Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Добродетели как система духов...

Добродетели как система духовных ценностей


Покидко О. П.
педагог дополнительного образования
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Ноябрьская Православная гимназия»
г. Ноябрьск

Покидко О. П.,

педагог дополнительного образования

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Ноябрьская Православная гимназия», г.Ноябрьск

 

Православие и образование, воспитание

«Добродетели как  система духовных ценностей»

На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека. Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным было формирование почитания и любви к Богу.

Князь Владимир – великий реформатор духовной жизни. В Крещении Владимировом зародилась Русская Церковь, и не столько храмы или новый политический менталитет, сколько великое начало всего того, что ныне связывается  с духовностью, по выражению историка Л.Н. Гумилёва: «победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю». Христианство сформировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную. Таким и было на протяжении веков воспитание в России. Осознавая катастрофические последствия атеизма, российское общество пытается сегодня восстановить систему духовно-нравственного воспитания, направленную на развитие в человеке  подлинной духовности и нравственности.

«Задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок, гармонию  лика» [40, с.5].

За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. При рождении ребенка духовная сторона его жизни не является совершенной. Она повреждена наследуемым от прародителей первородным грехом, который проявляет себя как склонность ребенка к греху... Смысл воспитания в том, чтобы уяснить путь спасения, связать детскую душу с Церковью и напитать её дарами свыше, живущими в Церкви. Связать проблему воспитания с темой спасения, значит уяснить себе смысл воспитания» [29, с.154].

Потребность ребёнка в религии не есть что-либо внешнее, искусственно прививаемое ему. Эта потребность коренится в духовной природе человека. Поэтому религиозное воспитание ребёнка должно быть естественным и способствовать раскрытию его прирождённых способностей. Православная церковь принимает активное участие в возрождении и развитии духовных традиций России. Она берет на себя задачу восстановить религиозное преподавание и воспитание подрастающего поколения, укрепить семейные связи, обновить нравственное воспитание детей, очистить человеческие души. В современной России стало возможным открытие православных школ и гимназий. В г. Ноябрьске уже 15 лет работает Православная гимназия. При гимназии создана школа раннего развития «Светлячки». Это вид дополнительного образования, которое предоставляет гимназия будущим учащимся с целью подготовки к обучению и  ориентации их на получение православного образования и воспитания в стенах Ноябрьской Православной гимназии. А поскольку у нас в городе нет православных детских садов, да и изучение основ православной культуры  присутствует в единичных садах, возникает необходимость познакомить детей, которые станут гимназистами, с основами веры, дать начальное понятие о законе Божьем, с Божьей помощью воспитать в детях уверенность в непреложном бытии Бога. Все это поможет  в дальнейшем воцерковлению детей, приобретению добродетелей, более успешному усвоению вероучительных дисциплин.

В качестве систематизации педагогического  опыта мною была составлена рабочая программа «Мир света и Любви» для работы с дошкольниками  6 – 7 лет. Программа реализуется в рамках Школы раннего развития «Светлячки» при Ноябрьской Православной гимназии Салехардской епархии.

Цель программы: формирование у детей  христианских добродетелей  в процессе реализации религиозно-нравственного воспитания; помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что «если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».  Что же такое добродетель и как она помогает человеку жить?

Воспитание христианских добродетелей создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.

В системе нравственных ценностей добродетель занимает одно из центральных мест.

Слово “добродетель” как термин и как понятие является в настоящее время забытым. В языке церковной проповеди, этот термин никогда не исчезал. Хотя смысл его очень обеднел и потускнел, отмечает архимандрит Платон, в сравнении с его прежним блеском и достоинством, некогда он выражался в эквивалентных ему понятиях “доблесть” и “красота.” В настоящее время добродетель стала рассматриваться преимущественно в нравственно-практической плоскости как конкретное доброе дело или поступок.   

Время детства – время развития  всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования всех навыков и привычек, хороших и дурных. В  это  время можно не только ввести ребенка в область религиозных чувствований, но и сообщить ему первоначальные уроки веры. Начинать эту трудную работу необходимо уже с детского сада, ибо детям, которые сейчас ходят в детский сад – жить в обновленной России.

 В.В. Зеньковский писал: «К Церкви нужно вести детей с раннего возраста... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий».

Формирование добродетелей – совместное дело сотрудничества Церкви, государства, семьи, детских учреждений, школы, которое нуждается в четко разработанной системе педагогического сопровождения и современных  педагогических средств.

Цель нравственного воспитания может быть понята как достижение нравственного идеала, обретение личностью нравственного здоровья, нравственной и, в конечном счете, духовной целостности.  В.В.Зеньковский говорит: «Цель воспитания в свете Православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия» [29, с.151].

По учению большинства святых отцов,  первая и главная добродетель – смирение. Вершина всех добродетелей – любовь. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели и голову, и ноги, подобно телу... Ноги добродетели – смиренномудрие; а глава – любовь».

Нравственные добродетели составляют исключительную привилегию человека, созданного по образу и подобию Божию. Достижение святости и вечной жизни возможно только стяжанием специфически христианских добродетелей — веры, надежды, любви — по примеру Христа. В подвиге добродетельной жизни христианин исполняет завет Господа: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин 12. 26).

Святые отцы употребляют слово «добродетель» в двух значениях: во внешнем аспекте – как доброе дело, и во внутреннем – как духовно-нравственное состояние личности. Добродетели являются не только одеждами  души, но и составляют новую природу человека, воплощаясь в его  внешнем облике. Сияние святости неотделимо от сияния добродетели.  Жизнь по добродетели означает истинную жизнь личности в идеальной соотнесенности друг к другу всех ее структур…»[49, с.180]. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач.

Воспитывающие задачи: помогать ребенку правильно выстраивать отношения в детском коллективе; познакомить детей с «Золотым правилом нравственности» (относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе); Формировать такие добродетели как: внимание к человеку, признание его достоинств, честность, искренность, доверие, благодарность, любовь, – вообще, всякое участие в судьбе ближнего.

Обучающие задачи: расширять представления детей о мире как творении Божием, дать начальные знания о событиях и значении праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и других.

Развивающие задачи: развивать способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики; добиваться достижения устойчивости эмоционального  состояния.

        Весь материал разбит на  семь тематических блоков: Бог – Творец мира, молитва – общение с Богом, Храм – дом Божий, Древняя Русь, радость добра и послушания, герои – освободители Руси и их духовные наставники, православные праздники как часть православной культуры.

       Для более успешной реализации программы используются разные формы работы: беседы, экскурсии в храм, интегрированные занятия, музыкально-литературные композиции, утренники, кукольные спектакли, продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ детей и родителей.                        Современные дети привыкли воспринимать информацию не столько из книг, сколько из видеоряда, сопровождаемого комментариями. Наглядные пособия и в прошлом служили залогом достижения наилучших образовательных результатов, тем более это актуально в XXI веке. Ребенку необходимо дать почувствовать, что православная вера не является каким-то неразвивающимся атавизмом, а, напротив, использует достижения цивилизации,  воцерковляя  их и ставя на служение людям и Богу.  В этом отношении хорошим пособием является мультимедийное издание «Применение информационно-компьютерных технологий в духовно- нравственном воспитании детей и молодежи на основе традиций и ценностей православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Для более успешной реализации программы был записан диск с подборкой мультимедийных приложений для  работы с детьми. Приложения соответствуют темам каждого блока учебно-тематического плана программы.

 

 

                                     Библиографический список

                                             Первоисточники

1.    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское Библейское Общество. - М.: 1995. - 1376 с.

2.    Брянчанинов Игнатий, свт. Аскетические опыты: О добродетелях, противоположных восьми главным страстям. Полное собрание творений. Т.1. - М.:  Паломникъ, 2001. - 602 с.

3.    Григорий Богослов, свт. Слово 9. О человеческой добродетели. Собрание творений в двух томах, Т.2. - ТСЛ, 1994

4.    Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на IV cъезде лидеров мировых и традиционных религий 30 мая 2012года [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.patriarchia.ru/index.html

5.    Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений  в 12-и томах. Т.12. Слово 26. О добродетели и пороке. Репринтное воспроизведение издания. -  СПб.: Издание С-Петербургской Духовной Академии, 1904. - 1615 с.

6.    Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений  в 12-и томах. Т.12. Беседа первая. О любви.  Репринтное воспроизведение издания.  - СПб.: Издание С-Петербургской Духовной Академии,  1904. - 1615 с.

7.    Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т.4. // ПСС. СПб.: 1994.

8.    Иоанн  Лествичник, прп. Лествица. Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. - 275 с.

9.    Максим Грек, прп. Духовно-нравственные слова. - Сергиев Посад, 2006.

10. Нилус С. А. Святыня под спудом.  Собрание сочинений в шести томах. Т.3. - М.: 2003. - 709 с.

11. Проповеди  святителя Илии Минятия Кефалонитскаго. Слово 43. О вере. Новый перевод с греческого. Репринтное воспроизведение издания. СТЛ,  1902. - 418 с. 

12. Савва, схиигумен. Опыт построения истинного миросозерцания. - М.: Паломник, 2001. - 919 с.

13. Симеон  Новый Богослов, прп. Слово 22.  Творения в трех томах. Т.1.  ТСЛ, 1993

14. Симеон  Новый Богослов, прп. Слово 4. Творения в трех томах. Т.1. ТСЛ, 1993

15. Тихон Задонский, свт. Наставление христианское. Репринтное воспроизведение издания.  Т.5.  - М.: 1899

16. Феодосий  Печерский, прп. Поучение о терпении и смирении. Т.1. БЛ ДР.

17. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения.  - М.:  2005

18. Феофан Затворник, свт. Наставления о преспеянии в христианской жизни. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www/ biblioteka.3.ru.

 

Учебно-методическая литература

19.      Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспитания. Церковь и образование. - Пермь: ПО Панагия, 2000.  - 208 с.

20.      Безрукова В.С., свящ. Алексий Мороз. Образ русской школы. - СПб.: Сатисъ, 2002

21.      Вишневская  В.Н. Свет Руси. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 - 7 лет. - М.: 2004

22.      Георгий (Шестун), игум.  Православная школа. - М.:  2004.  - 368 с.

23.      Гладких Л.П.  Основы православной культуры. Науч.- метод. пособие для педагогов детских садов. Мир -  прекрасное творение / Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. - Курск,  2008

24.      Духовная основа развития Российской школы ХХI века. Проект концептуальных и базисных положений. - Екатеринбург, - М.: 2007

25.      Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста./ Сост. Л. П. Гладких, О.М. Потаповская. - М.:  2002

26.      Духовно-нравственное воспитание дошкольников: опыт реализации региональных образовательных проектов. Духовные основы образования  и  Основы социокультурного подхода в образовании. Урал. Человек. Истоки. Королькова  И.В., - Екатеринбург, 2008

27.      Духовно-нравственное воспитание:  преемственность и развитие (по материалам научно - практического семинара «Государственная политика РФ по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи».  Сборник статей / Составление и общ. ред.  - М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. - Импэто, 2004. - 80с.

28.      Зайцева В.А. Закон Божий для детей 4 - 5 лет. Программа, методические рекомендации, материалы к урокам. -  Екатеринбург, 2008

29.      Зеньковский В., протопр. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: 1996. - 270 с.

30.      Зеньковский В.В.  прот. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». - Клин,  2004.  - 222 с.

31.      Ильин  И.А. Путь духовного обновления.

32.      Ириней, епископ Екатеринбунгский и Ирбитский. О воспитании детей.  /Епископ Екатеринбунгский и Ирбитский Ириней. - М.: 2009. - 121 с.

33.      Истоковедение. Т.5. - М.: Изд. дом  «Истоки».

34.      Киприан (Ященко), игумен. Воспитание добродетелей: лекции и интервью /Игумен Киприан (Ященко). - М.: Благотворительный фонд «Покров», 2013. - 368 с.

35.      Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. - М.: 2005.

36.      Куломзина С.С. Наша  Церковь и  наши  дети. - М.:  Мартис, 1994. -189 с. 

37.      Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Книга для учителя /Сост. О.К. Харитонова под ред.  прот.  В. Дорофеева. - М.: 2002

38.      Основы православной культуры. Программа курса для дошкольников и начальных классов /Сост. О.К. Харитонова. - Богородск, 2000

39.      Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания

40.      Православное воспитание. Афоризмы и поучения/Сост. А. Яций.-М.: 2007

41.      Протоиерей Вадим Леонов. Основы христианской антропологии. Учебное пособие.  Издательство Московской патриархии  РПЦ.- М.: 2013

42.      Пугачева  Н.В.,  Есаулова   Н.А.  Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. Учебно-методическое пособие. - М.: 2007

43.      Руководство к домашнему религиозно-нравственному христианскому  воспитанию  детей.   Изд-во  «Отчий дом».  - М.: -2001. - 158 с.

44.      Русская православно-ориентированная школа. Сост. и науч. редактор к.п.н. Иванова  С.Ф. - М.: 1999

45.      Сурова  Л.В.  Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Изд-во Владимирской Епархии, 2000. - 495 с.

46. Теоретические проблемы воспитания духовной культуры детей и подростков. Гл. ред. Королькова  И.В. -  Екатеринбург, 2008

47.  Фельдшеров Г. Духовно-нравственное воспитание детей подросткового периода. Дипломная работа. - Жировичи,  2002.

      Справочная литература

48. Большая  Российская  энциклопедия  в 30-и томах. Т. 9. - М.:  2007.- 766 с.

49. Вадим Леонов,  протоиерей. Основы христианской антропологии. Учебное пособие. Изд-во Московской патриархии  РПЦ. - М.: 2013

50. Платон   (Игумнов)   арх.,  Православное   нравственное   богословие [Электронный  ресурс]. Адрес: http://azbyka.ru/dictionary/13/platon_nravstvennoe_bogoslovie_45-all.shtml

51. Платон (Игумнов),  арх.  Понятие о добродетелях в философских учениях //Православная энциклопедия/Под  ред.  Патриарха Московского  и всея Руси Алексия II. Т. 15. - М.: 2007

52.  Платон  (Игумнов),  арх.,  Священное  Писание  о  добродетели// Православная энциклопедия /Под ред. Патриарха Московского  и всея Руси Алексия II. Т. 15. -  М.: 2007

53.  Философский  энциклопедический  словарь.  Под  ред.  А.А.  Ивина. - М.:  Гардарики, 2004

54.  Философский  энциклопедический  словарь.  2010

55. Фокин Л.Р., архим. Платон (Игумнов). Понятие добродетели в патристической традиции. //Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского  и всея Руси Алексия II. Т. 15.  - М.: 2007

 

  • puchkool 13 ноября 2014 г.
    Очень важная и актуальная образовательная программа, цель которой несомненно благая - формирование христианских добродетелей. Верно подчёркнуто, что привитие религиозных взглядов должно происходить в семье и церковных институтах - православных детских садах, воскресных школах, гимназиях и т. п., где это боле уместно и эффективно, а не в светской школе. С методической точки зрения, она несколько устарела и требует адаптации и корректировки в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным программам.
    Очень важная и актуальная образовательная программа, цель которой несомненно благая - формирование христианских добродетелей. Верно подчёркнуто, что привитие религиозных взглядов должно происходить в семье и церковных институтах - православных детских садах, воскресных школах, гимназиях и т. п., где это боле уместно и эффективно, а не в светской школе. С методической точки зрения, она несколько устарела и требует адаптации и корректировки в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным программам.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт