Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственные основы ру...

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры


 

Самкова Майя Юрьевна,

МБУ ДО «Детская школа искусств имени С. В. Рахманинова»,

г. Новый Уренгой

 

Одной из важных задач современного художественного образования является духовно-нравственное воспитание детей и подростков в духе преемственности поколений. Обществу нужны люди, готовые принять эстафету отечественных нравственных ценностей, хранить и приумножать то великое духовное наследие, что несёт в себе «драгоценная ноша» (Н. А. Бердяев) национальной культуры. Уникальность сей «драгоценной ноши» заключается в том, что русская художественная культура – это не только актуальная для нашего времени ценность, но и «послание» ушедших поколений, открытое для увлекательного диалога прошлого и настоящего.

Как происходит духовное развитие личности человека? В длительном и многообразном процессе освоения общечеловеческих ценностей. Позволим себе утверждать, что искусство – один из наиболее универсальных источников духовного воспитания детей и подростков. Эта точка зрения находит подтверждение во многих научных исследованиях. Изучению особенностей средств искусства, их роли в процессе обучения и воспитания посвящены работы Л. С. Выготского, Н. К. Карповой, В. Г. Кисунько, О. П. Кориковой, И. С. Левшиной, С. Х. Раппопорт, A. A. Салиева, Б. В. Смирнова, В. И. Толстых, H. A. Хренова, Р. М. Чумичевой, Т. В. Шуртаковой и других. Освоению различных видов искусства уделяли внимание Д. Б. Кабалевский, Б. Н. Неменский, Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. М. Предтеченская, Т.С. Шмагина, Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, B. C. Кузин, Е. В. Квятковская, Т. Г. Пеня, Ю. Н. Усов, Б. С. Мейлах, Б. П. Юсов, В. Г. Маранцман, Л. Г.Савенкова, В. В. Степанова, Т. И.Бакланова, Н. М. Сокольникова, Т. Л. Шпикалова. Художественно-эстетическое воспитание как действенное средство формирования личности человека рассматривается в работах А. И. Бурова, М. В. Бусол, И. Ф. Гончарова, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова, В. Н. Липского, Б. Т. Лихачева, М. Ф. Овсянникова, Е. Л. Прасоловой, В. А. Салеева, Б. В. Сафронова, А. Н. Семашко, Л. Н. Столовича, A. B. Толстых и других.

Рассмотрим воспитательный потенциал, который содержит культурное наследие России. Для всех сфер социокультурного универсума духовность на протяжении многовековой российской истории являлась теоретическим фундаментом и нравственным основанием. Для русской духовности характерны устремленность к высшей Правде, поиск Абсолюта, идеал духовного преображения, соборность, понимание ценности человеческой личности, осознание мессианской «русской идеи». Эти особенности повлияли на процесс эволюции национального искусства, генерировали высокую духовную энергию, воплотившуюся в художественных шедеврах музыки, живописи, литературы, зодчества. Все эти виды искусства исторически имели единую духовно-нравственную основу, что нашло отражение в художественных образах. Это высоко нравственные образы устремленности к вневременным ценностям, убежденности в существовании духовных ипостасей жизни, веры в Бога, обращенности к евангельским заветам, сострадания к «униженным и оскорбленным», порицания богатства, нажитого неправедным путем, приятия бедности, больной совести, ответственности за все, что происходит вокруг, любви к родной земле, патриотизма, веры в особое предназначение Руси – России, страдательного отношения к ее крестному пути.

«Воплощая непреходящие общечеловеческие ценности, утверждая вечные идеалы Истины, Добра и Красоты, русское искусство обладает огромной, до настоящего времени недостаточно востребованной воспитательной силой, которая может оказать решающее влияние на формирование внутреннего мира подрастающих поколений» [12;54].

Русская художественная культура представляет собой целостный духовно-эстетический феномен, возникший в процессе исторического развития русского народа, и обусловленный национальной ментальностью. Основные характеристики подобной ментальности испытали влияние двух традиций.

Формирование представлений о красоте окружающего мира, чувство сопричастности к родной земле, стремление укрепить и оградить свой дом от иноземных завоевателей связано с язычеством. Вторая традиция ведет свое происхождение с конца Х века, со времени Крещения Руси и принятия православного христианского вероучения.

Отличительной чертой русской художественной культуры являются единые истоки разных видов искусства – литературы, музыки, живописи, архитектуры и др. Причины такой самобытности русского искусства, сложившейся в глубокой древности, имеют, в том числе, и культурологическое объяснение. Напомним в первую очередь о своеобразном географическом положении России на карте мира – «между» Европой и Азией. Не оспаривая мнение отечественных приверженцев теории «евразийства», считаем более убедительной для истории искусства точку зрения, согласно которой многие русские писатели, композиторы, живописцы во все времена ориентировались на европейские традиции. В русском искусстве отмечены аналогичные европейским видам искусства этапы исторического развития и стили (мистический реализм в Средние века, далее – барокко, классицизм, романтизм и др.).

С начала ХI века и на протяжении всего исторического пути отечественная художественная культура вела плодотворный диалог (внутренний и внешний) с разными европейскими течениями и стилевыми направлениями. Она не только воспринимала иной опыт, но и через призму собственного мировосприятия интерпретировала другие стили, жанры и формы, не теряя при этом своей внутренней целостности и рождая новое, самобытное искусство с опорой на сложившиеся традиции.

Открытость и диалогичность придали русской культуре возможность влиять на искусство других народов. После периодов влияния более зрелой и сильной западной культуры, начиная со второй половины ХIХ века, наступает время мирового значения русской художественной культуры. Многие новаторские тенденции в творчестве мастеров Европы и Америки обусловлены процессами, происходящими в отечественном искусстве.

Нельзя обойти вниманием тезис о противоречивых началах ментальности русского народа, нашедших непосредственное отражение в антиномичности, противоречивости эстетических взглядов. Отражение в художественных произведениях, относящихся к одной исторической эпохе, противостояния «старого» и «нового», «европейского, чужого» и «своего», храмового и светского, христианского и языческого свидетельствует о бинарности русского искусства, его способности одновременно сочетать полярные установки. С этими особенностями соприкасается проблема духовных исканий культуры – одна из кардинальных проблем философской науки.

Современное состояние мировой художественной культуры отличается многогранностью и многоликостью. Опираясь на национальные традиции и ориентируясь на коммуникативные «сверхустановки», «каждый народ, живущий в XXI веке, творит собственную художественную культуру» [8; 54].

Также можно выделить культуры с застывшей художественной жизнью, так называемое «наднациональное» художественное творчество, характеризующее индустриально развитые страны. Но уникальность отечественной культуры заключается в том, что её невозможно вписать в традиционные «модели».

На протяжении многовековой истории русские творцы занимали в обществе особое место («поэт в России больше, чем поэт»). Вынашивая идеи соборного братства людей, гениальные мастера с глубокой древности и до наших дней искали «соответствие» между «безграничными просторами русской земли и русской души, между религиозным восприятием мироздания и теми художественными образами, что рождались в их творчестве». Поэтому так ярко проявляется в истории отечественного искусства проблема соотнесённости «духовного» и «художественного» начал.

В истории развития русской художественной культуры можно выделить различные варианты взаимодействия искусства и религии. В результате этого взаимодействия сложилось несколько «моделей», породивших стилевые направления, отражённые всеми видами искусств.

Ориентируясь на модели взаимодействия, выделим основные этапы развития отечественной культуры и несколько её типов. На первом этапе в художественной культуре Древней Руси состоялось полное единение профессионального искусства и православных взглядов на мироустройство. Такой уникальный тип культуры справедливо условно назвать культурой «религиозно-художественного монолога» (определение Л. А. Рапацкой).

Отголоски культуры «религиозно-художественного монолога» можно и поныне обнаружить не только в храмовых искусствах, но и в произведениях искусства, несущих в себе высокую духовно-нравственную подоплёку.

В XVIII-XIX веках в результате становления «русской европейскости» (определение Л. А. Рапацкой) и русской классики, возникает культура «религиозно-художественного диалога». В этот период развитие церковных и светских жанров происходит одинаково интенсивно. Диалог «художественного» и «духовного» находит воплощение в обращении к «вечным» нравственным проблемам и их отражении в творчестве классиков русской музыки, литературы, живописи. Выделяется на этом фоне искусство «Серебряного века». В этот период представители разных видов искусства с особым интересом обратились к универсальным началам духовности, питавшим отечественную художественную культуру испокон веков. Это были вечные, «надвременные» проблемы жизни и смерти, добра и зла.

Советский период с его трагической ломкой устоев российской государственности в 1917 году породил новый тип культуры. Несмотря на провозглашение атеизма нормой мировосприятия, исконные культурные ценности не исчезли, а сохранились в лучших произведениях искусства XX века. Следовательно, при изучении произведений искусства любой эпохи русская художественная культура даёт нам уникальный шанс для постижения духовно-нравственных основ русской культурной традиции, понимания важных проблем сегодняшней жизни, сопоставления и анализа разных подходов к восприятию мироздания, к истории Отечества, к тем высшим понятиям Добра, Любви, Истины и Красоты, которые являются критериями подлинной художественности.

Какие задачи стоят перед преподавателем, готовым в доступной и увлекательной форме передавать учащимся знания о русской художественной культуре, аккумулирующей ценности и духовно-нравственные идеалы, воплощённые в великих произведениях литературы, музыки, живописи, зодчества, театра? Необходимо:

– раскрыть перед детьми русскую художественную культуру как целостный духовно эстетический феномен, имеющий непреходящую национальную и общечеловеческую значимость;

– показать истоки и основные этапы исторического становления и развития русской художественной культуры в контексте национального менталитета;

– выявить глубинный смысл основных течений и направлений в русском искусстве на основе анализа нравственной сущности великих произведений литературы, музыки, живописи, театра, зодчества и др.

Решение данных задач невозможно без осмысления феномена русской культуры, проявляющегося во взаимосвязи музыки, литературы, живописи, архитектуры и других видов искусства. В научных источниках чаще всего акцентируется либо философская сторона культуры, либо подробно анализируется развитие одного или нескольких видов искусств. Для нас важно представить учащимся не отдельные разрозненные художественные произведения, а систему взаимосвязанных искусств, в которой раскрыто значение каждого из них в создании художественной картины мира, характерной для той или иной исторической эпохи. Например, говоря об искусстве «Серебряного века», важно подчеркнуть роль «музыкальности» и ее расцвете в поэзии, театре, живописи. В искусстве Древней Руси нужно показать роль словесности в зарождении и развитии богослужебного хорового пения, иконописи.

Подводя итог, перечислим духовно-нравственные основы русской художественной культуры как источника воспитания детей и подростков:

1. Русская художественная культура – это целостный духовно-эстетический феномен. Истоки и историческое развитие отечественной культуры находятся в тесной взаимосвязи с национальной ментальностью.

2. Характерные для русского искусства основные идеи закладывались с древних времен. В дальнейшем художественное мышление развивалось по пути модификации категорий «свое» – «чужое», «русское» – «европейское», «светское» – «храмовое», «новое» – «традиционное». Таким образом, происходил постоянный диалог «духовного» и «художественного» начал.

3. В истории развития русской художественной культуры можно выделить этапы, прошедшие путь от полного слияния «художественного» и «духовного» в XI-XVII веках, через сочетание храмовых и светских традиций в естественном культурологическом контексте XVIII-XIX веков к «культурному» атеизму XX века. В настоящее время происходит новый виток развития российской государственности, выражающийся, в частности, в возвращении «культурной памяти».

4. Освоение русской художественной культуры как целостного явления невозможно без изучения разных видов искусства в их тесной взаимосвязи. Изъятие из контекста отечественной культуры какого-либо искусства приводит к искажению общей художественной картины мира, создававшейся поколениями творцов с позиций высокой духовности и ответственного отношения к общественному звучанию своих произведений.

 

Список литературы

1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст]. – М.: Мысль, 1988. – 253 с.

2. Барио О. С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: авто-реф. дис. канд. пед. наук. – Кострома, 1999. – 19 с.

3. Бердяев H. A. Философия свободы. Смысл творчества [Текст]. – М.: Правда, 1989. – 607 с.

4. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности // Психология формирования и развития личности [Текст]. – М., 1981. – С. 257-283.

5. Выготский Л. С. Психология искусства [Текст]. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 480 с.

6. Зайцева JI. H. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства // Человек в мире культуры [Текст]: материалы международного философско-культурологического симпозиума, 9-11 декабря 2013 г. – Рязань, 2004. – С. 68-74.

7. Зайцева Л. Н. Роль искусства в формировании духовной культуры подрастающего поколения // Человек в мире культуры: проблемы исследования [Текст]: материалы второго международного филос.- культуролог.симпозиума, 15-17 ноября 2015 г. – Рязань, 2005. – С. 55-58.

8. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст]. – М.: Таланты-21 век, 2014. – 496 с.

9. Козлов В.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании духовной культуры личности [Текст]: дис. канд. филос. наук. – СПб., 1994. – 197 с.

10. Михайлова Т. П. Формирование мировоззрения школьников на уроках художественно-эстетического цикла [Текст]: автореф. дис. кан. пед. наук. –СПб., 2009. – 21 с.

11. Петракова Т. Н. Духовные основы нравственного воспитания [Текст]. – М.: Изд-во ИМПЭТО, 1997. – 234 с.

12. Рапацкая Л. А. Русская культура и искусство: духовно-нравственные основы проектирования курса [Текст] // Вестник Международной академии наук. Русская секция, № 1, 2012. – М., 2012. – С.54-57.

 


Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт