Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на примере реализации творческого проекта «Твори добро» (из опыта работы преподавателя МБУ ДО ДШИ №2 г.Новый Уренгой)


Ткаченко Алена Сергеевна
МБУ ДО ДШИ №2
г. Новый Уренгой

I.             Кризис в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

 

  Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г.№761: «Национальная Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы гарантирует обеспечение воспитания, как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности».

В Стратегии также раскрываются понятия системы духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самими собой, своей семьей и своим Отечеством. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности…». Из постановления правительства РФ от 29 мая 2015 г.№996-р.

Ключевой проблемой, стоящей перед обществом и государством, становится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Это связано с целым рядом объективных причин. Прежде всего, стремительно изменился уклад жизни россиян, «размылись» нравственные и поведенческие установки, трансформировалась система ценностей. Наиболее восприимчивой к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказалась самая незащищённая часть общества - дети и подростки.

Но детство всегда с надеждой обращено в будущее, дети ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит их жизнь. Долгие годы в нашем обществе интенсивно внедрялось атеистическое мировоззрение.  Возникший феномен бездуховности, проявлялся, в частности, в агрессивном невежестве против церкви и всего духовного. Советская власть уничтожала веру, религию вместе с храмами, свя­щенниками и монахами. Справедливости ради, надо сказать, что в тюрьмах оказались не только православные священники, но и протестантские и католические.

Школа пыталась привить ценности, близкие к традиционным, такие как принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей, взаимопомощь, чувство долга, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, воздержанность. Ставя на первый взгляд благородные цели, такие как «всестороннее гармоничное развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство», педагогика советского периода не могла этих целей достичь по причине отрицания существования духовного мира и признания примата материи над духом. 

Соловьев, русский философ второй половины XIX в., говорил так: Атеизм обречен на вымирание, потому что он убрал самое главное из своей системы, он убрал Бога, - Основателя нравственности, духовности. Поэтому у атеизма не могло быть никакой будущности. Идею атеизма он формулирует так: «Человек произошел от обезьяны, поэтому мы должны любить друг друга…». [1]

В постсоветском пространстве процесс разрушения государства сопровождался целенаправленным разрушением традиционной системы ценностей. Патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменялось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила свое место валеологии. Наибольшим нападкам подверглась семья. Стимулирование вольной жизни подростка, основанной на непослушании своим родителям, стало излюбленным приемом средств массовой информации.

Изменилось содержание образования.Результаты демократического гуманистического воспитания позволили родителям на практике испытать все скорби семейной жизни, связанные с детьми.

Социокультурная ситуация последних двух десятилетий характеризуется тем, что в обществе все более проявляются признаки «духовного неблагополучия», «системного духовного кризиса». Вместе с тем в стране активизировался поиск духовно-нравственных оснований, обеспечивающих устойчивость бытия человека, его позитивные отношения с миром, с людьми.

О глубине духовно - нравственного падения общества говорит феномен вопиющей беспризорности в современной России.  Истинная причина беспри­зорности - кризис семьи, утрата родителями морально - нравственных ориентиров.

В этом же ключе - огромное количество разводов в молодежных семьях, заключение гражданских браков, неполных семей. Спасти и укрепить семью могут только христианские ценности!! Да, да, именно христианские, а не какие-то иные ценности!

Председатель Кассационного Суда, Валерий Зорькин привел статистику, согласно которой в России на 2015 год - 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 5 млн беспризорных детей, 4,5 млн проституток, и, "следовательно, 16,5 млн человек, а значит, 11,3% населения страны - это социальное дно". [2]

Результаты ужасают. Вы­брошенные дети, разгул зарубежного усыновления, уничижение авторитета родителей и старших, леденящее жестокосердие 13 летних подростков, старики, обреченные на «дожи­тие».

Вспомним слова Достоевского: «Если, Бога нет, всё дозволено».

Растет стремительно число пользователей Интернета, бесконтрольность влияния интернет - ресурсов на молодежную среду. И телевидение, и радио, и кино работают на той же волне, оглушая подрастающее по­коление гигабайтами бесстыдства.

В сегодняшнем массовом сознании вызревает культ силы, не ведающий милосердия, не знающих ни правовых, ни нравственных ограничений, развращающий души беспощадной вседозво­ленностью, а мы знай себе похохатываем у телевизора над гламурно-салонными штучками юмористов. Иногда правда вздрагиваем, увидев в теленовостях или очередном телешоу страшный сюжет из глубинки о подростковой жестокости или ужасающем цинизме взрослых.

Тут никакая церковь с её проповедями добра, справедли­вости и высокой морали не выдержит конкуренции за душу человеческую, ибо человек слаб и склонен больше к наслаждению, чем к молитве. Историки говорят, что «Рим пал жертвой склонности римлян к наслаждению». Поэтому, уважаемые коллеги, если мы не заложим правильный фундамент в души наших детей с детства, своеобразный иммунитет против разложения души, то в скором времени мы будем пожинать страшную картину Содома и Гоморры в нашем обществе.

Какие же условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением?

 

II. Кто несет ответственность за духовно-нравственное воспитание детей и молодежи?

1)    Семья.

На наш взгляд, родители должны нести ответственность за воспитание своих детей в большей мере, чем школа. Нельзя снимать с себя и перекладывать эту ответственность только на плечи учителей. Ведь именно семья – это тот институт, который закладывает в ребенка определенные ценности с самого его рождения. И продолжает их формировать на протяжении последующего его взросления в этой семье.

Известно, что ребенок больше запоминает того, что видит, а не слышит. Можно сто раз сказать «так делать нельзя, не хорошо, не правильно…!», но если ребенок видит, что родители делают именно так, то, несомненно, они будут поступать, подражая образу жизни родителей.

Сегодня, к сожалению, большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится окружение, что приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи.

Человек – существо духовное, он не только стремится развиваться физически, но и нуждается в духовном становлении. Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.

Базовые духовно-нравственные ценности могут и должны занять доминирующее положение в духовном мире ребёнка, оказать всестороннее воздействие на его нравственность и эстетическое восприятие мира, на его мировоззрение, отношение к людям и обществу. Именно в семье можно беспрепятственно насаждать духовные ценности, воспитывать ребенка в христианском духе. 

          2) Школа.

  В связи с актуализацией духовно-нравственного воспитания в российском обществе появилась потребность в педагогических кадрах, способных решать соответствующие задачи в условиях существования различных систем ценностей, концепций духовно-нравственного воспитания школьников. Если мы желаем возродить школу на правильных началах, нам следует пересмотреть содержание образования. Светские школы не могут ассимилироваться с христианскими школами, но нужно интегрировать христианские модели в образование. Важно их переосмыслить (аккомодировать) и использовать как полезный ресурс.

Учащийся - это центральная фигура процесса обучения. Существуют разные системы обучения. Такие, как обучение с целью изменения поведения, обучение с целью понимания и обучение с целью изменения отношений («теория развития личности Эрика Эриксона», «Теория когнитивного развития Жана Пиаже», «Теория морального развития Лоренса Кольберга») [3]

Для преподавателя необходимо понимать различные педагогические системы, но принимать и понимать не всегда одно и тоже.

Как же не заблудиться в различных педагогических системах?  Все эти системы образования важны в совокупности. Но самое важное во всем этом не упустить главного: мы глубоко убеждены, что правила или традиции не смогут дать человеку настоящего твердого духовного фундамента, на котором можно будет устоять перед искушениями.

А искушений в нашем извращенном мире хватает. И мы никак не сможем уберечь наших детей от всей этой грязи, что льется с экранов телевизоров или льется из интернета. Только Страх Божий может стать эталоном благочестивой жизни. А для этого нужно начать с себя!  Успешно осуществлять духовно-нравственное воспитание ребенка может только духовно-нравственно развитый педагог.  

Ведь если совсем юный человек имеет хотя бы начатки духовного воспитания, уже есть надежда, что из наших детей вырастет достойное поколение, которое будет почитать родителей, уважать пожилых людей, будут целеустремленными и достойными гражданами своей страны.

Для кого-то, возможно, тема духовно-нравственного воспитания детей и молодежи воспринимается, как несерьезная, очередная программа, спущенная «сверху». Но мы понимаем, на сколько это важная тема! И поэтому необходимо относиться к ней со всей серьезностью. Эта тема, пожалуй, важнее всего остального, о чем мы можем говорить, рассуждая о воспитании наших детей!

Очень странно слышать или читать, когда педагоги рассуждают о духовности, а подразумевают нечто иное: музыку, культурное поведение, традиции, нравственные принципы, в конце концов, ознакомление с декоративно-прикладным творчеством… Возможно, это имеет какое-то отношение к духовности, но лишь косвенное. Скорее это лишь следствие! А что же означает само слово «духовный»? И как можно научить тому, чего сам не знаешь, не понимаешь и уж тем более, не делаешь?! Как могут рассуждать о духовном воспитании учителя, которые и понятия не имеют об азах духовности, не читавшие ни разу Библии и не считающие важным ходить в церковь и познавать Бога!?

И здесь вспоминается лаконичная и, вместе с тем, ёмкая мысль отечественного педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «…Всякие уставы, предписания, программы – самые дурные проводники идей. Уже сам собою плох тот защитник идеи, который принимается проводить её только потому, что она высказана в уставе, и который точно также примется проводить другую, когда устав уже переменится. С такими защитниками и проводниками идея далеко не уйдёт. Не показывает ли это ясно, что если в мире финансовом или административном можно действовать предписаниями или распоряжениями, не справляясь о том, нравятся ли идеи их тем, кто будет их исполнять, то в мире общественного воспитания нет другого средства проводить идею, кроме откровенно высказываемого и откровенно принимаемого убеждения? Вот почему, пока не будет у нас такой среды, в которой бы свободно, глубоко и широко, на основании науки, формировались педагогические убеждения, находящиеся в теснейшей связи с философскими убеждениями, общественное образование наше будет лишено основания, которое даётся только прочными убеждениями воспитателей. Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель, и если можно приводить в исполнение идеи других, то проводить чужие убеждения невозможно». [4]

Убеждение самого учителя в истинности духовно-нравственных ценностей и следование им в своей жизнедеятельности является ведущим фактором смыслообразования у школьников.

Небольшой пример в подтверждении этой мысли. В 2010 г. РЦ «Духовное возрождение» ЕХБ проводило акцию, проект «Духовно-нравственное пробуждение». Цель этой акции заключалась в том, чтобы обратить внимание людей на то, что происходит в нашем обществе: курение и алкоголизм в немыслимых пропорциях захватили молодых и пожилых (возможно, вы сами наблюдали не раз такую картину, когда молодые мамочки идут с колясками, а в руках у них сигарета или пиво). Христианская молодежь вышла на площадь города и предлагала поменять спиртное на цветы и сигареты на конфеты. Люди удивлялись, но с удовольствием в этом участвовали. Но хотелось бы сказать о другом.

На следующий год Администрация города взяла на вооружение этот проект, набрала волонтеров и попытались воплотить в жизнь ту же идею. И самое интересное было в том, что молодежь-волонтеры, которые призывали вести здоровый образ жизни (у них на бейджиках было написано « За здоровый образ жизни»), сами отходили в сторонку и курили! О чем можно тут говорить?! От того что сегодня 69% называют себя православными, наше общество еще не стало христианским, к сожалению!

Форма и традиции сами по себе мертвы без своего Законодателя и Создателя! Мы глубоко убеждены в том, что никакие программы, никакие институты или законы не могут изменить человека без вмешательства Бога! Человек чего доброго хочет, не делает, а чего злого не хочет – делает, об этом сказано в Священном Писании, Библии. Поэтому первично богоискание самого человека, а все остальное вторично! Если человек приблизится к Богу, то затем последует и желание изменяться. Изменятся ценности, идеалы, соответственно того, чего хочет от человека Господь. Появится страх Божий. А это и есть самые главные духовные ценности!

Педагогика должна быть призванием! Апостол Павел говорит: «Все ли учители?» (1Кор. 12, 29). Другой апостол предостерегает непризванных: «не многие делайтесь учителями» (Иак. 3, 1).

В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, порицает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что учитель имеет дело с детьми слабыми, неопытными, мало знающими, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.

На призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. Этот дар можно заметить уже в детях: в стремлении помогать учиться другим, делиться, служить и помогать слабым. Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду, и особенно радость и духовное наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.

 Если учитель пошел в профессию не по призванию, то его будет тяготить эта доля. Если нет любви к детям, к тому делу служения, которое он несет, то профессия будет лишь работой, которая не приносить радости. Такой учитель обучает плохо. Еще хуже дело обстоит с воспитанием. Дети ведь очень тонко чувствуют формализм. Между учеником и педагогом должна сложиться духовно-нравственная связь.  Учитель не принадлежит себе. Все свое время, все силы, всю энергию и свои способности он посвящает школе.  Это его служение.

Учитель имеет дело с детьми. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. При этом ключевой фигурой, созидателем, формирующим систему ценностей в школьной среде, всегда был и навсегда останется Учитель.

Воспитание состоит не в одних наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум, но более всего в личном влиянии учителя, в его живом примере, в его личных качествах, которые так или иначе обнаруживаются в процессе его жизни и деятельности. Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным поучением своих дел, чем словами.

 Да, наши школы носят светский характер, поэтому на первый план выступает духовно-нравственный образ педагога. Его личный пример воздержания, сострадания, долготерпения, его опыт духовно-нравственной жизни. Он счастлив, руководствуясь этими ценностями! И это «счастье» увлекает и привлекает детей, рождает в них – «хочу жить также!»

  У учителя такое осознание может появиться только тогда, когда он в своей душевной тьме отыщет свет, образ и подобие Божие. Путь учительства – это путь возрождения собственной души, восстановление личного благочестия, направление своей жизни в сторону духовного возрождения.

Если учитель не познал собственной внутренней жизни, то вряд ли следует ждать от него действенной помощи ученикам. Возрождение души, а значит, исправление внутренней и личной жизни идет через смысловое обогащение, которое должно привести человека к нравственному действию. Покаяние и личное благочестие являются одновременно и волевыми, и нравственными актами в Боге и порождают благоговение – особое свойство личности верующего человека.

Благоговение состоит из двух начал: страха и радости. Страх вызван опасением, как бы не навредить душе человека, которого доверили тебе Бог и родители, – душе своего ученика. Ведь он имеет свой путь в жизни. Поэтому сначала «не навреди», а потом «помоги».

Любовь, свойственная каждому христианину, и особенно нужна тем, кто занимается воспитанием детей. Любовь порождает доверие, а доверие порождает любовь. Если учитель проникнут любовью истинной, верной, бескорыстной, самоотверженной, назидающей, снисходительной, терпеливой, ласковой, серьезной и твердой, как высоко и трогательно описывает ее апостол Павел (1Кор. 13, 4‑7), то воспитательное влияние его будет сильным и плодотворным. Эта любовь для своего выражения не требует слов, но показывает себя делами. Плодом ее будут взаимная любовь и доверие учеников к учителю, привязанность к нему, а вследствие этого и послушание – свободное, без принуждения.

Учитель должен иметь твердо установившиеся ценности. Человек без духовных идеалов хуже всего! Если человек сегодня запрещает то, что разрешал вчера, сегодня желает одного, завтра другого, сегодня следует одним правилам, а завтра другим, сегодня слаб, завтра жесток или говорит одно, а делает другое, то как можно назвать его воспитателем!

Школа должна вводить ребенка в мир культуры через религиозное просвещение, тем самым сохраняя за ним свободу выбора, по сути предоставляя ему этот выбор приобщения к лучшему, но не может вовлекать без согласия родителей в практическое освоение конкретного духовного опыта.

Христианство, разделившееся на восточное (византийско-православное) и западное (римско-католическое и протестантское), явилось основанием культуры стран, исповедовавших эту религию. Весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру.

Итак, нельзя воспитать в других то, чего сам не имеешь. Поэтому каждый учитель, который понимает, что это его призвание, должен стремиться к накопление духовно-нравственного опыта в процессе профессионально-личностного становления.

Таким образом, будет выстраиваться система непрерывной подготовки педагогов, обладающих высоким уровнем знаний и компетенций, инициативой, ответственностью, сориентированных на работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи.

3) Общество.

Сегодня важно не столько уничтожить все порочное в нашем обществе (ведь оно всегда найдет что-то другое взамен), сколько предложить множество преимуществ доброго, полезного, здорового. Говоря о здоровом образе жизни, в каждом дворе должны быть площадки для активного отдыха всей семьей, доступные спортивные стадионы, различные кружки и секции, больше хороших, добрых детских и юношеских телепередач и т.д. и т.п.

Прежде всего нам взрослым нужно показать нашим детям на собственном примере, какой может быть интересной, яркой и насыщенной жизнь без компьютеров, телевизоров, сигарет и выпивки. Нам взрослым прежде необходимо осознать свою ответственность перед нашими детьми и не полагаться на русский «авось» («авось, как-нибудь, вырастет хорошим человеком…»), а заниматься воспитанием тех, кого нам вверил Господь! Плоды не появляются из неоткуда, их прежде нужно насадить!

 

III. Реализация духовно-нравственного воспитания через творческий проект «Твори добро».

  Отличительной чертой обучения в Детской школе искусств является индивидуальный дифференцированный подход. Регулируя нагрузки и сложность задания ученикам, в сочетании с различными методами обучения позволяет в рамках класса обеспечить вариативность обучения.

Многолетнее знакомство и сотрудничество с родителями помогает учителям опираться на семейные традиции, при этом родителям обеспечивается возможность активного участия в школьном учебно-воспитательном процессе. Сочетание всех форм учебной и массовой, научно-просветительной и исследовательской работы в рамках одного учебного заведения позволяет учебному заведению эффективно решать возложенные на них задачи, как в учебном, так и в воспитательном плане.

В рамках комплексного подхода к реализации духовно-нравственного воспитания в ДШИ №2 г. Нового Уренгоя был инициирован творческий проект «Твори добро». Он создан с целью координации деятельности по возрождению духовно-нравственных традиций, основанной на уважении к христианским ценностям и здоровому образу жизни.

Цель проекта – духовно-нравственное воспитание детей и родителей через концертную и просветительскую деятельность. 

Назначение проекта: проект относится к культурно-просветительской деятельности учреждения и является неотъемлемой частью образовательной программы ДШИ №2. Проект представляет цикл концертно-тематических программ, содержание которых направлены на создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Целевая аудитория: учащиеся ДШИ №2 и их родители; Общество инвалидов (взрослые); детское отделение МГМБ.

Основная идея проекта заключается в создании площадки, на которой было бы возможным затрагивать важные духовные вопросы, взять на себя ответственность за формирование личности ребенка, открытой для добра и милосердия, способной помочь другим людям обрести духовно-нравственный стержень.

Проводя работу в рамках этого проекта, в своих беседах и дискуссиях с учащимися мы затрагиваем такие темы как: «Я выбираю жизнь!», «Скажи: «нет!» наркотикам», «Опасность табакокурения», «Женский и мужской алкоголизм», «Пивной алкоголизм», «Уроки нравственности: любовь, жертвенность, сострадание» и др. Дети с большим вниманием воспринимают информацию и живо участвуют в дискуссионных дебатах.

Удивителен тот факт, что изначально поднятие этих тем были задуманы для старшеклассников, но в процессе выяснилось, что уже младшие школьники сталкиваются с проблемой курения и алкозависимостью. Они рассказывают, что их сверстники, одноклассники уже «балуются» сигаретами, пьют пиво и различные «тоники». И это дети из благополучных семей!

В рамках проекта стали традиционными концертные вечера: « Эскизы души», «Чудо Рождества», «Поэзия небес», «Берегите тех, кто любит вас», «Не жалейте сердца…», Рождественские и Пасхальные концертные программы.

Ученики и преподаватели с удовольствием принимают участие в этих тематических концертах. После концертов у многих слушателей на глазах блестят слезы. Кто–то молча покидает зал после окончания концерта, стараясь не расплескать те мысли и чувства, которыми он наполнился во время концерта, а кто-то с удовольствием делится своими впечатлениями и оставляет свои отзывы в книге Отзывов проекта. Вот один из таких отзывов:

«Мне очень понравился концерт. Программа была очень интересная, исполнение поражало мое воображение. Педагоги школы выступали очень профессионально и ученики не отставали от них. Присутствуя на концерте, мурашки бегали по моему телу от красоты пения и звучания музыки. Я не верил, что такой замечательный концерт проходит в стенах нашей родной музыкальной школы. Я хотел бы, чтобы как можно больше людей увидели и услышали этот концерт.

Спасибо огромное всем организаторам и исполнителям. Хочется как можно чаще слушать прекрасные голоса и музыку, звучащую в исполнении педагогов и учеников нашей любимой школы. С уважением, Г.И.Г.» 

Подобные отзывы вдохновляют педагогов продолжать свой труд. Посещаемость на подобных концертах очень хорошая. Людям нравятся духовные концерты.

Также в рамках проекта «Твори добро» запланированы и осуществляются выездные концерты в Центр социальной поддержки пенсионеров и инвалидов и, в детское отделение городской больницы. Учащиеся выступают перед больными детками и инвалидами и, тем самым учатся нести радость тем, кто в этом нуждается, учатся милосердию, состраданию. Они учатся сохранять свое сердце в правильном состоянии, не дать ему огрубеть в этом жестоком и циничном мире.

Уважаемые коллеги, обобщая вышесказанное, следует отметить, что ни педагог, ни родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не только воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.

Использованная литература:

1.     Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. – Изд. Московской Патриархии, М., 1992.

2.    Интернет-ресурсы: "Российская газета" - Столичный выпуск №4492;   

3.    Соловьев Вл. С.  Чтения о богочеловечестве. СПб.,1994г.

4.    Уильям Р. Йонт.  Созданы, чтобы учиться. « Библия для всех». СПб, 2001.

 Ушинский К.Д. Соб. сочинений: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.-Л., 1950. – Т.8. – С. 21-22.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт