Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное развитие ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности у детей старшего возраста в нашей школе осуществляется через ведение курса «Истоки»


Лаврентьева Маргарита Николаевна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кадетская средняя образовательная школа имени Героя РФ В.И.Шарпатова, г. Новый Уренгой.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности у детей старшего возраста в нашей школе осуществляется через ведение курса «Истоки».

«Истоки» — интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики. Данный курс является основой программы духовно-нравственного воспитания в нашей школе.

      Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества[1].

      В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить приоритет  служения Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

      В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества[1].

      В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать труда, добросовестное отношение к труду, исключить деление труда на престижный и непрестижный.

      Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования[1].

      В основной школе продолжается второй цикл в познании социокультурных истоков: обучающиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

      В 5 – м  классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и российского образа жизни, в каждом из них есть тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, государственность и т.п.).

      В 6 – м классе («Слово и образ Отечества») обучающиеся уясняют понятия пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и ритмы времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности.

В 7- м классе («Истоки дела и подвига») обучающиеся осознают истоки мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.

В 8 – м классе («Истоки творчества») обучающиеся осваивают важнейшие проявления творческой деятельности человека и ее плоды. Учатся прочитывать язык знака – символа – образа в отечественной культуре и искусстве.

В 9 – м классе («В поисках истины») обучающиеся присоединяются к духовному опыту российской цивилизации, к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, прививается уважение к другим культурам народов России, готовности к диалогу с представителями других культур и мировозрений. 

Литература:

1.Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.И.А.Кузьмин,М.:Издат.дом «Истоки»,2016г.

2.Учебные пособия Истоки 5,6,7,8,9 классы.



Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт