Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Дополнительные образовательные...

Дополнительные образовательные услуги МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в рамках внедрения ФГОС начальной школы


Мурашова В. В.
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Центр внешкольной работ
г. Норильск

Мурашова В. В., заместитель директора по

учебно-воспитательной работе муниципального

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей «Центр

внешкольной работы» района Талнах г. Норильска,

Красноярский край

 

В настоящее время в системе образования происходят существенные изменения. Она становится гибкой, открытой, развивающейся. Благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодёжи.

На сегодня ситуация такова: новые ФГОС требуют нового содержания, предусматривают большой объём учебной и внеучебной деятельности, ориентируют общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования искать современные подходы в интеграционном взаимодействии по организации внеурочной деятельности в рамках учебного процесса, ориентируясь на такие направления развития личности, как: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Главной целью нового федерального государственного стандарта является развитие личности учащегося. Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающим потребностям учащихся разных возрастов.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования.

Дополнительное образование предоставляет пространство, где школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Само значение дополнительного образования, в соответствии с новым Законом «Об образовании в РФ», в ситуации развития условий для воспитания детей сильно возрастает.

Совершенно очевидно, что в полной мере учителя не могут заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку, поскольку невозможно соединить решение слишком большого числа обязанностей: работа учителя-предметника, деятельность классного руководителя и проведение занятий в творческом объединении. Тем более, что к реализации дополнительных общеобразовательных программ предъявляются достаточно серьёзные требования.

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» – это многопрофильное учреждение высшей категории основным предметом деятельности которого является реализация дополнительных образовательных программ и услуг, направленных на удовлетворение социальных и личностно-значимых потребностей обучающихся по семи основным направленностям: художественно-эстетической, культурологической, научно-технической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, естественнонаучной, эколого-биологической. Перечисленные направленности выбраны с учетом запросов и интересов детей, родителей, социально-экономического развития района Талнах и на сегодня удовлетворяют потребности населения в дополнительных образовательных услугах.

Ежегодно в Центре около трёх тысяч воспитанников занимаются в творческих объединениях по разнообразным видам деятельности: авторская песня, английский язык, вокал, декоративно-прикладное творчество, диджеинг, занимательная математика, изобразительная деятельность, изучение ПДД, компьютерное обучение, конструирование и моделирование одежды, основы правовой культуры, прикладное и техническое творчество, развивающее обучение, секретарское дело, театральное творчество, хореография, шахматы, раннее эстетическое развитие, экология. Каждому ребёнку предоставляется возможность выбрать занятие по душе и реализовать свои интересы и способности, добиться хороших творческих успехов. От уровня развития интереса к избранному виду деятельности до уровня профессионально-ориентированной индивидуальной работы по формированию творческой самостоятельности и профессионального самоопределения – таков образовательный маршрут учащегося Центра.

Реалии сегодняшнего дня подтверждают необходимость соответствовать новым требованиям стандарта. Наше учреждение встраивается в новую систему отношений, проводит своеобразное реформирование своей деятельности, ищет варианты включения в его реализацию.

Учитывая, что многие общеобразовательные учреждения района Талнах ориентированы не только на использование потенциала внутришкольного дополнительного образования, но и на сотрудничество с Центром, наше учреждение помогает им обеспечивать работу в режиме «школы полного дня» (создание условий для полноценного пребывания ребёнка в школе в течение дня, опора на интеграцию основных и дополнительных общеобразовательных программ и т. д.), создавая условия для реализации внеурочной деятельности в рамках образовательных стандартов нового поколения.

Понимая, что основное предназначение внеурочной деятельности − удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, Центр сегодня:

-                  предлагает многообразие видов деятельности, удовлетворяющих разнообразные интересы детей  в возрасте от 5 до 18 лет;

-                  предоставляет свободный выбор образовательной области, профиля программ, времени их освоения (имеются 47 лицензированных ДОП);

-                  помогает ребенку адаптироваться в окружающем мире через разнообразие форм организации содержательного досуга;

-                  создаёт условия для личностного развития и профессионального самоопределения.

Важно и то, что педагоги, методисты, администрация Центра оказывают методическую и практическую помощь в организации и проведении в школах разных по формам и содержанию мероприятий, организуют экскурсии, ведут активное сопровождение детей к участию в различных конкурсах и соревнованиях.

Педагоги, реализуя дополнительные общеобразовательные программы, ориентируют учащихся на самостоятельный поиск информации, формируют нестандартное и проблемное мышления. В основу обучения также ложится задача формирования умения самостоятельно формулировать задачи для решения поставленных целей и принцип личностно-значимой деятельности. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать её, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, работать с различными типами информации, использовать информацию для решения учебных и жизненно-важных задач. Для начальной школы (из имеющихся лицензированных ДОП) Центр предлагает реализацию:

-                  12-годичных общеразвивающих ДОП объёмом 72 часа в год по следующим видам деятельности: ознакомление с компьютером (ДОП «Компьютерная азбука»), шахматы (ДОП «В гостях у Каиссы»), изодеятельность (ДОП «Азбука рисования»), прикладное творчество (ДОП «Бумажные фантазии»), хореография (ДОП «Первые шаги»);

-                  24 годичных ДОП объёмом 144 часа в год: прикладное творчество (ДОП «Чудеса своими руками», ДОП «Бисерная мозаика», ДОП «Забавные игрушки»), основы компьютерной грамотности (ДОП «Занимательный компьютер», театральное творчество (ДОП «Славянский хоровод»), иностранный язык (ДОП «Занимательный английский»).

Для учащихся средней и старшей школы Центр

-                  осуществляет дополнительное образование как по краткосрочным (1 год), так и долгосрочным (2−8 лет) программам по избранному ребенком виду деятельности;

-                  организует и проводит мероприятия в рамках городского долгосрочного воспитательного проекта «Содружество» (интенсивная модульная школа «Масштаб», конкурс чтецов и поэтов, «Умники и умницы», турниры по шахматам, выставки изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества и др.); акции и тематические мероприятия в рамках социального проекта «Твори добро другим во благо»;

-                  разрабатывает и внедряет модульные программы и проекты по риторике, профориентации младших школьников, по развитию проектно-исследовательских компетенций школьников младшего и среднего школьного возраста, по правовому образованию учащихся 8−11 классов при условии их востребованности;

-                  проводит работу с одарёнными детьми, реализуя программу «Одарёнок», организуя деятельность научного общества учащихся и школы юного исследователя;

-                  обеспечивает работу Совета старшеклассников школ района «Ремикс».

В Центре создан мобильный творческий коллектив, который, благодаря целенаправленной работе методической службы, идёт в ногу со временем, создаёт все условия для раскрытия творческого потенциала детей, развития их познавательных и созидательных способностей. В нём более 60 педагогов, талантливых, активных, молодых и умудрённых жизненным опытом, объединённых любовью к детям и преданностью своему делу. Взаимодействуя со школами и понимая значимость дополнительного образования в становлении личности ребёнка, они включают учащихся в многогранную, интеллектуальную, культурную и эстетически насыщенную жизнь, способствуя расширению культурного пространства школы.

Интеграция общеобразовательных учреждений района Талнах и Центра внешкольной работы осуществляется через организационный механизм, направленный на анализ социума в предоставлении дополнительных образовательных услуг; разработку и осуществление совместных проектов, акций в рамках решения воспитательных задач; обеспечение консультативных, информационных и технических услуг; расширение рекламы своей деятельности и оформление информационного сайта Центра; разработку модели интеграции основного и дополнительного образования (с каждой школой отдельно) с учётом потребностей детей и их родителей и возможностей учреждения.

Таким образом, сегодня мы рассматриваем общее и дополнительное образование как равноправных, взаимодополняющих друг друга, партнёров, что создаёт дополнительные условия для оптимизации всех составляющих образовательного процесса − обучения, воспитания и развития.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт