Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно–нравственное воспитани...

Духовно–нравственное воспитание детей и молодежи


Опенько Светлана Николаевна
МУ «Районный молодежный центр»
г. п.Харп

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений общества  является  духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Родители – это  первоначальное звено, которое должно донести до ребенка в раннем детстве знания о том, что он родился в России, что он  русский человек, а русские  чтут православие. В основе духовно-нравственного воспитания традиционно лежит православная культура в различных формах проявления: религиозная, идеологическая, научная, художественная, бытовая.

Семья – главный стержень духовно-нравственного воспитания детей.

В современном мире родителями  очень мало уделяется внимания на воспитание детей, воспитание уважения людей одной национальности к людям другой национальности, другим  вероисповеданием.

Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с собеседником, признание и уважение его права на отличие. Под словом «толерантность» мы понимаем качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом, иное (внешность, манеру речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.).

Проведение  с детьми и молодежью   различных мероприятий, проектов, акций  направленных на  профилактику межкультурных, межэтнических  конфликтов, привитие толерантности, а также    православной культуры, дает положительный результат. Отношение между   детьми улучшаются, сглаживается негативное восприятие  личности другой культуры и национальности. Дети становятся добрее.

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис, из которого вытекает то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом разрушительна, и дистабилизирующая с точки зрения развития личности, семьи и государства. В какой - то степени  в обществе  стали исчезать представления о высших ценностях и идеалах, а  эгоизм и нравственный  хаос вознесли себя на пьедестал. Духовно-нравственный кризис порождает негативные  явления  не только в политике, социальной сфере, но и в семьях,  а также в среде среди молодежи и подростков [1].

Недостаточное обращение внимания на нравственное воспитание подрастающего поколения составляет одно из прогрессирующих моментов нашего времени, и может привести к тому, что человечество дойдет до неуважения друг к другу и нравственного разложения. Если в раннем возрасте, до становления себя как личности, не осуществляется нравственное и духовное воспитание, то став взрослым человеком становится сложнее  изменить его внутренний мир.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений общества  является  духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Но  воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Родители тоже не так много уделяют времени своим детям. Подрастающее поколение иногда находится в социуме, где такие слова, как: духовность, вера, совесть, толерантность и другие воспринимаются совсем не так, как нам хотелось бы.

А если поразмыслить, то можно сделать некоторые умозаключения. В  70-х годах, в период перестройки, начали происходить изменения, и стал открываться, так называемый, доступ к демократии. И, конечно же, каждый стремился внести в мир свое. Многие люди воспитывали своих детей с чувством долга перед родителями, прививали веру в Бога, веру во что – то светлое,  учили быть совестливыми, добрыми и другим нормам поведения. Часть этих детей смогли донести это до своих детей уже нынешнего поколения.

Наши бабушки,  воспитанные еще до военного времени, почитали веру в Бога, ходили в церковь, всегда говорили, что каждому человеку есть место на этой земле, и неважно к какой он национальности относится и  какой вере служит, будь то православие или ислам, буддизм. Многие   привили это своим детям, те в свою очередь – своим.

Родители – это  первоначальное звено, которое должно донести до ребенка в раннем детстве знания о том, что он родился в России, что он  русский человек, а русские  чтут православие.

Но заставлять,  принуждать верить, учить,  думать так, нельзя! Рано или поздно человек все равно придет к чему - нибудь, надо только  правильно,  без напора, подсказать путь.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов сферы молодежной политики, а также различных структур духовенства решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, а также формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения [2].

В основе духовно-нравственного воспитания традиционно лежит православная культура в различных формах проявления: религиозная, идеологическая, научная, художественная, бытовая. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких формах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа) и др.

Школа, дополнительное  образование, молодежные центры  не всегда   в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, очень важно укрепление института семьи. Семья – главный стержень духовно-нравственного воспитания детей.

Воспитание любови к природе, братьям нашим меньшим, формирование дружелюбности к другим людям, соседям, уважения к старшему поколению – это и есть духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Если родители в начале становления ребенка как личности, не привьют эти качества, то потом очень сложно будет что-то требовать с  подростка. В современном мире родителями  очень мало уделяется внимания на воспитание детей, воспитание уважения людей одной национальности к людям другой национальности, другим  вероисповеданием.

Недуги современного общества нужно не только лечить, но и заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя не только на семью, но и организуя досуг молодежи, объединяя подростков и детей для совершения добрых дел, адекватных поступков, укрепления толерантности.

Под словом «толерантность» мы понимаем качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом, иное (внешность, манеру речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с собеседником, признание и уважение его права на отличие.

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако, его основы закладываются в процессе первичной социализации. Толерантными не рождаются, толерантные качества развиваются и формируются. 

Рассматривая Приуральский район, можно отметить, что он многонационален.

В последнее время  население пополнилось такими национальностями,  как: калмыки, дагестанцы, украинцы, марийцы, азербайджанцы и др.  У  всех народов своя культура, своя вера.

Нередко слышатся колкие высказывания русских детей и подростков в адрес детей других национальностей.  В школе  ведется работа по формированию толерантного поведения у подростков: проводятся классные часы, лекции.

Так, в 2013 году на базе МОУ школа п.Харп была организована  первая диалоговая площадка по профилактике межкультурных конфликтов и экстремизма  и привитие толерантности. Для участия в мероприятии приглашались школьники 7-11 классов, люди различных национальностей, а также представители православной и исламской культуры.

D:РАБОТА СВЕТА домфото 2012 - 2013, 14, 15диалоговая площадка100CANONIMG_3609.JPG

 

Мероприятие проводилось в формате диалоговой площадки.  В 2015 году планируется проведение тренинга среди подростков и ролевой игры «Толерантная школа: Мосты в будущее» и проведение  диалоговой площадки по профилактике межкультурных конфликтов и экстремизма  и привитие толерантности.

D:РАБОТА СВЕТА домфото 2012 - 2013, 14, 15диалоговая площадка100CANONIMG_3616.JPG 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волонтеры неоднократно проводили акции, направленные на оказание помощи священнослужителям православной церкви «Пресвятая Богородица» (п.Харп). 

Такие акции помогают не напрямую приводить подростков и молодежь к православию, дают возможность  почувствовать значимость  своего «Я» как человека - личности.

J:фото молодежки  2012посадка триколор 2012DSC00190.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

  

За молодежью - будущее всего человечества. Проблемы молодежи при этом необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

При целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, церкви, образовательной системы, работы молодежных центров и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

К числу эффективных методов формирования духовно- нравственного воспитания, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у подрастающего поколения в ходе обучения важных качеств - любви к родной земле, народам других национальностей, близким, а также воспитание доброты, миролюбия, отзывчивости.

Одним из основных принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество подростков. Этот принцип реализуется деятельностью волонтеров. Систематический анализ проделанной воспитательной работы позволяет выявлять и определять педагогические позиции по проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и использовать новые технологии, формы и методы работы.

 

Использованная литература.

 

1.    Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий  «Родная Ладога»  Издательский дом.

2.    Кондаков А.М. «Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования». – Педагогика.- 2008. - № 9 с.

    


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт