Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовное и культурное наследие...

Духовное и культурное наследие Византии, как основа православных традиций для духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях


Тельминова Алена Евгеньевна
МБУ «Дворец молодежи»
г. Ноябрьск

Духовность и нравственность – это основа любой развивающейся личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В повседневной жизни мы часто используем сочетания со словам «душа», «дух», а состояние человеческого самосознания, которое находит свое отражение в мыслях, словах и действиях  понимаем как «духовность».  А ведь оно определяет степень овладения человеком различных видов духовной культуры: философии, искусства, религии, комплекса изучаемых в вузе предметов и т. д.

Фундаментальной базой для духовности каждого народа является ценность прошлых поколений. Поэтому для любого человека, его индивидуального развития очень важно помнить свои духовно-нравственные истоки, святыни и традиции.

На многие вопросы современного мира может дать ответы духовный опыт прошлого. Общение современной  молодежи с предшествующими поколениями через искусство, литературу, религию, систему нравственных ценностей расширяет границы его мировоззрения, духовно укрепляет, воспитывает любовь к своей Родине.

        Обращение к истории и традициям духовной и художественной культуры актуально еще и потому, что многие ее образцы и сегодня не утратили своего духовного потенциала и могут служить средством духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях.

Одной из базовых структур русской духовной культуры является христианство в его православной, а точнее, византийской разновидности, которое было принято на Руси в конце десятого века.

Византия оставила нам такое духовное наследие, которое до сих пор поражает своим разнообразием и богатством.

Мы все хорошо знаем многие зарубежные паломнические маршруты - Святая Земля, гора Синай, Кипр, Афон, Сербия, Иордания. Что нам известно о древней Византии? К сожалению, только то, что это современное мусульманское государство Турция и прекрасное место отдыха для большого количества россиян.

         Сегодня,  благодаря  усилиям Константинопольской и Русской православных Церквей стало возможным для всех желающих прикоснуться к христианским святыням современной Турции, колыбели восточного христианства. Ведь эта земля богата уникальными христианскими памятниками, и для паломников это прекрасная возможность побывать и помолиться в местах, связанных с первыми веками истории Вселенской Церкви, еще не разделенной на православную и католическую.

         Храм святой Софии – известный памятник византийского зодчества во всем мире, был патриаршим собором в центре Константинополя. Три годовых дохода Византийской империи ушло на строительство храма. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектуры. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн). Под куполом храма окна расположены так, что при сильном солнечном свете кажется, будто купол парит в воздухе. В Византии, это был первый большой храм, которому уже 15 веков. Храм реставрируется благодаря международному сообществу и поддержке турецких властей.

       Храм Святой Ирины был главной церковью до постройки Святой Софии. Именно здесь собрали второй Вселенский Собор в 381 году. В отличие от многих других православных храмов церковь Святой Ирины не была перестроена в мечеть. В настоящее время в храме расположен концертный и выставочный зал.

      Церковь Святых Сергия и Вакха – одна из самых древних сохранившихся церквей Стамбула (построена в 527-529гг.) Эта церковь была особо любима императором Юстинианом.

      Церковь Богоматери Паммакаристос. После падения Византийской империи  эта церковь стала патриаршим храмом. В 1591 году церковь Богоматери Паммакаристос была обращена в мечеть (Фетхие-Джами). В пределе храма до сих пор сохранилась мозаика 14 века – образ Спасителя в куполе.

      Пещерные поселения исторической области Каппадокия – это расположенный на обширной территории уникальный комплекс поселений, создававшийся на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н.э. Он включает несколько подземных городов и множество вырубленных в скалах пещерных монастырей.

      В городе Юргюп (древний Прокопийон) сохранился дом, где жил святой праведник Иоанн Русский.

         Храм святых равноапостольных Константина и Елены находится в селение Мустафапаша.

       Миры Ликийские, где служил святой Николай, стали местом паломничества и святой веры. В ранние годы христианства, в 60 году, здесь святой апостол Павел встретился со своими последователями на его пути в Рим.

       Недалеко от гавани древнего Эфеса была построена первая в мире церковь в честь Богоматери. Кафедральный собор эфесских епископов был воздвигнут в V веке на месте древнеримской базилики в связи с проведением в городе Третьего Вселенского Собора. Здесь также находится место погребения святого апостола Иоанна Богослова.

        Храм Христа в Хоре, лучше всего сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле.

       Одним из уникальных исторических мест современной Турции, помимо Стамбула  считается город Изник, или Никея. Именно здесь, состоялся первый Вселенский Собор (собрание высшего духовенства и представителей местных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения), который был организован в 325 г.,  при императоре Константине Великом. На Вселенском Соборе, «чобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры», оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах молитвы Символа Веры, которую мы читаем на каждой литургии. На этом же Соборе было принято решение праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.

         Второй Вселенский Собор, который был созван в 381 г., в Константинополе,   добавил в молитву Символ Веры еще пять пунктов, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Символ, который и служит руководством для Церкви на все времена.

          В VII-Х вв. главным сосредоточением монашества были огромные монастырские поселения на территории современной северо-западной Турции.  Одним из важнейших монашеских центров была гора Киминас, которая располагалась рядом с Никеей. На Киминскую гору приходили паломники со всех концов света. К киминским подвижникам обращались за советом вельможи и императоры из соседнего Константинополя. Именно здесь получил свое монашеское образование преподобный Афанасий Афонский, который по образу Киминских монастырей устроил афонские обители, существующие в наше время. Главным и самым известным святым Киминской горы был преподобный Михаил Малеин. Преподобный Михаил Малеин родился около 894 года в Харсианской области (Каппадокия) и при Крещении получил имя Мануил. Он был родственником византийского императора Льва VI Мудрого (886-911). В восемнадцатилетнем возрасте Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под непосредсвтенное руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество с именем Михаил. После иноческих трудов под руководством старца Иоанна, преподобный Михаил попросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитве и лишь на субботу и воскресение шел в монастырь для участия в Богослужении и причащения Святых Таин. Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре, благодаря трудам святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где непрестанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего. Около 953 года в число монашеской братии вступил юноша Авраамий, который рос под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 г. До сих пор никому неизвестно где именно располагалась гора Киминас. Единственное, что можно сказать, что Киминская гора окружала Никею, точнее это была не одна гора. От множества монастырских строений Киминских обителей, после падения Византии не осталось ни следа, однако если подняться на древнюю Никейскую стену с любой ее стороны, то можно увидеть монументальные горные пейзажи. Где-то здесь, на этих горах и совершали свои подвиги киминские подвижники, где то тут преподобный Михаил Малеин достигал святости, где-то в этих горных лесах основатель афонского монашества преподобный Афанасий познавал азы подвижнической науки. Сюда приходил за духовными советами к святым старцам святой император Никифор Фока, один из благочестивейших византийских императоров, когда-либо всходивших на трон Константинополя. Все здесь овеяно святостью и молитвой. Помня об этом, туристическая прогула по Никеи обретет совершенно иной, православный смысл. Это будет не праздное осматривание остатков римской архитектуры, а духовная невидимая встреча с великими святыми лавры преподобного Михаила Малеина.

Святыни древней Византии — это районы современной Турции, куда адресовал свои послания апостол Павел; где жил и подвизался почитаемый во всем мире святой — Николай Чудотворец; где принимали свои решения Семь Вселенских Соборов, где зародилось современное монашество, где жили и проповедовали великие подвижники, которых мы привыкли считать русскими и которые почитаются, как Вселенские святители и учителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский и многие другие.

Византийская культура не была уничтожена даже после падения Константинополя. Важную роль  главного духовного центра всего восточного православия в последний век существования империи  играли афонские монастыри. Начиная с середины XV века туда шли беженцы из Константинополя и Мистры, продолжая здесь свою деятельность и развивая иконное дело. Они стремились сохранить подлинный дух православия. Византия, через Афон, после падения Константинополя, еще долго воздействовала на христианскую культуру всей восточной Европы идеями, впитавшими в себя тысячелетний опыт ее духовных исканий.

Это духовное наследие, которое мы, по своему праву православных христиан должны передавать подрастающему поколению, ведь за молодежью, будущее всего человечества.

А что знает современная молодежь о Византии? Знакома ли она с православными святынями современной Турции? Эти и многие другие вопросы  способствовали проведению небольшого исследования.

На основе культурного и духовного наследия и с целью дальнейшей работы по формированию основ православных традиций, через духовно-нравственное воспитание молодежи в современных условиях, было проведено анкетирование.

Цель анкетирования: проанализировать уровень знаний о древней Византии (современной Турции), у воспитанников и сотрудников МБУ «Дворец молодежи».

Анкетирование  состояло из 14 вопросов, отвечая на которые,  респонденты не должны были использовать современные гаджеты.

В анкетирование приняли участие 29 человек в возрасте от 9 до 34 лет.

12 воспитанникам  объединений МБУ «Дворец молодежи»,  в возрасте от 9-12 лет, было предложено ответить на пять вопросов анкеты:

1.    Откуда к нам «пришло» Православие?

2.    В каком году было введено христианство на Руси?

3.    Кто из князей способствовал крещению Руси?

4.    Назовите современное государство, где несколько столетий назад  располагалась Византийская Империя.

5.    Современное название Константинополя?

Анализируя данные проведенного анкетирования, получены  следующие результаты:

 - ответили верно на все вопросы – 4 респондента (33%);

 - ответили верно на 3 вопроса  - 1 респондент (8,3%);

 - не ответили не на один вопрос  -  7 респондентов (58%).

 

7 воспитанникам  объединений в возрасте от 14-17 лет  и 10 сотрудникам МБУ «Дворец молодежи»  в возрасте от 22-34 лет, к пяти имеющимся вопросам были добавлены еще 9 вопросов:

1.    Какие православные храмы сохранились до наших дней в Стамбуле?

2.    Какой город считается «родиной» молитвы «Символ веры»?

3.    Назовите город, в котором зародилось современное монашество?

4.    Знаете ли вы, что такое Вселенский Собор?

5.    Если ваш ответ «да», дайте определение

6.    Знаете ли вы, сколько Вселенских Соборов созывалось?

7.    Если знаете, напишите, где родился Николай Чудотворец.

8.    Каких великих подвижников, которых мы привыкли считать русскими, вы знаете?

9.    Жизнеописания каких православных святых вы читали?

 

Из 7 воспитанников  объединений в возрасте от 14-17 лет, ответили правильно: 

- на 1 вопрос 1 респондент  - 14%;

- на первых три вопроса 1 респондент – 14 %;

- на 5 вопросов 2 респондента – 28 %;

- на 9 вопросов 1 респондент – 14 %.

Не ответили не на один вопрос 2 респондента – 28%.

Результаты анкетирования 10 сотрудников МБУ «Дворец молодежи», в возрасте от 22 до 34 лет. 

Ответили правильно:

- на 5 вопросов  - 3 респондента (30 %);

- 6 вопросов  - 2 респондента (20 %);

- 7 вопросов – 1 респондент (10 %);

- 8 вопросов – 2 респондента (20 %).

Не ответили не на один вопрос  2 человека (20 %).

 

      Анализируя проведенное анкетирование, можно сделать вывод, что имеющиеся знания о Византийской империи, как православном государстве, давшем основу православных традиций, у молодежи на низком уровне.

     Практически все участники анкетирования автоматически доставали свои сотовые телефоны, чтобы обратиться за помощью к интернету. Из 29 человек в возрасте от 9 до 34 лет, только одна 17-летняя девочка ответила на 9 вопросов из 14, потому что вместе с семьей ездила не только отдыхать в Турцию, но еще и посещала православные храмы и святыни, читала жития Святых. Здесь можно сделать вывод, что основы духовно-нравственного воспитания закладываются в семье. Именно родители, являются первым примером для своих детей, их наставниками и учителями.

      Имея богатейшее наследие Византийской Империи, как основы всего православия, и результаты проведенного исследования, планирую в 2016 году заниматься работой по духовно-нравственному воспитанию молодежи города, в первую очередь, влияя на семью, организуя досуг, объединяя подростков и детей для совместной деятельности по духовно-нравственному просвещению, через обращение к истории и традициям православия.

         А в заключении отмечу, что благодаря духовному наследию Византии, в России духовное воспитание  содействовало духовно-нравственному становлению на основе православной культуры каждого человека. Это давало и дает русскому народу возможность более полного восприятия мира, своего места в нем. Православные и христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса внутреннего мира человека. Смыслом семейного бытия, целью человека в его личной жизни, общественного служения и государственного существования, согласно православному мировоззрению, в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь.

    


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт