Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла


Килессо Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Многопрофильный лицей»

Человек наделен от Бога великим могуществом разума. Он постигает законы природы, и заставляет ее служить своим целям. Прогресс цивилизации развивается неудержимо и сулит человечеству еще большие чудеса техники в будущем. Но таковы ли успехи духовной культуры человечества? Становится ли оно благороднее духом, любвеобильнее, добрее, правдивее и милостивее к ближнему? Мы видим, что нет.

В статье «Общечеловеческие корни идеализ­ма» о. Павел Флоренский написал о современном состоянии человечества следующим образом:
«Распались начала внутренней жизни: святыня, красота, добро, польза не только не образуют единого целого, но даже и в мыслях не подлежат теперь слиянию. Современная святыня робка и жмется в затаенный, ни для чего более не нужный, уголок души. Красота бездейственна и мечтательна, добро — ригори­стично; польза — пресловутый кумир наших дней, — нагла и жестока. Жизнь распылилась».

Мы работаем с детьми. Сегодня они отдают предпочтение свободе, любви, карьере, наименее популярными оказываются сегодня нравственные ценности, а также патриотизм, интернационализм.

А это значит, мы, педагоги, должны создать в школе такую духовную среду, которая питала бы душу взрослеющего человека, созидать их души на тех началах, которые известны нам всем из Нагорной проповеди Христа.
Представим, что ребенок, это растение. Когда растение будет расти наиболее успешно? Тогда, когда корни его будут находить в земле достаточ­ное количество нужных питательных веществ, когда листья будут постоянно поглощать из воздуха кислород и углекислоту, когда на нем не будет никаких вредителей, когда вовремя будут посылаться дождь и роса и, главное, — когда листья его будут находиться на солнце и поглощать его световую энергию.

Поэтому педагог в современной школе может быть уподоблен Сеятелю. Как в условиях многоконфессионального города взращивать в душах человеческих нравственные начала, духовность?

Как формировать сегодня нравственную личность, способную творить добро, сострадать, терпимую к человеку другой веры? Какие видятся здесь пути? В первую очередь — через уроки гуманитарного цикла.

Русская литература… Разве она не запечатлела в слове и образе религиозный опыт русского человека — и светлый, и тёмный, и спаситель­ный, и опасный для души? Опыт веры и опыт безверия. Не в этом ли ее роль — обогащать нас опытом и знаниями, накопленными и современниками нашими и предшествующими поколениями; побуждать наше сознание к решению вечных проблем, сопоставлять нашу жизнь с жизнью многих, остерегать от неправедных путей. Пусть не на все вопросы дается ответ — правильно поставленный вопрос тоже может отразить важный духовный опыт. Обогащение таким опытом и должно стать главной целью нашего общения с великой литературой.

Известный всем роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина… История любви Татьяны и Онегина… Что нам, сегодняшним, живущим в 21 веке, когда институт семьи разрушается, важно понять в этом романе? Почему пушкинская героиня отвергает того, кого любит? Почему Онегин претендует на руку и сердце замужней женщины? Прежде всего потому, что для Онегина таинства брака как бы вообще не существует, тогда как Татьяна, давшая обет верности мужу пред алтарем, прямо опирается на это Таинство. Теперь смысл ее бытия в самопожертвовании, она не может построить свое счастье на несчастье другого, хотя это решение и дается ей непросто. Это ли не основа прочного семейного союза? Не случайно Достоевский назовет Татьяну «апофеозой» русской женщины.

А пушкинские «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна» с этими с изумительными по красоте строками «Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец»? Разве это не тот идеал чистоты, который воспитывает девушек в целомудрии, разве эти строки не подводят к пониманию того, что должно лежать в основе ее поведения?

А кто такой романтический герой в русской литературе? Это герой, пребывающий в плену страстей. Пафос борьбы становится в романтизме самодовлеющей ценностью. Пламенная страсть Мцыри, его порыв к свободе, казалось бы, оправданны. Но это стремление вырваться на волю отвращает его от подвига аскезы и молитвы, то есть от стяжания Святого Духа, составляющего, как учил преподобный Серафим Саровский, главный смысл земного бытия человека. Романтическому герою, герою-гордецу, недоступно понимание того, что для аскезы и молитвы нужна большая внутренняя сила, большее напряжение воли, нежели просто порыв к свободе. Исповедь Мцыри обнаруживает, что романтический пылкий герой не способен осознать собственной греховности, поэтому и не видит духовной пользы от самого таинства. Исповедь для него лишь эмоциональная разрядка. Мцыри явно предпочитает земные сокровища небесным…

О чем гоголевский «Портрет»? Это произведение об утрате таланта и о гибельном для души человеческой воздействии денег. Талант, отданный на службу корысти, вырождается в бездушное ремесло. Молодой художник Чертков бездумно его растратил, соблазненный страстью к деньгам(т.е корыстолюбием).

А гоголевская «Шинель»? С одной стороны, вроде бы Гоголь в маленьком человеке Акакии Акакиевиче Башмачкине побуждал читателя увидеть человека, пробудить к нему сочувствие. Что лежит в основе такого отношения к герою? Мысль о том, что любой человек — брат каждому из людей. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас… Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец».

А с другой? К чему устремлена вся жизнь героя? К новой шинели. Гоголь изображает не обретение и утрату шинели бедным чиновником. Он говорит с читателем о той страсти к ничтожному предмету, которая может погубить человека. Можно сказать, что Башмачкин отдал себя в абсолютное рабство страстному тяготению к сокровищам на земле — «где воры подкопывают и крадут» (Мф.6,19) — ибо шинель для него выше.

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского… Рассуждая о возможности убийства старухи-процентщицы, Раскольников решается на чудовищный эксперимент, желая проверить себя, границы собственной природы. Помните его вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею»? Раскольников и не заметил, как перешел ту черту, за которую перейти опасно. «Не убий»- одна из библейских заповедей. А Раскольников присвоил себе право кому жить, а кому умереть. И тихая, кроткая Соня обозначит то главное, что должно быть аксиомой для всех нас: «И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Примеры эти можно приводить бесконечно.

Таким образом, важнейшее качество нашей отечественной словесности — православное воззрение на мир. Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире. Отечественная литература всегда была (воспользуемся гоголевским образом) «незримой ступенью» ко Христу. Куда идти? Выбор всегда остается за каждым из нас.

Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт». Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности.

Важно отметить, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны, примерять на себя исторические роли, а с другой — войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Например, необходимо сравнить описание русского князя Святослава в «Повести временных лет», где он предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, и описание Льва Диакона, византийского историка, где он же, Святослав, преподносится как грубый варвар.

Вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского царя Николая II, и его супругу великую княгиню Елизавету Фёдоровну. Известно, что Сергей Александрович погиб от разрыва бомбы террориста в 1905 году. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие её души: она заботилась не только о пострадавших, но и об убийце мужа. Ее прошение к царю о том, чтобы фанатика оставили в живых, не есть ли великое доказательство любви к людям и даже к своим врагам? Такие примеры в истории не единичны, и именно на них возможно формировать глубоко нравственное отношение к жизни и людям.

Глубокую духовно-нравственную нагрузку несёт в себе и «Поучение» Владимира Мономаха.

Духовно-нравственное воспитание современного школьника можно осуществлять через определенные тематические блоки: защита Отечества от иноземных завоевателей, Отечество и воин, военное духовенство в русской армии. А. Суворов и его «Наука побеждать». Полковые иконы. Деятельность Митрополита Новгородского и Санкт — Петербургского Амвросия. Подвиги полковых священников. Храм Христа Спасителя.

Можно и нужно говорить и о роли церкви в становлении российской государственности, о священстве во время Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны.

Многое сегодня постигается на этих же уроках литературы, МХК, истории через межпредметные связи. И в центре ученического внимания оказываются духовная музыка, произведения иконописи, картины А.Иванова, Н.Ге, И.Крамского, В.Поленова, М. Нестерова, И. Репина, работы русских религиозных философов Н. Бердяева. Л. Шестова, В. Розанова.

Далеко не единичны примеры, когда на научно-исследовательские конференции ребята выставляли научно-исследовательские работы с опорой на православную тематику: " Метафора души в романе Б. Евсеева «Отреченные гимны», «Ум» и «сердце» в повести Б.Екимова «Пиночет», «А. С. Пушкин как религиозная проблема», «Молитвы в творчестве Пушкина» и т. д.

Многочисленные дискуссии, дебаты на морально-этические темы, просмотр и обсуждение фильмов, православные конференции, встречи с представителями духовенства, постоянно действующая рубрика в лицейской газете, посвященная молодежным субкультурам, деятельности экстремистских организаций способствуют формированию правильного отношения ко многим явлениям и процессам в современном обществе.

Сегодня педагогическое сообщество понимает значимость возложенной на него задачи, но важно и понимать, что просто так этой проблемы не решить. Чтобы воспитывать человека внутреннего, а не внешнего, нужно самому педагогу быть другим. Надо помнить, что процесс развития «внутреннего человека будет идти интенсивно лишь в том случае, когда одновременно будет протекать в душе и другой процесс — процесс отмирания „внешнего“ человека.

Литература — это Слово о Человеке, и главным в ее преподавании должно стать размышление о мире и своем месте в нем — через осмысление добродетелей: Отечество, любовь к ближнему, вера, надежда, доброта, благодарность, смирение, честность, самообладание, природа полов, брак, семья и т. д.

Ф. М. Достоевский однажды заметил: " Возжигай душеспасительную свечу в душах доверенных Вам детей и награды за это не жди. Велика духовная радость Ваша, которую лишь праведный обретает». Да, уроки должны становиться уроками жизни, и тогда, наверное, они будут проходить не без помощи свыше.

Литература
Дунаев М. М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. III. Издание второе, исправленное, дополненное. — М., 2002. — 768 с.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт