Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе


Соцкая К.В.
методист отдела информационно-аналитической и методической работы
ГБУ ЯНАО «РЦПВ»
г. Ноябрьск

Соцкая К.В.

методист отдела информационно-аналитической

и методической работы

 ГБУ ЯНАО «РЦПВ», г. Ноябрьск

 

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

 

Семья – это крепость, на которую враг человеческий не устаёт нападать.

Сегодня очень много говорят о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, но влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и средств массовой информации.

Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка.

Главная задача  воспитания в семье это духовно-нравственное воспитание. Ядром духовно-нравственного формирования личности маленького человека становится та среда, в которой он живет, обучается и проводит свободное время. В ней происходит становление личности. Та духовная пища, которой живут родители и педагоги, становится определяющим фактором формирования внутреннего мира ребёнка. Моральная сторона воспитания состоит в цепочке нравственных идеалов и ценностей. Вследствие чего определяется личностное мировоззрение, отражающее поведение в обществе Божьего мира.

В современное время  даже связь семьи с образовательными учреждениями, не всегда дает положительный результат в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. 

Опираясь на свой педагогической опыт, могу сформулировать несколько собственных убеждений по воспитанию.

Итак:

·      Уважение к личности ребёнка.

Ребенок является индивидуальной личностью. А значит, он имеет право на свой собственный внутренний мир. Думаю не все взрослые люди, позволяют себе копаться в чужих вещах, подслушивать личные разговоры, читать чужие переписки. Но зато мы совершенно просто можем это всё применить в отношении собственных чад. Если дети узнают это или застают родителей в таких обстоятельствах, то моментально переставали с ними разговаривать. Конечно, маленький ребёнок, во всех отношениях зависит от родителей. Но это не значит, что родители должны показывать своё превосходство над детьми. Детская душа – собственность Бога, дарованная родителям на воспитание. Цель воспитания – научить ребенка отличать добро от зла. Обязанность отца и матери помочь понять деткам, что красиво, что безобразно, что высоко, а что низко. В православных семьях родители знают, что молитва о детях многое может переменить их судьбе. Поэтому самым сильным инструментом является родительская молитва о детках, слезы раскаяния своих и детских грехах.

·      Смысл настоящего.

Воспитательная задача состоит в том, чтобы «дать ребёнку жить». Любите своих детей безгранично. Эта любовь предаст им сил. Ребёнок имеет право на внимание к его проблемам и отказ от родительского диктата. Не нужно нарушать его свободу. Радует, когда родители не пытаются ставить себя над ребёнком, а просто находятся рядом.

·      Значение действия и возможность раскаяния.

Родители и детки – все детища одного Отца. Первая заповедь о любви к ближнему: Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними. (Мф. 7,12) – разве это не пример для воспитания? Но многие родители поступаю безрассудно и жестоко. Не смотря на то, что на Таинстве исповеди мы стремимся получить прощение, когда совесть мучает нас. Зачастую многие пренебрегают покаянием сына или дочери, в тот момент, когда приходит осознание и примирение у детей. Необходимо простить, тем самым дать урок милости и любви. Схема проста: согрешил – искренне покайся и постарайся больше этого не совершать. Не дергайте ребёнка каждый раз, запрещая всё на свете. Учите его думать, отличать добро от зла. Учите оценивать поступки глазами Святого Писания. Не хорошо, когда психика детей травмируется отчаянием. Прощайте детей своих. Это знак любви. А значит, он сделает многое…

В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства. Становиться носителями духовной культуры, осваивать свою родительскую роль как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним. Учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

В связи с этим предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов.

В последние годы в педагогической практике начато использование элементов системной работы по педагогическому сопровождению семьи в рамках региональных, муниципальных образований, на уровне отдельных образовательных учреждений. К тому же отечественная школа, признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда старалась поддержать семью, помочь семье в решении воспитательных задач. Хотя и самой школе, системе образования нужна помощь, в первую очередь, со стороны Русской Православной Церкви, здоровых сил общества и государства. Содержание духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей в процессе педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания необходимо должно быть сориентировано на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом. Подтвердить эту мысль можно, немного перефразировав слова одного из писем святителя Игнатия Брянчанинова: «Знайте, что паче всех ваших наставлений словами жизнь ваша будет самым сильным наставлением для детей».

Духовные ценности  российского общества и семья Россия -  страна великой культуры и высокой духовности.  Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть.  В 90-е годы прошлого столетия

в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений.  Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку.  Налицо смена ценностных ориентиров.  Вместо традиционных ценностей приходят «новые»,  менее обременительные.  Вместо долга,  обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о

духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью.  Рождение новой семьи церковь скрепляла венчанием. Конечно, венчание само по себе еще не является гарантией прочного и счастливого семейного союза. Сегодня оно становится таким же традиционным ритуалом,  как посещение свадебным кортежем "вечного огня"  и других памятных мест.

Распад семьи,  разводы,  стали более привычным явлением,  чем благополучные семьи.  Хотелось бы напомнить еще об одной больной проблеме нашего общества — беспризорных и безнадзорных детях,  сиротах при живых родителях. Даже в годы войны сирот было меньше, чем сейчас. Государством стали приниматься серьезные усилия для преодоления этого социального недуга. Настоящим бедствием в стране стали аборты.  Следствием   социальной напряженности в семье является разрушение психосоциальных механизмов, связанных с потерей ценностных, жизненных ориентаций. В семье большое место стал занимать принцип недостаточности,  который включает в себя:  деньги,  вещи,  успех, признание со стороны и т.д.  В связи с этим в нашем обществе получили обширное распространение различные фобии.  Эксперты считают,  что такие показатели прямое свидетельство резкого снижения статуса мужчины в семье.

В иерархии семейных ценностей в России всегда на первом месте находились традиции, тесно связанные с трудом,  трудовой деятельностью людей.  Основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие. Праздность и леность осуждались и высмеивались в русском обществе. Утрата в наши дни воспитания на основе трудовой этики — серьезная проблема. Ситуация сейчас такова,  что часто главным воспитателем детей становится либо телевидение, либо Интернет. Молодежь сейчас располагает широким выбором развлечений для ума,  и чтение среди них -  не самое популярное занятие.  

Наркомания,  пьянство,  отказ от своих детей и престарелых родителей,  другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа.   Когда-то писатель Виктор Астафьев сказал: «Как в семье, так и в стране». И его слова действительно оказались пророческими.  Если посмотреть на динамику развития института российской семьи,  то мы заметим,  как она зеркально отображает состояние государства.

Супружество есть сочетание радости и страдания. Церковь и предупреждает брачующихся, ставя им в образец святых мучеников и приглашая их подражать их примеру - терпеливому и радостному несению в семейной жизни Креста Христова. Имея в виду, что требует христианский брак и предвидя трудности, имея благодатные дары Святого Духа, подаваемые в таинстве брака, у мужа и жены вырабатывается подлинная христианская психология, и кажущееся бремя супружества становится легким и отрадным.

Благополучие семьи,  общества и судьба каждого человека зависит от того,  насколько прочен союз людей,  занимающих в жизни четыре главные должности:  врача,  учителя, библиотекаря и священника.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит, очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...».

 

 

Литература

1. Голод С. И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3/4.

2. Ильин И.А. О русской идеи/И.А.Ильин//Русская идея.-М., 1992

3. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М., 2007.

4. Лисовский В.Т.  Духовный мир и ценностные ориентации молодежи

России/ В.Т.Лисовский.-СПб., 2000. 

5. Хилл.Р.  Современные тенденции в теории семьи //Социальные исследования.

Проблемы брака, семьи и демографии. Вып.4. – М., 1970.

6. Юревич А., Д.Ушаков «Нравственность в современной России» //газета «Вести», 2010.

7. http://www.isras.ru/socis.html

8. http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_article=356&id_page=29

9. http://duhovnik.com/node/296

 

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт