Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Достаточные и необходимые усло...

Достаточные и необходимые условия для обучающихся – залог успеха в образовательной деятельности школы-интерната


Пасынкова М. В.

Школа-интернат располагается в МО с. Сеяха, численность населения которого 2764 человека, основная национальность – ненцы   (70%).  История поселка начинается с 30-х гг. прошлого  века.    А  с  1935   года    ведёт свой  отсчёт времени Сеяхинская школа-интернат,    расположенная    на    берегу Обской губы.

В 2015   году   школе-интернату    исполнилось  80 лет.   За   годы  своего развития она прошла интересный и трудный путь, много талантливых педагогов работало здесь, благодаря ей многие выпускники нашли свою дорогу в жизни.

В Сеяхинской школе-интернате обучается 533 ученика, 476 (90%) – ненцы; 192 ученика (37 %), проживают с родителями в поселке, 277 (53%) – воспитанники интерната,  родители которых – кочевники. С 2011 года в МБОУ «Сеяхинская ШИ» реализуется программа развития «Социальный парк как механизм повышения социально-культурной результативности общего образования школы-интерната Крайнего Севера» с продолжением до 2020 г.Социально-педагогическая миссия школы-интерната – создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников школы-интерната. Эта задача выполнима через программные мероприятия, которые реализуются в созданных Центрах.

Центр поддержки инициативы. Информационно-издательский центр

Девятнадцать лет в Сеяхинской школе-интернате успешно существовало ученическое самоуправление «Республика Мальчишек и Девчонок» во главе с Президентом. Лидеры самоуправления выезжали на различные конкурсы и форумы в г. Тюмень, где неоднократно становились победителями  в различных номинациях. В 2016 году МБОУ «Сеяхинская ШИ» присвоили статус региональной площадки «Российского движения школьников». В настоящее время школьники принимают участие во всех запланированных РДШ  мероприятиях: всероссийских и региональных сетевых онлайн- и заочных конкурсах, квестах: ИНФИ (сетевая игра «Турнир знатоков информатики и физики»), Заполярье и др.

Больше 20 лет существуют школьные средства массовой информации: телевидение и газета. «Параллельный мир»является участником и победителем различных фестивалей экранного творчества  детей с 1997 года.

Центр «Успешная карьера»

С 2013-2014 учебного года началась реализация программы элективного курса в рамках предпрофильной подготовки «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях»  для учащихся 9 классов.  Программа  включает в себя модули:

  • Основы оленеводства,

  • Основы выживания в тундре в экстремальных условиях,

  • Применение современных электроинструментов в условиях тундрового хозяйства,

  • Изготовление национальной одежды,

  • Национальная кухня.

Особенно интересным и перспективным можно назвать раздел по этнопедагогике, который должен подготовить будущих учителей из числа учащихся титульной национальности. В целом программа призвана актуализировать знания учащихся-ненцев об условиях жизни в тундровых условиях, помочь им в выборе профессии, необходимой для грамотной организации оленеводческого хозяйства в соответствии с современными требованиями, способствовать воспитанию осознания того, что только сбалансированный подход к ведению тундрового хозяйства будет способствовать сохранению современного ненецкого этноса.

В целях  подготовки перспективного кадрового резерва для предприятий ТЭКа, в МБОУ «Сеяхинская ШИ» в 2015 году, в рамках социального партнерства с ОАО «Ямал СПГ»,  стартовал проект «Ямал СПГ-Класс». В рамках проекта, набирающего обороты,  в школе-интернате для учеников создана школа выбора, в которой учащиеся могут выбирать собственные образовательные маршруты, обучаться по базовым учебным программам с акцентом на естественнонаучное образование и с учётом настоящего и будущего социокультурного контекста разработок и использования высоких технологий, что соответствует бизнес – потребностям компании ОАО «Ямал СПГ» (международный уровень). Именно поэтому в учебный процесс внедрены междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, огромное  внимание  уделяется методу проектов, исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, а также практической деятельности. Представители компании ОАО «Ямал СПГ»  периодически приезжают в с. Сеяха, встречаются с обучающимися «Ямал СПГ-Класс», интересуются успехами детей, рассказывают о деятельности компании. Взаимным соглашением в 2017 году намечены практические шаги поразвитию отношений между бизнес-компанией и школой, с последующим продолжением.

Центр сотрудничества

Положительные результаты приносит и социальное партнёрство (федеральный уровень) с Центром интенсивных технологий в образовании и медицине ЦИСТОМ (г. Новосибирск-Академгородок) и Институтом Земного Магнетизма и Ионосферы Земли Российской академии наук ИЗМИРАН (г. Москва). МБОУ «Сеяхинская ШИ» имеет давнее сотрудничество с ЦИТОМ по программе «Система интенсивного развития способностей» (СИРС), разработанной лабораторией «Развитие творческих способностей» (научный руководитель программы кандидат физико-математических наук Буров Александр Николаевич). В 2010 году МБОУ «Сеяхинская ШИ»  закупила в ЦИТОМ программы: СИРС-1 (Быстрое чтение), СИРС-2 (ЭУМК Танграм предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности и понятийного мышления), СИРС-3 (ЭУМК Развитие приемов умственной деятельности). В 2016 по специализированной заявке МБОУ «Сеяхинская ШИ» сотрудники Центра интенсивных технологий разработали электронный учебно-методический комплекс «СИРС – ДОП. Профильные классы», который включал в себя:  СИРС-4.1-Английский язык, Английский язык в схемах и таблицах; СИРС-5.1-Автоматизированная система обучения (АСО), Словесно-логическое мышление (0-11 классы), СИРС-8.2-Автоматизированная система  психологического тестирования. Диагностика профессионального самоопределения (методики диагностики), СИРС-10.0- Предолимпиадная подготовка. Физика (7-11 классы), СИРС-11.0- Предолимпиадная подготовка. Математика (1-11 классы).

Социальное партнёрство с Институтом Земного Магнетизма и Ионосферы Земли Российской академии наук (г. Москва) началось в 2010 году после посещения нашей школы-интерната д.ф.-м.н. Александром Николаевичем Зайцевым, впоследствии ставшим научным руководителем работы по программе дополнительного образования «Возмущения магнитного поля на Ямале как проявление космической погоды». В 2011 году в МБОУ «Сеяхинская ШИ» образовался и функционирует детский Клуб любителей космических исследований «Гелиос», учащиеся которого работают напрямую с ИЗМИРАН.(выступление Югай Н.Б., учителя физики, которая кратко расскажет о Клубе «Гелиос»).

Инновационный центр

С 2013 года  на территории МБОУ «Сеяхинская ШИ» установлен чум-школа«Иnгудотако». Творческая группа учителей начальных  классов Гасюк Н.Н., Окотэтто Л.О., Яптик  Н.Н. разработали  учебники, учебные пособия  для  детей, ведущих кочевой образ жизни. Учебники прошли экспертизу на кафедре развития этнокультурного образования ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» и были изданы  в окружных сборниках «Кочевая школа: инновационные проекты» и «Кочевая школа: программы». В настоящее время чум-школа «Иnгудотако» функционирует как составная часть Школы-социального парка.

В 2011 году школа-интернат присоединилась к совместным исследованиям по международному проекту «TUNDRA». Проект разрабатывался группой экологов норвежского университета Тромсё и работает при поддержке Министерства образования Норвегии и России. Цель работы  – мониторинг изменения климата в  экосистемах Арктики. В 2012 году в школе-интернате создан «Экологический центр наблюдения TUNDRA schoolnet – Сеяха». С 2013 года участники Центра проводят мониторинг при помощи фотоловушек, которые были установлены на территории Сеяхинской тундры.

В 2017/18 учебном году в состав Школы-социального парка  МБОУ «Сеяхинская ШИ» планируется ввести новый центр «Мини-технопарк». При реализации проекта «Мини-технопарк» в классах предметов естественнонаучного цикла необходимо разместить дополнительное оборудование, необходимое для постановки опытов по направлению «нанотехнологии», развития навыков и умений моделирования, создания анимационных фильмов, развития мыслительных способностей детей. В ходе реализации проекта учащиеся школы-интерната будут не только улучшать свои способности при помощи программы «Система интенсивного развития способностей» (СИРС), но расширять свои знания и кругозор при использовании во внеурочное время оборудования мини-лабораторий Science-In-Box, которое  включает в себя материалы для проведения демонстрационных опытов и лабораторных экспериментов с целью изучения и описания свойств структур наноуровня (менее 100 нм), моделировать технические устройства. Кроме того, в анимационной студии «70 параллель» на современном оборудовании обучающиеся смогут создавать мультипликационные фильмы. Для учеников будут открыты двери 11 лабораторий различной направленности. Лаборатории будут работать каждая по 1 часу в разные дни недели, таким образом, учащиеся  с  со 1 по 11 класс по собственному желанию смогут посещать занятия в нескольких лабораториях.

Центр этнокультуры

Более 10 лет действует школьный музей, в котором собрано много интересных самобытных экспонатов. Проект «Школьный центр Этнокультур» Сеяхинской школы-интерната был принят к реализации в 2012 году. В рамках проекта организована внеклассная деятельность, направленная на изучение истории страны, культуры региона, формирующая этнокультурную идентичность, созданы условиядля развития социокультурных компетенций, творческих способностей учащихся школы-интерната. В 2016/17 учебном году Этноцентр преобразован в Этнопарк, который получил название «Мэненако я». Занятия и воспитательные мероприятия в этнопедагогическом чуме проходят по программе этнокультурного воспитания «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя». Программа рассчитана на  воспитанников школы-интерната,  занимающихся в 1-4  классах. Срок реализации программы 4 года

Творческий коллектив педагогов уверенно и целенаправленно внедряет инновационные технологии, что позволит учебному заведению  и дальше добиваться новых достижений. Сеяхинская школа-интернат – уже состоявшийся проект Школы-социального парка, который успешно функционирует с 2011 года.

 


Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт