Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Духовно-нравственное воспитан...

«Духовно-нравственное воспитание в условиях проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении посредством организации музыкальных праздников


Гусева Светлана Олеговна
Детский сад «СЕВЕРЯНОЧКА»
г. Тазовский район, Село Гыда

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, –

значит, вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Православие и образование. Воспитание… Как совместить эти понятия в дошкольном образовательном учреждении? Ведь в программах детских садов нет раздела «Православие». И тем более что посещают дошкольные учреждения, дети разных вероисповеданий и народностей.

Всех нас тревожит духовное и нравственное состояние общества. Искаженные и размытые  духовно-нравственные ориентиры, пропаганда жестокости, алчности, отрицание  семейных ценностей, навязываемые нашим детям, отрицательно воздействуют на ещё неокрепшую душу ребенка. Так на основе каких моральных, духовных ценностей нам следует воспитывать малышей? Современное российское общество консолидирует усилия образовательных учреждений, семьи, церкви, государственных и общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей. Это является одной из актуальнейших задач отечественного образования. В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации  подчеркивается, что «масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа.

Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьёзную угрозу национальной безопасности и будущему России» [1]. Работа в данном направлении ведётся на государственном уровне. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания  детей – один из основных показателей результата деятельности дошкольного  учреждения.

Какие факторы влияют на духовно-нравственное развитие личности ребёнка? Это и окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребёнок, а также образовательное учреждение, которое он посещает. Важным фактором, влияющим на  духовно-нравственное развитие ребёнка, выступают  учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях. Структура ФГОС позволяет органично включать в образовательный процесс ДОУ, в вариативную часть программы такой вид работы, как проектирование.

Чем же проект привлёк меня, как музыкального руководителя? Тем, что он позволяет в условиях многонационального контингента воспитанников, и с учётом регионального компонента – дети малочисленных народов Севера, посещающих детский сад «Северяночка» – вести работу по духовно-нравственному развитию и воспитанию на основе православной культуры,  традиций и обычаев русского православного народа. Изучение традиций проведения православных праздников, участие в них не только детей, но и взрослых, позволяет научить малышей внимательному, заботливому отношению к окружающему миру и людям, даёт ощущение благополучия и успешности, равенства, позволяет скорректировать негативные черты характера и избавиться от вредных привычек.

Разработанный и осуществляемый творческий проект «Праздник для Души» представляет собой цикл праздников и развлечений, посвящённых Великим Православным праздникам: «Покровские осенины», «Под Рождественской Звездой», «Празднуем, ребятки, наступили Святки!», «Масленица», «Вербное Воскресение», «Светлый праздник – ПАСХА!»

Участниками проекта являются воспитанники дошкольного учреждения, их родители, работники детского сада, а так же к участию в проекте привлекаются общественные организации и православные служители.

Необходима и предварительная работа с воспитанниками и всеми участниками проекта. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними  стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее. Взрослые участники проекта принимают участие в организации праздника, оформлении зала, подготовке призов и угощенья, создают совместные книги рецептов, альбомы, оформляют выставки и фотогалереи.

Христианские ценности, православное мировоззрение, народные традиции являются неотъемлемой частью всей нашей культуры и истории. Поэтому работа над проектом осуществляется по следующим направлениям:

1.        Познавательное воспитательно-образовательное (музыкальные тематические занятия, беседы, игры: подвижные, ролевые, театрализованные, ознакомление  детей с традициями проведения праздников – Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Святки, Пасха;

2.        Культурно-нравственное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, продуктивная деятельность: изготовление подарков, открыток к праздникам).

3.        Духовно-нравственное воспитание в семье.

Воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществляется совместными усилиями образовательной системы и семьи.  Положительные результаты достигаются при общей вовлечённости в творческий процесс и заинтересованности всех сторон.

Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиций и уклада жизни нашего народа. По мнению  русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского, «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и  плодовом изобилии на Спас.

Творческий проект «Праздник для Души» ставит своей целью достичь следующих результатов:

·           Формировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка.

·           Приобщать детей и взрослых к опыту православной культуры, традициям и обычаям.

·           Развивать творческие способности и музыкально-исполнительские навыки.

·           Воспитывать средствами музыкально-театрального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла.

·           Формировать навыки межличностного общения детей со сверстниками и взрослыми с позиции равенства, уважения, взаимопонимания, потребность и готовность проявлять сострадание и терпимость.

·           Создавать субъективное психо-эмоциональное благополучие каждого участника проекта.

1.    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), 

2.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384

3.    Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1975. – 320 с.

4.    Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Детство с музыкой. Современные педагогические технологии    музыкального    воспитания    и    развития    детей    раннего    и    дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

5.    Катынская Е.А. Как воспитать доброту в детях? // Дополнительное образование и воспитание. -2009.-№10. – С.43-47.

6.    Карпушина, Л. П., Соколова П. Ю., Кудаева И. А.,. Бабушкина Л. Е. Социализация детей в условиях этнокультурной образовательной среды// М.: гос. пед. ин-т 2011.

7.    Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.

8.    Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Т.Д. Стульник.  Азбука нравственного взросления. – СПб.: Питер, 2007. – 304с.: ил.

     


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт