль  речи, тип речи. (Итак, стиль речи- художественный).
  2. Вспомним, что вам известно о художественном  стиле.( Художественный стиль отличается образностью, широким использованием  художественных средств.)
  3.  Определяем тип речи.(Тип речи- описание).

Описание- это изображение какого-либо  предмета, явления  действительности путем перечисления и раскрытия  его  основных признаков. Цель описания- помочь читателю увидеть предмет описания, представить его в  своем  сознании.

Композиция описания, наиболее характерные  его  элементы:

  1. Общее представление о предмете.
  2. Отдельные признаки предмета.
  3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Третий этап. Какие слова в тексте являются ключевыми? Выпишите или отметьте в тексте понятийно-логические (объективные) слова и субъективные ключевые слова.

Итак, нам  предстоит на материале этого небольшого фрагмента  определить движение информации в тексте.

Задание: выстроить цепочки объективных  и  оценочных, экспрессивных слов.  Выделяем   объективные слова   прямой линией,   субъективные – волнистой.  Работаем  в парах, сверяем позиции.

 

ТЕКСТ

Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «черт меня побери», как говорят французы,волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. Это были почетные чиновники в городе…[2]

Примечание. Понятийно-логические слова выделены   в тексте жирным шрифтом, субъективные- курсивом. Ученики должны выйти примерно на такое выделение.

Четвертый этап. Обсуждение. 

Начинаем с  понятийно–логических(объективных) слов. Обсуждение полученных результатов

-Мы можем  изобразить  этот текст  как-то графически?  Каким образом? (см.схему №1)[3]

Определяемтему текста.

Основная тема приведенного фрагмента -  сопоставительная характеристика двух типов мужчин — чиновников губернского города. Она заявлена доминантной оппозицией антонимов тоненькие — толстые  и развернута в последующих оппозициях.

Кроме того, подчеркивается роль дам в жизни общества и мода на все французское.

Об этом свидетельствует повторы: лексический (слово дамы в разных падежных формах встречается в тексте 4 раза) и словообразовательный (употреблены однокоренные слова по-французски и французы).

Далее даем заглавие этому  фрагменту («Тоненькие и толстые») и выделяем  линии сопоставления. Теперь необходимо  определить идею текста, его  основную мысль.  Работаем над оценочными словами.  (см. схему№2)

Необходимо определить, какая информация  заложена  Н.В. Гоголем  в словах:  как и везде, с трудом...       отличить их от петербургских, как и в Петербурге? Что помогают понять  эти слова?

Оценочные слова:как и везде, с трудом...       отличить их от петербургских, как и в Петербурге - помогают понять авторскую мысль о том, что подобное деление чиновников свойственно не только этому губернскому городу, но распространяется и на столичное чиновничество, и на всю Россию.

Работаем над следующей группой слов.Что такое «увиваться», «пятиться»? (Отвечает учащийся, работавший со словарем).

Работа со словарем. Увиваться — постоянно быть около кого-нибудь, добиваясь чего- либо; Пятиться — медленно двигаться назад, повернувшись спиной по направлению к движению. 

-Что это дает нам для понимания  текста? Как называются эти  слова?

- Контекстные антонимы.

- Какую роль они играют в тексте?Противоположное отношение тоненьких и толстых к дамам, выраженное через характер движения,   подчеркивается с помощью эмоционально-оценочных глаголов увивались и пятились.В то же время слово «увиваться» имеет явную пренебрежительно-уничижительную окраску и может быть отнесено только к человеку тоненькому, а слово «пятиться» ассоциируется с чем-то неповоротливо-громоздким, массивным.Оценочный эпитет крепкие имеет следующие значения:1) прочный, такой, что трудно разбить, сломать; 2)сильный физически, здоровый и др.

-Какие-то дополнительные смыслы заложены  в этом  слове?

Благодаря этому слово «крепкий» приобретает дополнительный контекстуальный смысл — твердый, грубый, крупный.

Слово «прилизаны» связано со зрительным восприятием и имеет отчетливую неодобрительную окраску.

Думаем над тем, какую смысловую нагрузку несет слово почетные? Что означает слово почетный?      

Почетный– уважаемый, пользующийся почетом, заслуживающий его.Словосочетание почетные чиновники (оно контекстуально синонимично слову толстые), помещенное Н.В. Гоголем в конец  фрагмента, приобретает ярко выраженную ироническую окраску. И читателю становится ясно отношение  самого писателя  к этой категории, а заодно и ко всему городскому обществу.

- Какое это  отношение?  Почетными они стали благодаря всеобщему расположению к подлости — всеобщему преклонению перед капиталом.

Выводы.

В этом фрагменте  звучит скрытая насмешка  над людьми, претендующими на роль истинных  хозяев  жизни. В этом  и заключается  авторская позиция. Чиновники в поэме, как известно, показаны сатирически. Они для автора, как и помещики, - «мертвые души». Символический смысл названия произведения относится и к чиновникам. Гоголь зло и беспощадно высмеивает людей, обладающих властью и возомнивших себя хозяевами жизни.В обществе чиновников процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Все они бездельники и тунеядцы, чья жизнь — вечный праздник. Показывая чиновников мошенниками, автор формирует у читателя негативное отношение и  заставляет задуматься об истинном человеческом предназначении.

Учащиеся формулируют авторскую позицию.

Таким образом, анализ ключевых слов помог нам  выйти на авторскую позицию, более глубоко постичьидейный замысел Н.В. Гоголя. А это еще один шаг к успеху ученика.

Список литературы

1.Дейкина А.Д., ПахноваТ.М.  Русский язык: Учебник-практикум для старших классов-М.:Вербум-М,2001

2.Н.В. Гоголь. Собр.соч.: В 9т. Мертвые души: Поэма. М.: Русская книга,1994.Т.5. гл.1

3.Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов/М.: Вербум-М,2005



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт