Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей


Духовно-нравственное воспитание российского школьника

на основе традиционных христианских ценностей

Гусева Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО «Центр Детского Творчества»,

г. Ноябрьск

 

Современный школьник находится в невообразимой гуще информации, из-за чего нынешние подростки и дети легче усваивают сложные технологии, чем родители в их возрасте. Они уже четко могут сформулировать то, какими видят себя в будущем. К сожалению, условия современной жизни не способствуют духовно-нравственному развитию детей, навязывая агрессивные мультфильмы, жестокие компьютерные игры, а также лишенные подлинных чувств детские книги. Материальные ценности становятся важнее духовных, поэтому у детей искажены представления о великодушии, милосердии, справедливости, доброте. В школе они скорее обращают внимание на внешние качества друг друга, чем на душевные.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым педагогом и родителем. Необходимо развивать у учащихся умение отличать подлинное от подделки. Только совместная работа обеспечит положительный результат.

Одним из оптимальных способов разговора с детьми на духовно-нравственные темы являются сказки, притчи, стихи и музыкальные произведения нравственного содержания. Через образы различных произведений ребенку легче понять и прочувствовать смысл нравственных законов нашего мира. В них затрагиваются серьезные вопросы выбора, предлагается модель поведения, через осмысление они учат человеческим чувствам, забавляют и увлекают. Ребенок задумывается, рассуждает и делает важные выводы.

При реализации программы «Песочная анимация» была выбрана форма работы в виде создания анимационных фильмов, сюжеты которых связанны с духовно-нравственной тематикой.

На занятиях учащиеся знакомятся с творчеством других художников по песку, при этом учатся анализировать, в какой технике ведется работа: пальцем, россыпью или ладошкой. Разнообразные и неожиданные авторские приемы способствуют художнику передать свое видение об окружающем мире и проявить свою индивидуальность. Ведь песок очень пластичный материал, способный оживить образы и эффектно передать поразительные переходы от одного рисунка к другому, заполняя фон различными способами. Грамотно рисовать, читать и писать может научиться каждый, но занятия песочной анимацией дают значительно больше, способствуя развитию чувства гармонии, ритма и формы. А это уже воспитывает и художника, и зрителя. На занятиях песочной анимацией требуется предварительный анализ предмета, умение прогнозировать и оценивать собственные результаты, необходимые каждому ученику в будущем. Работа с песком очень благоприятно действует, помогает развитию мелкой моторики, успокаивает, учит ребят терпению и усидчивости.

Как показывает практика, ребята очень заинтересованы в создании собственных фильмов, их увлекает процесс рисования песком, съемки и монтаж видео. В это время они примеряют на себя роли сценаристов, режиссеров, художников и монтажеров.

На первом этапе им приходится самим выбирать сюжет, размышляя о том, что они хотят сказать своему зрителю, чему его научить. Учащиеся просматривают духовно-нравственную литературу, знакомясь с интересными авторами, смотрят видео, слушают аудиозаписи, советуются с родителями. Все идеи обсуждают в команде. Данный процесс педагог только направляет и корректирует, давая свободу выбора. Ведь от того, как пойдет этот этап, зависит успех всей работы.

На втором этапе создается сценарий, работа с которым представляет собой сложный и трудоемкий процесс, требующий много времени и терпения. Дети прорабатывают каждую сцену, анализируют моральные ценности, руководящие поступками человека. Это побуждает их размышлять над действиями героев своего фильма и проявлением их образа через песочную анимацию. Здесь важна каждая деталь, каждый штрих, чтобы в результате оставить неизгладимый след в душе зрителя.

Момент непосредственного воспроизведения сценария на песочном столе ребята ждут с нетерпением и с удовольствием погружаются в процесс…

Важен совместный просмотр творческих работ своих ровесников, чтобы ребята почувствовали, что волнует других людей, и открыли новые горизонты в своем творчестве. Проживая жизнь своих героев, ребята полностью погружаются в атмосферу творчества. В этой непринужденной обстановке и достигается поставленная нами цель не только повысить уровень художественных способностей учащихся, способствовать развитию их воображения, фантазии и повышение творческого потенциала, но способствовать их духовно-нравственному развитию. Здесь формируются важные нравственные качества: сострадание, любовь к родителям, дружба, уважение, доброта Развитие этих качеств способствует стремлению ребёнка к возвышенному, святому и доброму.

Итогом групповой работы стало создание мультфильма на тему «Маленькое чудо». Работа велась на протяжении месяца, ребята научились работать в группе, у каждого учащегося была своя определенная роль, при возникновении трудностей, ребята всегда шли друг другу на помощь. Группа собралась разновозрастная, более старшие ребята становились наставниками для младших. Результатом совместной деятельности стал замечательный мультфильм, который не оставил равнодушными ни создателей, ни зрителей.

Благодаря занятиям песочной анимации происходит развитие духовно-нравственных качеств личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, человеке, природе, и способной сострадать ко всему живому.



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт