Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно–нравственное воспитани...

Духовно–нравственное воспитание детей и молодежи


Кухарь Ирина Викторовна
МБУК «Централизованная библиотечная система»
г. Лабытнанги

ВВЕДЕНИЕ В ХРАМ ЛИТЕРАТУРНОГО СЛОВА

 

Тезисы проекта

 

Христианство – это сложный Путь, идя по которому можно прийти к едине­нию с Богом. Но не каждый ступивший на этот путь сможет дойти до  цели. Не все, кто отправляется в путь про­ходят его. Лю­бой путь бывает труден, поэтому требуется  умение переносить эти трудности. А Путь христианина очень труден. Об этом говорит и сам Иисус Христос:

«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, веду­щий в погибель, и многие иду ими;

Потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их»

(Матф. 7.13-14).

Но поскольку есть Путь, то есть и средства, с помощью которых можно пре­одолеть этот Путь.

«Духовно - нравственное воспитание» - это и есть одно из средств, которые по­могают нам пройти этот Путь, формируют нравственные чувства, нравственный облик, нравственную позицию, нравственное поведение.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети ждут, чтобы взрослые помогли им найти путь, который определит им жизнь. Первостепенная функция библиотеки – сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.

Сегодня библиотекарь должен стать для ребенка пастырем детского сердца, души, приобщая ребенка к чтению. Родители часто не знают, как помочь детям, что им читать, какие книги выбрать. Потеря интереса к чтению ведет к духовной неграмотности, и позже это явление приведет к большим экономическим, политическим и социальным потерям.

Старайся, вообще, чтобы во всех твоих делах, словах и мыслях, во всех желаниях и намерениях твоих, развивалось непременно чистое и согласное настроение к высшей цели жизни, то есть, к преобразованию себя по образу (или по примеру) Иисуса Христа, и будешь тогда Его ученик.

 

Н.С. Лесков «Зеркало жизни

истинного ученика Христова»

 

Школьный возраст – возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться направленность личности.  В этом возрасте можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека.

В школьном возрасте формирование нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьники не всегда могут объяснить, почему надо вести себя соответственно в той или иной обстановке. Но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, правильно подсказывает им, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при духовном воспитании детей необходимо опираться на их практический опыт, создавать условия для расширения и обогащения этого опыта. В нашем понимании духовность – это позиция ценностного сознания, свойственная всем формам человеческих отношений: нравственным, политическим, религиозным, эстетическим, художественным, но особенно существенная в сфере моральных отношений.

Какую литературу стоит рекомендовать школьникам? Естественно такую, которая оказывает влияние на воспитание нравственности в детях, формирует эмоциональную отзывчивость.  Ребенок должен читать и чувствовать что-то затаенно чистое, тихое, крепкое духом. Это такие авторы как, Л. Толстой, И. Бунин, А. Чехов. В этом ряду могут быть и такие писатели как: В. Быков, Б. Васильев, В. Богомолов, В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Шукшин, Ю. Яков­лев, Ю. Сотник, Г. Троепольский, А. Лиханов и многие другие отечественные и зару­бежные писатели, как классики. Все эти произведения учат читателей исконно русскому чувству.

Почему так важно чтение? Слово имеет творческую силу, оно воздействует на душу, соединяется с ней, и если это правильное хорошее слово, то оно сообщит и ей свою правоту. Телесное возрастание дает ребенку больше свободы в движениях, больше сил, а вот куда двигаться, как приложить силы – определит воспринятое им слово. Нелюбовь к чтению, отказ от него – уже грех. Потому что свидетельствует о нежелании развиваться.  А человек так уж устроен, что не может находиться в статичном состоянии. Он либо развивается, либо деградирует.

Мало кто из читателей может читать постоянно только духовную литературу. Но и художественное слово может участвовать в формировании личности. Хорошая художественная литература тоже воспитывает.

Вот как отзывается о пользе чтения Игуменья София, Настоятельница Воскре­сенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт – Петербурге: «Душа каждого человека ищет свой путь к Богу. И я, наверное, уже лет в 14 или 15 стала сама искать этот путь. Я читала Достоевского, он для меня был откры­тием. Однажды участвовала в Рождественских чтениях. На них был и отец Ели­сей, духовный сын и преемник грече­ского старца Емилиана оказалось, что в их духовной общине существовала такая прак­тика: когда молодые люди, в возрасте 14 – 15 лет, спрашивали у старца Емилиана, ка­кую святоотеческую литературу им стоит читать, он велел им читать Достоевского. И когда они приезжали к нам в монастырь, первое место, которое посетили – это могила Федора Михайловича Достоевского. Там они отслужили панихиду. Федор Михайлович – наш русский писатель, пророк, мученик совести и делатель духовный, оказывается, во многом повлиял и на многих молодых людей».

Крупнейший русский писатель – классик Николай Семенович Лесков был уверен, что «душа по природе христианка». Его первым печатным произведением явилась заметка «О продаже в Киеве Евангелия». С тех пор о «важности Евангелия» Лесков говорил, размышлял и писал постоянно – до по­следних дней своих.

Проникая в существо лесковского художественного феномена праведничества Б.К. Зайцев – христианнейший писатель двадцатого века – подчеркнул, что это «рука, протянутая человеком человеку во имя Бога». У Н.С. Лескова есть уникальное произ­ведение «Зеркало жизни истинного ученика Христова». Опубликованное впервые в 1877 году и забытое в период антирелигиозной пропаганды, оно и сегодня, спустя де­сятки лет, столь же актуально и нужно читателю. Оно и есть «рука, протянутая право­славным писателем Лесковым к своим потомкам во имя Бога.

А.С Пушкин, чья титаническая фигура, подобно Атланту, держит на своих могучих плечах всю культурную концепцию русской литературы. Как говорил о нем замечательный русский религиозный философ И. А. Ильин в свой книге «О России»: «А детей наших поведем и приведем к нашим алтарям, на­шим пророкам и нашим гениям, а из гениев прежде всего и навсегда – к Пушкину… Ибо здесь они найдут солнечное средоточие нашей истории. Здесь они найдут свою Родину».

Как предать через десятилетия это чувство кровной связи с Пушкиным, которое может защитить в самые трудные минуты жизни? Как сегодняшним относительно благополучным детям подсказать, что опасность потерять это ощущение стабильного благополучия чрезвычайно велика, и морально подготовить их к защите от возможных опасных и тяжелых ситуаций? И здесь нам на помощь могут прийти евангельские притчи, «уроки жизни», библейские истории. Если вникнуть в глубокий философско – охранительный смысл стихотворения Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» - всем сердцем воспринимается утешительная вечная соломонова мудрость: «Все мгновенно, все пройдет; что пройдет, то будет мило», нужно только сравнить эти строки со знаме­нитой надписью на кольце царя Соломона: «Пройдет и это».

Лев Николаевич Толстой, размышляя об образовании и воспитании, указывал, что человек и его душа должны быть главными в этом процессе.

Читая книги, дети берут из них многое: уроки доброты, уроки любви. Они учатся видеть и ценить красоту, родную природу, родной язык. Об этом писал К. Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина». Необходимость бесед с детьми о человеке и его душе – неоспорима. Нужно помогать нашим детям разбираться в философских катего­риях, обозначающих дух, душу, духовность, свободу, творчество, мир, бытие.

В нынешних условиях важно вновь восстановить ориентиры нравствен­ности. К большому сожалению, высокий уровень профессионализма также не всегда является критерием человеческого измерения. В этом корень основного зла. Нравственные потери как радиация – без цвета, без запаха, тем они еще страшнее.

Нельзя предать забвению нравственные принципы, основу христианского веро­исповедания с его главными заповедями. Сегодня очень актуально предупреждение Христа о решительном отвержении зла и греха не только в поступках, но и своих помыслах.

Духовно – нравственное воспитание – очень сложная и ответственная ра­бота. Как писал в начале века восточный философ Абдул-Баха: «Дети подобны свежему зеленому ростку: они тянуться в ту сторону, куда вы их направляете. Радейте же всемерно, дабы заложить в них устремленность к возвышенным идеалам, и тогда, по­взрослев, они станут светочем мира, и не впадут они в грех похоти и страсти, и не будут вести себя подобно беспечным неразумным зверям, но, напротив, в сердце своем будут взыскать непреходящей славы и стремиться к высочайшему человеческому благородству».

Библиотеки должны увлекать детей стремлением к «возвышенному идеалу». Именно к возвышенному, ведь часто понятие «идеал» - это то, с помо­щью чего можно манипулировать сознанием людей. Как сказано в древнейшей книге: «Не сотвори себе кумира». Очень серьезное предупреждение для слабых людей. Кто сегодня является кумиром для наших детей, на кого они хотят быть похожими в поступках, в одежде, в семье, в школе? Среди девочек престижными становятся профессии манекенщиц, или просто жен богатых бизнесменов, мальчикам импонируют герои боевиков, проповедующие насилие и секс.

Идеал для воспитания должен быть именно возвышенным, наделенным добродетелями, которые имеют ценность во все времена и для всех народов. Это те люди, добрая слава о которых идет через века. Это гуманисты по сути своей, а по роду деятельности это врачи и педагоги, и писатели, и астрологи, и художники, и путешественники, и воины, и философы, и святые. Это люди, чья жизнь похожа на родник чистой воды, который и жажду утолит, и умоет, и раны залечит.

Пусть дети, изучая жизнь подобных людей, гордятся тем, что история человечества имеет великие страницы, написанные не насилием, не деньгами, не сомнительными рекордами из Книги рекордов Гинесса, а людьми, жизнь которых была подвигом во имя всего человечества.

А подвиг бывает разный. Он может быть и в монастырских стенах, и в научной лаборатории, и за писательским столом, и на поле боя. Поэтому библиотекарь должен помогать детям, изучать жизни пророков, и святых, ученых и писателей, врачей и доблестных воинов. Нужно и должно рассказывать детям, в чем был подвиг Иисуса Христа. Дети должны знать, что он принес новые знания, новые законы падшему, развращенному народу. Но народ не пожелал его услышать и совершил преступление, распяв Христа на кресте. Помочь человечеству преодолеть примитивизм и бездуховность в отношениях между людьми, поверхностность в понимании мира, вырваться из порочного круга бездушия и жестокости, царивших в обществе, в мир, где высшими принципами являются терпимость и любовь, внести в жизнь людей нравственные нормы – такой была задача Христа. Дети должны знать о его судьбе: быть оклеветанным, осмеянным, непонятым. Его судьбу разделили многие из пророков. Нужно рассказывать о судьбах и подвигах других реальных людей. О подвиге Дмитрия Шостаковича, который в блокадном Ленинграде писал свою знаменитую симфонию, о жизни А. Грина, который, часто не имея куска хлеба, писал замечательные книги, воспевающие бескорыстие, сострадание, милосердие, зовущие к свету, к чистоте, к добру.

Подвиг легендарной семьи Рерихов, в которой каждый член семьи был уникален, каждый принес свой дар любимой России: картины, исторические труды, философское учение, общественную деятельность в годы войны. Духовный подвиг Ефросиньи Полоцкой.

Нужно рассказывать детям о героях. Этим мы вместе с ними как бы составляем жемчужное ожерелье человечества, в котором каждая драгоценная бусинка – это жизнь великого человека, а все ожерелье – наша благодарная память, наша надежда на то, что мы, живущие ныне, сможем быть похожими на них и достойно воспитать наших детей.

Любые мероприятия, проводимые в библиотеке, несут в себе определенную цель, которая, как правило, достигается. В ходе проведения мероприятия библиотекарь может донести до учащихся любую информацию. Этим нужно пользоваться в благих целях. Можно привлекать детей к участию в таких мероприятиях как «День пожилого человека», «День матери» - это развивает связь поколений, преемственность в воспитании, проявление уважения к старшим, забота о родных.

Мировая литература содержит большое количество произведений, которые могут стать незаменимыми помощниками в духовно – нравственном воспитании детей и молодежи. Усиление сегодня внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Духовно-нравственный кризис на фоне успехов цивилизации с каждым годом заметно обостряется. Усиливается дисгармония в человеческих отношениях. Требуется решительный поворот к этической культуре, утверждающей ценность каждой человеческой личности.

Книга – сокровищница человеческой мысли, она всегда предопределяет духовное начало, духовное возрождение и становление личности. И как ни труден оказался исторический путь развития библиотек, но первоначальная основа – «нести разумное, доброе, вечное», заложенная в них в далекие времена, остается актуальной и по сей день.

За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы. Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятий об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать?

Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие.

Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась.

В настоящее время в системе идеалов и ценностей явный приоритет приобретают не духовные, материальные ценности. Это ведет к формированию ложных жизненных целей, изменению ценностных ориентаций, к искаженному пониманию категорий добра и зла.

Мы живем в поликультурном, полиэтническом обществе, не учитывать особен­ности которого нельзя. Непризнание этого факта, в свое время, привело к искажениям в политике, экономике, огромным потерям в материальной и духовной культуре. Культурологический подход изменяет наше видение и понимание, позволяет подняться еще на одну ступень научного познания. Понятие культуры охватывает всю сферу деятельности людей. В данное время среди учащейся молодежи в возрасте 18 – 20 лет зачастую проявляется несформированность современных качеств культурного, цивилизованного человека. На предложение изложить свое понимание личного сча­стья все учащиеся неизменно указывают на: 1) здоровье, 2) наличие верных друзей, 3) материально обеспеченную жизнь. Современные духовные ценности, такие как актив­ная деятельная жизнь, интересная работа, свобода и независимость, расширение кру­гозора, добротворчество, милосердие, взаимопонимание, сопереживание, сострада­ние, толерантность, активность, ответственность, уважение окружающих, равенство для всех. Все эти ценности находятся на довольно низких позициях.

Сейчас беспредельно господствует бездуховность, несмотря на кажущийся внешний поворот общества к религиозным ценностям. И если общество не одолеет эту систему бездуховности, оно погибнет. Корни кризиса цивилизации в глубинных процессах, происходящих в фундаментальных основаниях культуры, в духовном мире че­ловека. Духовность, по мнению В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Д.С. Лихачева, А.Д. Сахарова и других, является высшей инстанцией, составляющий ценностный мир личности, направляющий всю его жизнедеятельность и созидающий смысл ее существования. Духовности противостоит бездуховность, которая, по сути, сводится к личному и социальному эгоизму. Одним из его проявлений становиться борьба всех и каждого против всех. Мефистофель выразил это четко: «Война, торговля и пиратство – три вида сущности одной».

Эгоистическая бездуховность есть также поверхностное, ограниченное сиюми­нутным интересом знание, забота об удовлетворении только своих потребностей, своекорыстная игра духовными ценностями. Здесь духовность выступает как эмоционально – нравственное проявление социального эгоизма.

Путь от человека к вооруженной ядерным оружием обезьяне, на который мы вступили, ведет к гибели всего человечества. Поэтому формирование духовно – нравственных ценностей у подрастающего поколения сегодня когда мы только в начале этого пути, является особенно значимым. Это формирование должно учитывать современную ситуацию, которая характеризуется тем, что:

- Возросло влияние самого человека, его личностных качеств на развитие произ­водства.

- Возросла роль созидательно – добротворческой практической деятельности че­ловека, особенно в сферах экономики и экологии.

- В сегодняшнем российском обществе остро заявляет о себе потребность духовной компенсации материального интереса.

- Необходимо возрождать и формировать нравственно – духовные ценности в посттоталитарной системе.

- В условиях кризиса особенно остро встает вопрос о смысле жизни как идеаль­ной стратегической цели действий.

И еще хочется затронуть один наболевший вопрос, помочь в его разрешении вполне в силах библиотек. Это сохранение русского языка, русской речи.

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зерни­сто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи» - это известное высказывание Н.В. Гоголя большинству наших юных современников кажется не относящимся к реальной жизни, скучной цитатой из скучного классика. И обвинять их в этом нельзя. Отношение к языку – показатель того, что происходит в материальной и духовной жизни самой эпохи.

Как написал А.И. Гончаров: «Я не с точки зрения шовинизма или квасного патриотизма боюсь за язык, и, конечно, буду рад через десять тысяч лет говорить одним языком со всеми… и иметь читателями весь земной шар! Но все же я думаю, все народы должны прийти к этому общему идеалу человеческого конечного здания – через национальность, то есть каждый народ должен положить в его закладку свои умствен­ные и нравственные силы. А мы кладем это как-то вяло и лениво, да еще упрямимся говорит по-русски!». Сейчас эти слова звучат, к сожалению, куда как актуально. В наше «деловое» время рационализируются чувства, отношения между людьми, презираются высокие проявления человеческой души. Власть силы, сила денег, стремление стать могущественным во что бы то ни стало, жестокое, беспощадное соперничество во имя достижения своей цели – вот идеалы, которые преподносятся сейчас нашему подрастающему поколению. Даже приобретение знаний носит чисто прагматический характер: накопление информации, овладевание новейшими научно – техническими достижениями с целью создания запаса своей собственной стабильности и благополу­чия, не более. Не до «драгоценности языка» не успеешь – окажешься «за бортом».  Выход из такой ситуации один – найти опору в духовных ценностях жизни. Для России духовная сила наиболее ярко выражена в слове. «Народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом», - говорил Сергей Есенин. А русский критик Ю. Селезнев писал: «Слово несет в себе самый дух народа, ибо оно и есть материальное воплощение этого духа… Слово несет в себе тысячелетний нравственный опыт народа, именно оно и есть мощное оружие в борьбе против стандартизации, информатизации, обезличивания человека, превращения живого слова в слово отчуждающее и разъединяющее».

Произведения устного народного творчества, произведения классиков русской литературы дарят нам ясность, полноту, свежесть русской речи. Им присущи остроумие и неподражаемая образность.

Чтение очень отражается на речи человека. Человек, читающий хорошие книги, усваивает из них не только мысли, но и слова, которыми они выражены. В этом смысле очень полезно чтение хороших стихов и художественной прозы вслух. Верующие церковные люди стараются, по возможности вслух читать молитвы и Евангелие.  Поэтому речь их заметно чище, словарь обширнее.

Слово обнаруживает истинное душевное состояние человека, здесь можно вспомнить слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Изменение речи изменяет и внутренний мир человека. Поэтому необходимо приучать молодое поколение быть внимательными к своей речи, к словарю.  Стараться улучшать ее, облагораживать.  И в этом помощником нам будет чтение. Как Слова Божия, так и лучших произведений классической литературы.

Библиотеки могут и должны помогать своим читателя в обучении красноречию, в знании языка и в знаниях о языке. Наше подрастающее поколение должно научиться крепко стоять на земле и чувствовать под собой родную почву, имя которой – русское слово. Только тогда молодежь сумеет устоять под обрушившейся на них информацией, коммуникацией, компьютеризацией, вербализацией и сохранить себя как человека – существо не только разумное, но и духовное, ибо раз и навсегда сказано: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звеня­щая, или кимвал звучащий» (1 Кор. 18,1).

В отношении воспитания нашей молодежи нужно учитывать такой важный аспект, как экономическая образованность. Экономическое воспитание молодежи в современных условиях тесно связано с воспитанием духовности. И в этом тоже могут помочь библиотеки.

Основа развитой экономики – мораль и нравственность. Моральный и нравственный человек не сворует, будет работать добросовестно, вести себя доброжелательно к другим людям.

Пора осознать, что экономика, оторванная от этики, морали и нравственности, быстро превращается из эффективной в регрессивную. Техника, оторванная от общекультурных и гуманных идей, ведет к уничтожению всего живого, к экологической катастрофе. Наука вне морали и культуры не может служить своему истинному предназначению.

Воссоздание высоких моральных качеств у народа - культуры, нравственности и духовности – возможно через совершенствование системы воспитания. Библиотеки в этой системе играют не последнюю роль.  Сегодня остро стоит вопрос формирования и утверждения нравственности в экономической науке. Цель работников культуры – помочь получить молодому поколению экономические знания через развитие нравст­венности и духовности.

Духовность духа народа – универсальный человеческий ресурс, неотделимый от самого человека и общества, абсолютная ценность государства, национальный капитал, которому предстоит в нашем веке стать саморегулирующейся субстанцией экономики и ее превращенной формы – денег, самовозрастающих по формуле: деньги – духовность – деньги.

Мы должны помочь молодежи осознать духовность в качестве высшей ценности и самоцели.

С помощью духовно направленного воспитания безнравственная экономика должна быть трансформирована в национальное духовное хозяйство – экономическую форму духовности.

Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения – очень сложная за­дача. Воспитание детей требует от библиотекаря душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.

Источники материалов:

1.             «Славянка» Православный женский журнал –  М.: Издательский Дом «Славянка», 2015г.  №2 (56).

2.             «Славянка» Православный женский журнал –  М.: Издательский Дом «Славянка», 2014г.  №2 (50).

3.             «Славянка» Православный женский журнал –  М.: Издательский Дом «Славянка», 2014г.  №5 (53).

4.             «Славянка» Православный женский журнал –  М.: Издательский Дом «Славянка», 2015г.  №2 (56).

5.             «Школа духовности» - М.: Институт интегральной педагогики, 2000г. №3.

6.             «Школа духовности» - М.: Институт интегральной педагогики, 2000г. №4.

7.             «Школа духовности» - М.: Институт интегральной педагогики, 2000г. №1.

«Школа духовности» - М.: Институт интегральной педагогики, 1999г. №1.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт