Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Добролюбие – краеугольный каме...

Добролюбие – краеугольный камень цивилизации Русского мира


Батюк И.В.
МБОУ «Школа № 5»
г. Муравленко

 

     Всему миру готовится великое обновление  через русскую мысль

(которая плотно спаяна с православием…),

и это совершится в какое-нибудь столетие

– вот моя страстная вера. 

Достоевский Ф.М. 1867 г. (из переписки с Майковым) [1]

         Человечество на протяжении веков активно пытается понять и осмыслить  тайны мироздания. Тысячи научных открытий и богословских трудов так и не смогли ответить «Кто мы, откуда мы и куда мы идём?».  На арене истории появляются народы, страны, цивилизации. Они развиваются, созидают,  сражаются  и умирают, оставляя нам свое духовное и материальное наследство. Духовное и материальное – полярные союзники, которым предначертана  вечная  борьба  за право «первичности».  Начиная с античности  этот спор,  породил множество великих умов, открыл завесу над  загадочными тайнами вселенной. Но XX  век столкнул их на поле брани.  Две мировые империалистические войны, не просто пытались перекроить карту мира – нет в борьбу не на жизнь, а на смерть  вступили добро и зло. Ощущение апокалипсического противостояния нашло свое отражение в искусстве минувшего века. Ведь искусство – отражение общественных настроений и событий. Рождение в искусстве популярного жанра антиутопии, о жизни людей после тотального разрушения в ходе третьей мировой войны – говорит об отсутствии веры в торжество нравственных ценностей европейской цивилизации, к которой мы все имеем непосредственное отношение. Вера – это категория духовная, если она умерла, то и материальный мир цивилизации обречён.  Так же когда-то, могучий Древний Рим, пал не под натиском варваров, а только потому, что народ Рима перестал верить в святость своих моральных ценностей, перестал их исповедовать и тем самым разрушил основы основ своей цивилизации. Тогда в 395 году  произошло окончательное разделение Древнего Рима на западную часть и восточную. Император Константин I   объявил  христианство   одной из основных религий Византии, указав новый вектор духовного развития.  Западный Рим  просуществовал всего 80 лет.   То, что солнце европейской цивилизации движется к закату – обсуждается сегодня многими  историками и философами. Вопрос исследования:  «Есть ли шанс у России,  по аналогу Византии, опираясь на традиции Православия, найти свой особый путь и создать новую общность в истории человечества?» Цель изучения вопроса:   определить, какие нравственные ценности могут лечь в основу новой цивилизации. Автор выдвигает гипотезу, предполагающую, что  добролюбие  может стать драгоценным краеугольным камнем, будущего Русского дома. Исходя из этого, все ранее происходящее в истории России,  её народов – всего лишь экспозиция уготованного ей великого действия.

Автор не одинок в своих поисках. С теорией Русского мира можно познакомиться в трудах   Семена Людвиговича Франка, Сергея Михайловича Соловьёва, Федора Михайловича Достоевского, Павла Александровича Флоренского, Владимира Ивановича Вернадского, Льва Николаевича Гумилева. Сегодня о Русском мире говорят представители научного сообщества и духовенства, деятели культуры и искусства, политики. Мы же попытаемся рассмотреть причины «умирания» Европейской цивилизации,  как это явление влияет на судьбу нашей страны, какой путь нам выбрать, что бы сохранить лучшее из  отечественной духовной культуры, замешанной на христианских ценностях Православия. 

         Приступая к основной части, нам следует более детально рассмотреть  значение основных терминов: «мир», «добро», «Русский мир». 

«Наша жизнь протекает в окружающей нас реальности, которую мы называем «миром» или «действительностью». Чтобы сохранить нашу жизнь, чтобы осуществлять необходимые для неё цели, мы должны «ориентироваться» в мире, т.е. «познавать» содержания и связи окружающей нас среды, отдавать себе «отчёт» в них  той форме, чтобы этим нам была дана возможность вести себя целесообразно в отношении их, держаться в наших действиях пути, необходимого и полезного для условий и целей нашей жизни»[2] Значит ли это, что  «мир» – это  наша реальность во всех её культурно-действенных проявлениях? «Мир» – это символ  формы и содержания  жизни. В нашем случае  «Русский мир» – это символ  сообщества, которое из поколения в поколение каким-то непостижимым чудом сохранило свои особенности:

- жить не по закону, но по совести;

- ставить общественные интересы выше собственной выгоды;

- прощать все человеческие слабости,  кроме одной – предательства;

- верить в светлое будущее, но ждать трагической развязки;

- разрушать всё до основания, что бы иметь возможность возродиться и вернуться и духовным первоисточникам;

-  любить Бога, ничего не требуя взамен, ощущая неловкость каждый раз принимая Благодать Божью,  считая себя недостойным счастья.

 Эти идеалистические особенности, казались исчезнувшими в нашем прагматическом мире. Однако с удивлением мы находим подтверждение им в поступках наших сограждан, поступках которым нет логических объяснений. Отсутствие рациональной логики в мотивации их  действий  заставляет весь мир говорить о «загадочной русской душе», когда «её аршином общим не измерить…» (Ф.И. Тютчев). Значит в основе понимания понятия «Русский мир» лежит величина, которая не поддается измерению, так как человеческий ум не может объять границы этой самой величины.  Есть только одна величина, которую мы не в силах постичь до конца – и имя ей Бог. Что человеческие законы против Божьих? Мироощущение, опирающееся на главный закон «Бог есть любовь», очень часто идет в разрез с государственным и политическим правом.  Человек «Русского мира» в своем подсознании между добром и злом выбирает  Бога. Есть такой призыв-выражение у славян, когда они взывают к справедливому решению: «Иметь Бога в сердце». Не в разуме, но в чувствах опираться на Божий промысел. А если наоборот, то это «кривить душой», а значит – обречь себя на мытарства при жизни. Это когда ни власть, ни слава, ни достаток не принесут желаемой радости. Ведь радость в правде, как и любовь  в Божественном. «В добром Бог помогает, а в худом – враги, но зависит это и от нашей воли; надо себя понуждать на добро, надо изучить свою душу, что ей полезно; одному полезно больше молиться, другому читать, или писать…Благодать приходит от всего доброго. Но больше всего от любви к брату»[3] (старец схимонах Силуан). Так или иначе, попытка разобраться в смыслах понятия «Русский мир»  выводит нас на размышления о добре, вере, любви, о месте Русской Православной Церкви в современной жизни нашего общества.  Святейший Патриарх Кирилл, выступая 14 марта 2015 года на I Калининградском форуме Всемирного Русского народного собора, дал определение России как стране-цивилизации. Он отметил, что рубежи России не сводятся лишь к географическому понятию, равно как и к заставам, пропускным пунктам, зонам таможенного контроля. Ведь Россия – это не просто государство со своими границами, законами и учреждениями. Это – страна-цивилизация, чьи пределы, миссия и смысл бытия определяются духовными ценностями, идеалами, историческими и культурными памятниками, святынями. Потому нашими рубежами являются и наши мировоззренческие установки, стоящие на страже нашей цивилизационной идентичности..." [4]   

«Русский мир» как цивилизация опирается на духовное наследие «народной мудрости данной нам предками» [5], где «добро» – главная ценность. Что есть «добро»? Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Добро — философский термин, равнозначащий термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под Д. (добром)  понимается большей частью лишь нравственное благо». [6]

   Итак «добро» – категория нравственная, действие во благо душе, в нашем понимании, то, что заставляет нас  жить по совести, поступать по правде.  В своём развитии мы подошли к моменту, когда необходимо сделать  нравственный выбор от бессознательного, наивного понимания добра к волеизъявлению  осознанного добролюбия, т.е. пониманию необходимости и целесообразности во главу угла своих дел ставить добро. В чем разница? И в первом случае бессознательного, и во втором активном выборе – опора на христианские ценности. Однако если раньше мы могли сказать «душа просит», то выбирая новую участь, новой цивилизации можно сказать,что «душа взыскивает». Это шаг от невежественного бессознательного в своем массовом проявлении к осознанному построению нового по духу общества, понимающего созидательную ценность добра.   

    Категория добра лежит в философской концепции Божественного. Призыв любить мир во всех его проявлениях, основан на разумном подходе к жизни. Здесь мы видим, что полезно душе, то и во благо телу.  Ничего нового – на основе христианских добродетелей  выросла современная Европейская цивилизация. Её уклад, традиции и культура распространились по всем странам и континентам. Но Эпоха Возрождения при всем своем блеске и величии развернуло колесо христианского мира  от любви к Богу, к поклонению человеку.  И чем более прогрессировал нарциссизм, тем дальше уходила цивилизация  от идеалов христианства. И вот грянул XXI век – «пир во время чумы». Чума как наказание за бессмысленное угождение прелестям  плоти.  Посмотри, Европа, на отражение своей души. Попраны все заповеди – все до единой:

-  религия в большей части не является мерилом добра и зла, она не влияет на мотивы поступков, более того  члены Европейского сообщества нарочито дистанцируются в вопросах добра и зла, подменяя их категориями гражданских прав и свобод;

-  католическая церковь, переживая трудные времена сокращения паствы, по-прежнему больше внимания уделяет политике, цепляясь за власть, тоскуя по былому величию  назначать или свергать королей;

- институт семьи стремительно разрушается: легализация однополых браков, изымание детей у родителей, рост одиноких людей, сознательно отказывающихся от рождения и воспитания  детей;

- сексуальная революция стерла все грани приличий, упразднив стыд,  возвеличив разврат, содомию – нет больше прелюбодеяния, но есть сексуальная вседозволенность,  порок пришёл туда, где вчера господствовала любовь;

-  ложь парализовала мир; никто никому на слово не верит, требуют гарантии, подделывая документы этих гарантий; коррупция, мздоимство и  вранье  повсеместно: в политике, искусстве и даже в образовании;

- зависть кричит взахлеб, со страниц глянцевых журналов порождая кумироманию и различные фобии.

    Мы видим: разрушены все базовые ценности. И, в общем, не удивительно, что новое поколение «варваров» приходит в Европу не учиться, а разрушать.

     Но Россия  после хаоса 90-ых сумела найти в себе силы очнуться и отречься от чуждых псевдоидеалов.  Наш мир возможен в случаи принятия добра за основу все помыслов и дел.  Любовь к добру может объединить нас всех и стать гарантом нового и прекрасного. Открывая заседание Госдумы нового созыва, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы никогда не вкладываем в понятие “быть сильными” какие-то великодержавные нотки. Никому никогда ничего не навязываем и навязывать не собираемся. – Сила России внутри нас самих. Она внутри нашего народа и в наших людях, в наших традициях, нашей культуре, нашей экономике». У России есть только два пути:  первый – погибнуть вместе с тонущим Европейским «Титаником», и второй – построить свой мир на краеугольном камне добролюбия.  Какой путь выбрать – зависит от каждого из нас, от нашей воли и от нашей решимости. Это ещё зависит и от активной  позиции каждого россиянина: и православного христианина, и представителей других религиозных институтов. Проводник у нас есть – это наша Русская Православная Церковь.

  В заключение суждений о русском мире хочется привести  слова Святейшего Патриарха Кирилла: "Православная традиция сохраняет в неповрежденном виде Богооткровенное учение, наполняет смыслом нашу жизнь и позволяет строить добрые отношения со всеми народами России и исторической Руси, с каждым, кто готов жить с нами в мире и взаимообщении".

Литература:

1.Достоевский Ф.М., письма, - http://www.alldostoevsky.ru/2015/02/dostoevskij-citaty-o-rossii-o-russkih.html© Сайт: www.alldostoevsky.ru;

2. Франк, С.Л. Непостижимое. – Сочинения. – М. : Издательство «Правда», 1990. - 607 с.;

3. Писания старца Силуана. – Старец силуан. – М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. – 510 с.;

4. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на I Калининградском форуме Всемирного русского народного собора //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – 2015. - 14 марта.  URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4013160.html;

5. Добро, в философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.

 

[2] Франк, С.Л. Непостижимое, - Сочинения,- М.: «Издательство «Правда», 1990, - 607 с.

[3] Писания старца Силуана,- Старец силуан.- М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994,- 510 с.

[4] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на I Калининградском форуме Всемирного русского народного собора //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – 2015. - 14 марта.  URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4013160.html

[5] Перефразированные слова гимна Российской Федерации «предками данная  мудрость народная»



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт