Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное патриотич...

Духовно-нравственное патриотическое воспитание молодежи


Демидова Валентина Владимировна, МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова, Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой, г. Новый Уренгой

 

Духовно-нравственное патриотическое воспитание молодежи

 

Знаете, когда я была маленькой, то часто забегала в гости к дедушке, да в прочем, как и многие другие наверно, так как он жил с нами на одной улице. Почему-то тогда, именно в то время, я думала, что мой дед – участник войны. Тогда я еще не знала никаких названий войн, я просто знала, что была война, и так как мой дедушка старый, значит он участник войны. По какой причине я так рассуждала, если честно сама не могу понять. Это уже позднее я узнала, обучаясь в школе, что название этой войны – Великая Отечественная. Когда стала взрослой, я узнала, что мой дед не был участником боевых действий, он был ребенком войны. Это я все пишу к тому, что в нас, в поколении 90-х, уже тогда был заложен патриотизм, чувство сопереживания и уважения к старшему поколению. Хотя с этим утверждением можно поспорить, ведь 90-е это время разрухи, бандитизма, разделения общества на супербогатых и бедных. Кто-то скажет про нас, что мы – потерянное поколение. Но мне так совсем не кажется.

Воспитывая современную молодежь, я все больше убеждаюсь в том, что на сегодняшний день, для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к культурному и интеллектуальному развитию, утрата жизненных ценностей и моральных норм. А главное, отсутствие патриотизма, неумение ценить историю своей страны и равнодушие к судьбе России. А ведь вся суть заключается в том, что независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства и какие у нее будут ценности, от этого будет зависеть судьба страны.

Несомненно, ведущая роль в духовно-нравственном воспитании личности отводится школе. В ней сконцентрированы инструменты и кадры, способные эффективно и компетентно заниматься воспитанием. На сегодняшний день, существует социальный запрос населения, стремящегося воспитать своих детей в соответствии с принципами культуры православия высоконравственными людьми, ответственными за себя и свое отечество.

Но как воспитывать в условиях непрерывного влияния Запада на все слои российского общества? По телевидению, в сети Интернет, кафе, на улице только и слышишь среди молодежи такие слова, как «хайп», «лайк», «лайфхак», «тренд» и другие. Теперь уже редко можно услышать в общественных местах русские песни, везде звучат иностранные. Но самому большему влиянию подвергается история. Ее всячески пытаются искажать, а то и вообще полностью интерпретировать, например, в некоторых фильмах о Великой Отечественной войне пытаются показать, что победу в ней одержал вовсе не Советский союз. Конечно, в таких условиях сложно воспитывать патриотов. Но все же, мы сами выбрали себе профессию и стали учителями, и именно нам предстоит вложить в молодых людей то, что называется патриотизмом. Главное надо его изучать, развивать и правильно к нему подходить.

Цель исследования: раскрыть особенности формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций у обучающихся в условиях кадетской школы

Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях функционирования современной кадетской школы будет эффективен при условии, если

– существует взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

– обеспечивается активное участие семей и других субъектов городского социума в формировании и реализации нравственных, патриотических начал во внеурочное время;

– созданы необходимые условия, обеспечивающие эффективное применение единого подхода в духовно-нравственном воспитании школьников, то есть согласование действий всех участников воспитательного процесса;

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

– выявить воспитательный уклада жизни кадетской школы имени Героя Российской Федерации Владимира Ильича Шарпатова;

– обосновать и показать положительное влияние семейных традиций  в условиях функционирования современной кадетской школы;

– создать необходимые условия для гармонизированного вхождения человека в воинскую культуру, адаптации в ней, последующего самостроительства и осознания полноты ответственности за выбор жизненного пути защитника родины.

Основы патриотизма, несомненно, должны закладываться в семье. На данный момент современное русское общество поражает семейный кризис. Все это происходит под пагубным влиянием массовой культуры. В отношениях между собой взрослые люди не могут найти взаимопонимание. Иногда просто ужасаешься, когда слышишь причины развода: «он мне не купил шубу», «не сошлись характерами». А ведь смысл в том, что люди не умеют видеть чьи-то нужды и желания, кроме своих. Такой стиль взаимоотношений видит ребенок, у него формируется такой же эгоизм, как и у его родителей. Святейший патриарх Кирилл о брачном союзе говорил так: «Целостность семьи – это поле непрестанных усилий, направленных на укрепление брачного союза». Если дети не видят, как нужно договариваться, идти на уступки, любиться друг друга, сочувствовать, сопереживать, тогда откуда у него появятся эти качества? Очевидно, необходимо возрождать семейные традиции.

Наиболее удачным примером почитания семейных ценностей является казачье общество. Очень строго наряду с заповедями Господними, соблюдались обычаи, традиции, поверья, которые были жизненной необходимостью каждой казачьей семьи. Какие-то традиции появляются, другие исчезают. Остается только те, которые наиболее отражают культурные и бытовые особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины: это уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя и уважение к женщине (матери, сестре, жене).

История казачества и традиции, бесспорно, являются основой патриотического воспитания молодежи. По сей день, в казачьих семьях воспитывают настоящих патриотов, хранящих память и уважение к традициям народа и истории родного края. В нашей школе учатся два кадета Иван и Никита, предки которых были казаками. Их прапрадедушка Лябля Егор, был родом со станицы Дондуковская, Гиагинского района, Краснодарского края.

Прадед мальчиков Лябля Матвей Егорович, а дед Сергей Матвеевич, они потомственные казаки. Сергей Матвеевич рассказал о своем дяде, которого звали Иван Егорович, он был реестровым казаком в звании есаул и состоял на службе у государства. Раньше было так принято, что потомственным казакам при рождении сразу выделяли землю и основным занятием было землепашество. У Ивана Егоровича и у его жены Варвары Егоровны было точно также. Помимо тех коней, которые имелись у них в хозяйстве, ему было выделено два коня, один конь строевой, а другой походный. На строевом он выезжал на крупные мероприятия, а походный был для выполнения отдельных поручений. Прабабушка мальчиков Дроволева Александра Ильинична тоже была казачкой. В то время было в семье очень много детей, поэтому он непосредственно занималась бытом, молодые казачата занимались конями. Воспитание в то время было строгим. Существовала такая традиция, что старшему сыну из поколения в поколения передавалась сабля. Деду Сергею Матвеевичу ничего не досталось. До сих пор в семье Клоковых соблюдаются православные традиции. Родители Вани и Никиты активно сотрудничают со школой. Мама мальчиков Юлия Сергеевна занимается вышивкой икон. Одну икону Николая Чудотворца, сделанную собственными руками можно увидеть в нашем музее православной культуры.

На сегодняшний день на Ямале существует единственная кадетская школа, в рамках которой реализуется непрерывное казачье образование, это школа имени Героя РФ В.И. Шарпатова. Особое внимание уделяется истории малой Родины и казачества, а также военно-патриотической и физической подготовке. Казачата-кадеты осваивают традиционные навыки обращения с исконно казачьим оружием – шашками, занимаются народными казачьими танцами. Особое внимание уделяется вере, еще в старину на Дону говорили, что учение образует ум казака, а православное воспитание – нрав. Буквально на прошлой неделе, а именно 23 сентября 2019 года перед уездом на очередной конкурс «Лучший кадетский класс Уральского федерального округа нашу школу посетил отец Андрей (священник храма Благовещения района Коротчаево), с которым все вместе кадеты помолились в нашем музее православной культуры. Все это может быть на первый взгляд, кажется конечно непривычным, например, для младших кадет, так как я видела их реакцию на все происходящее, когда вела их на урок. Они не понимали, зачем взрослые стоят и молятся. Но такие молитвы необходимы. Я уверена, что каждый кадет, который стоял в этой комнатке, пусть хоть на какие-то 10-15 минут, задумался о том, какая на нем лежит ответственность, и о своем предназначении отстоять честь своей малой Родины – г. Новый Уренгой, но ведь с этого все и начинается.

На протяжении десяти лет школа тесно взаимодействует с Обско - Полярным отдельским казачьим обществом: в 2017/2018 учебном году в МБОУ КСОШ семь казачьих кадетских классов. Выпускники первого казачьего класса в 2018 году заканчивают военные вузы в Тюмени и Санкт - Петербурге. На протяжении шести лет (с 2012 по 2018г.г.) - кадеты - казаки школы - победители регионального этапа ежегодного смотра - конкурса «Лучший казачий кадетский класса УРФО», трижды (2011г., 2013г., 2015г.) - победители окружного этапа ежегодного смотра - конкурса «Лучший казачий кадетский класса УРФО» в Екатеринбурге, Ханты - Мансийске, Ноябрьске. В 2016 и 2017 г. команда кадет школы приняла участие во Всероссийской спартакиаде допризывной казачьей молодежи, где стала призером конкурса по строевой подготовке, командир команды 2016 года занял первое место по строевой подготовке, командир команды 2017 года - второе место. В 2017 году МБОУ КСОШ стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший казачий кадетский корпус» в номинации «Казачьи школы. За лучшую организацию по формированию здорового образа жизни». Неоднократно на базе школы проводился окружной казачий круг (2015г., 2016г., апрель 2018г.). 65 лучших кадет казачьих классов при содействии Обско - Полярного отдельского казачьего общества в 2015г., 2017г., 2018г. были награждены поездкой в Крым и в составе делегации ЯНАО приняли участие в параде Победы 9 мая в городе Севастополь.

Кадетское воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность участников образовательного процесса по формированию у кадетов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, краю, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Кадетское воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

С 2013 года в единственной кадетской школе на Ямале реализуется программа «Кадеты Уренгоя – Отчизны сыны». Главная цель данной программы является создание единого образовательного пространства, максимально направленного на воспитание гражданина России, патриота, высоконравственного, осознающего престиж знаний и общечеловеческих ценностей, физически здорового, мотивированного на защиту Отечества и охрану правопорядка, конкурентоспособного, способного к само -

совершенствованию и преобразующей деятельности в различных рефлексивных сообществах. Для того, чтобы обучающиеся хорошо знали историю России, проводятся торжественные построения, посвященные дням воинской славы России. На протяжении всего года мы чтим памятные даты: День неизвестного, День Героев Отечества, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества и другие. Ведем шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, активно сотрудничаем с дошкольными организациями, а именно с детскими садами, и содействуем воспитанию нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения. Было удивительно, когда в прошлом году мы приехали с классом в детский сад «Теремок» г. Новый Уренгой и увидели свои фотографии с позапрошлого года, как вручали береты маленьким и еще совсем не окрепшим будущим защитникам страны. Уже третий год подряд, среди параллели 5-6 и 7-8 классов проводится кадетский слет «Во славу Отчизны», который состоит из шести конкурсов «Визитная карточка», «Смотр-конкурс строя и песни», интеллектуальная игра «Ратные страницы истории Отечества», «Когда поют кадеты», «Спортивная эстафета» и «Командир шагает впереди» на котором командиры взводов представляют от первого лица отрывок из произведения о Великой Отечественной войне. В преддверии праздника 9 мая ежегодно проходит конкурс военной-инсценированной песни «Эти песни спеты о войне», и конкурс смотра строя и песни «Равнение на героев» в преддверии памятной даты «День героев Отечества», а также акции «Солдатский платок» и «Кадетское знамя». Еженедельно проводятся кадетские часы, на которых мы говорим о великих подвигах солдат и пионерах-героях, достойных памяти и восхищения: Николай Гастелло, Леня Голиков, Александр Матросов, партизаны подпольной организации «Молодая Гвардия», вот лишь несколько героев, о которых должен знать каждый. Я постоянно стараюсь напоминать детям о том, что нам посчастливилось жить в мирное время. На мероприятиях кадет присутствуют родители, учителя–предметники, офицеры Военного комиссариата, казаки, ветераны Великой Отечественной войны, участники локальный войн, выпускники кадетских классов, которые прошли службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, СМИ. В течение учебного года местные телерадиокомпании «Сигма», «Импульс» и окружная телекомпания «Ямал регион» транслируют телерепортажи о кадетах МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова.

Конечно понятие «мирное» время относительное. Нам кажется, что все спокойно, но на самом деле это не так. Гарантия нашего благополучия – это армия, нет армии – нет государства. Но молодые люди не так уж и торопятся выполнять свой военный долг и далеко не все молодые люди согласны служить в рядах Вооруженных сил РФ, боятся неуставных отношений. Но все же есть среди молодых людей те, кто считает себя патриотами. А чтобы они любили свою Родину, знали и гордились ее историческим прошлым и верили в ее будущее еще больше, начать надо с малого. В качестве подарка на 23 февраля и на 8 марта подростку можно подарить книгу рассказов о Великой Отечественной войне, как это и сделали родители кадет моего класса. Книга «Письмо с фронта» Митяева Анатолия Васильевича – сборник рассказов о Великой Отечественной войне. Автор – участник войны, проработавший четверть века в «Пионерской правде» и в «Мурзилке». Он хорошо знает запросы и возможности своих читателей. Рассказы, как теперь говорят, остросюжетны. Их герои зримы, у каждого свой особый характер. Действия развертываются в условиях фронтовой обстановки: тут и оружие того времени, и детали солдатского быта. Язык повествования чист и ясен. Особенность рассказов в том, что их завязка – не выдумка писателя, а реальное событие. Поскольку рассказы далеки от очерков и в них много авторского, действующим лицам автор дал имена и фамилии солдат своего взвода – в память о фронтовом товариществе. [1;141] Вот на каких книгах должны расти наши дети.

В течение нескольких лет в МБОУ КСОШ находится региональный штаб Всероссийского военно - патриотического общественного движения «Юнармия», 31 сентября 2017 года 75 кадет вступили в ряды юнармейцев, 16 кадет в 2016г., 2017г. и 2018г. стали участниками Всероссийских Юнармейских сборов, один кадет награжден знаком «Юнармейская доблесть» III степени. В 2017 году школа получила диплом «За большую работу по патриотическому воспитанию», подписанный председателем общероссийской общественно – государственной детско – юношеской организации «Российское движение школьников». 

В день Победы кадеты нашей школы каждый год проходят торжественным ма ршем по городской площади. Тем самым мы отдаем дань памяти и уважения павшим за Родину. В 2019 году в городе была проведена реконструкция боя и военного подвига Петра Барбашова, в которой приняли участие наши старшие кадеты, целью которой было напомнить о героической истории страны, о храбрости и стойкости защитников страны. 9 ноября 1942 года в ходе боя Петр Парфенович Барбашов героически пошел на жертву и закрыл своим телом вражеский огонь, чем помог подразделению пройти вперед.

Очень жаль, что в настоящее время почти не осталось ветеранов Великой Отечественной войны. Весной 2019 года мы с кадетами ходили поздравлять Смирнову Галину Ильиничну, которая живет в мкр. Советский. Во время войны она была тружеником тыла. Расспросили ее о медалях, она сказала, что медали были, но она их нам не может показать, так как их у нее украли. Я, когда слышу такое, просто удивляюсь, насколько же наше общество деградирует. Это очень печально, когда воруют заслуги у наших прадедов и дедов. Именно ветераны ВОВ должны быть героями для наших кадет, а не известные личности российского и зарубежного шоу-бизнеса.

В 2017, 2018, 2019 учебном году МБОУ КСОШ стала муниципальной площадкой регионального сетевого проекта «ЮнАрктика».  На базе школы были проведены торжественное открытие проекта, подготовленное кадетами в форме гражданско - патриотического квеста, конкурс визиток, конкурс на лучший макет мемориала славы городов-героев СССР и городов воинской славы, ключевых событий и сражений времени Великой Отечественной войны, конкурс инсценированной патриотической песни «Мы - патриоты России». В муниципальном этапе «ЮнАрктика» приняли участие 26 команд, из них - три команды кадет - шарпатовцев.

По итогам 2018-2019 г. Команда кадетской школы «Молодая гвардия» заняла первое место, церемония награждения состоялась в г. Ноябрьске, победителям вручен кубок, а также на осенних каникулах ребята отправятся в поездку по «Золотому кольцу России».

Фундаментом воспитательного процесса в кадетских классах имени Героя РФ В.И. Шарпатова является идея подготовки юношей к будущей службе Отечеству. Посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности Родине, сознательному повиновению закону и чувств чести и добра. Образованием и воспитанием кадет занимаются высококвалифициро -

ванные специалисты, что не может не сказаться на уровне образования кадет, престиже школы, на ее авторитете. Офицеры-воспитатели в кадетских классах Корненко Сергей Васильевич и Гущин Николай Геннадьевич определяют кадетское воспитание как строго согласованное с общими началами российского государственного устройства систему формирования личности кадета. С целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь военном поприще, посредством сообщения каждому кадету тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой чувству долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, воспитуемых у кадет специально подготовленными педагогическими кадрами.

При содействии региональной общественной молодежной организации «Дивизион» в школе создан поисковый отряд, который неоднократно выезжал на Всероссийские Вахты Памяти в Ленинградскую, Калининградскую области, город Хадыженск Краснодарского края, город Ржев. Музейную комнату боевой славы, постоянно пополняющуюся экспонатами, найденными поисковиками на месте боев времен Великой Отечественной войны, в 2017/2018 учебном году посетили 300 обучающихся общеобразовательных и дошкольных учреждений города Новый Уренгой. Два раза отряд «Дивизион» становился призером окружного слета поисковых отрядов. В музейной комнате, например, можно увидеть фрагмент винтовки Мосина и фрагмент винтовки Маузера, личные вещи солдат РККА и солдат Вермахта: значки, кружки, ложки, масленки, фляжки и другие. Деятельность отряда связана с поиском погибших бойцов Красной Армии и последующем их захоронении, установлением их личных данных для последующей передачи сведений их родственникам. Видя каждый день экспонаты времен ВОВ, кадеты помнят о тех страшных днях, которые выпали на долю нашего народа. А также расширяют свои знания о ВОВ.

Духовно-нравственное воспитание кадет один из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа, кадетский класс – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Уклад современной школьной жизни, кадетского класса – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая роль в создании социально-педагогического уклада школьной жизни кадет принадлежит педагогическому коллективу, который осуществляет все действия и события, направленные на духовно-нравственное воспитание кадет. [2;4]

 

Список используемой литературы:

1.     Митяев А. В Письмо с фронта. Серия «Моя первая книга». Научно-популярное издание. «Печатная слобода», издание, 2015.  – 141 с.

2.     Халитова Н.Л. Духовно-нравственное воспитание кадет в условиях школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности. [Текст]. Пермский край, пос. Куеда, 2018 г.

3.     http://www.patriarchia.ru/db/text/5396949.html

4.     http://www.school13-nur.ru/

https://vk.com/unarktika



Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт