Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей


Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных христианских ценностей

 

Кобелев Василий Олегович,

научный сотрудник ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики»,

 г. Надым

 

В условиях возрастающей информационной и психологической нагрузки на школьников при одновременном оскудении внимания со стороны родителей формирование нравственных качеств в детском и подростковом возрасте происходит стихийно с большой долей влияния аморальных и безнравственных источников информации со стороны СМИ и интернета. В современном мире происходит размывание нравственных ориентиров, смыслов и целей бытия. При формировании мировоззрения на ранних стадия своего развития человеку жизненно важно получить правильную, с точки зрения нравственности, систему координат: «Что такое хорошо и что такое плохо». Непрерывный рост количества аддикций в мире ставит на повестку дня вопрос – как помочь подросткам на пороге взрослой жизни обрести и сохранить свободу от зависимостей в целом, и в частности от таких, как алкоголизм, наркомания, игромания? В данной статье изложен опыт построения системы трезвенного просвещения на основе программы «Ладья», направленной на профилактику рискованного поведения среди школьников города Надыма.

Всемирная история человечества свидетельствует, что устойчивое развитие государства зависит не только от внешних и внутренних политических и экономических факторов, но и от того, какой фундамент лежит в основе культурологической и духовно-нравственной матрицы народа. Российское общество сегодня находится в духовно-нравственном кризисе, который напрямую отражается на подрастающем поколении. Россия занимает одно из первых мест в мире по таким негативным проявлениям, как наркомания, потребление алкоголя и табака, количество самоубийств детей, количество абортов среди несовершеннолетних. Угрожающие масштабы приобретает детская порнография и проституция [2].

Дети, подростки сегодня наиболее нуждаются в духовной поддержке, потому что подвержены риску нравственной дезориентации с самого раннего возраста [6]. Поэтому одним из приоритетов современной государственной политики в области образования является духовно-нравственное воспитание личности [1].

В педагогических кругах, публикациях, дискуссиях на тему нравственности и воспитания подростков словосочетание «духовно-нравственные ценности» стало устойчивым. Какой смысл сокрыт в этих двух словах «нравственность» и «духовность»? Для осмысления темы рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» необходимо разобраться в терминах. И если с нравственностью все более-менее понятно, то с духовностью, как говорится «кто в лес, кто по дрова». Каждый учитель при общении с учениками не только передает им знания в той или иной области, но и транслирует, вольно или невольно, свое нравственное состояние, свое мировоззрение, в глубинах которого лежит духовный фундамент отношения учителя к религии, к Богу.

Под нравственностью принято понимать отношение человека к Богу, к другому человеку и к обществу людей в целом [7]. В основании этих отношений лежит способность каждого человека к различению добра и зла. Нравственное чувство через голос совести помогает человеку развивать в себе добро и удалять зло из своей повседневной жизни. Но трагедия современной цивилизации, основанной на либеральных принципах, состоит в том, что в системе нравственной оценки добра и зла сегодня сознательно исключаются такие понятия, как грех и святость. Либерализм оправдывает любое поведение человека, в том числе и греховное, если оно не ограничивает свободу другого. Но таким образом стирается граница добра и зла, света и тьмы и наступает, образно говоря, «серая сумеречная зона», где зло выдает себя за добро, а добро теряет четкие узнаваемые контуры.

Нравственность отвечает на вопросы: как жить, какого придерживаться поведения во всех своих жизненных отношениях с людьми и Богом? Для того чтобы ответить на эти вопросы, человеку в любом возрасте нужны нравственные ориентиры и нравственные идеалы. Кто или что может в современном мире выступить в качестве такого духовно-нравственного ориентира? Человеческая история богата людьми высоконравственной жизни, но Евангелие и личность Богочеловека Господа Иисуса Христа является духовно-нравственной вершиной, идеалом и ориентиром на все времена.

Нравственность человека напрямую зависит от того, какого он нрава. Например, милосердный, сострадательный, миролюбивый или эгоистичный, жестокий, неуживчивый. Нрав является проявлением духовности или бездуховности в человеке. В современном мире в массовом сознании почти утрачено подлинное понимание, что такое духовность. Порой сфера искусства и культуры выдается за духовное. Это является подменой понятий. С богословской точки зрения, духовность – это преображающее действие Святого Духа на душу человека, на его ум, чувства, волю, дела. Без Бога и Его содействия не может быть никакой подлинной духовности в человеке. Поэтому, говоря в общем о духовно-нравственных ценностях, мы можем долго ходить вокруг да около, но так и не сказать главного. Главное не забывать, что духовно-нравственные ценности – это хорошо известные человечеству христианские ценности, это жизнь по Евангелию, в основе которого, как известно, лежит любовь. Любовь Бога к человеку, человека к Богу и человека к человеку. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всей крепостию твоей, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).Если отделить нравственность от религии, от Божественного начала, от любви, то она, ничем не сдерживаемая, будет руководствоваться низменными чувствами, что в итоге приведет к нравственному растлению и тотальному озлоблению человечества.

Современный российский школьник воспитывается сегодня не только в лоне семьи и стенах школы, но и через СМИ, интернет-ресурсы, социальные сети, компьютерные игры. И неизвестно, кто в этом воспитании в настоящее время играет первую скрипку. Из года в год снижается возрастной порог приобщения к пороку и греховным зависимостям. Табакокурение, алкоголизм, наркомания, половая распущенность начинают входит в жизнь подростков с 12-14-летнего возраста [5]. Для того чтобы в школах реализовать на практике те принципы, которые заложены в образовательном стандарте РФ в отношении духовно-нравственного воспитания учащихся, необходимо, в первую очередь, произвести своеобразную диагностику шкалы нравственных ценностей среди родителей и педагогического состава. Это задача кажется утопичной только на первый взгляд. Для успешной профилактики аддикций среди подростков необходимо создать систему трезвенного просвещения, в которую будут вовлечены не только учащиеся, но и родители и педагоги. Трезвенное просвещение – это организованный обучающий процесс, направленный на преобразование духовно-нравственного пространства личности, семьи и общества [3]. Трезвение – это духовно-нравственное бодрствование над своими мыслями, чувствами и желаниями, это умение сохранять внутреннюю свободу и делать правильный выбор между добром и злом, это внимательность к своей духовной и нравственной жизни в противовес рассеянности [8].

С целью построения системы трезвенного просвещения населения в городе Надыме по инициативе общественной организации «Попечительство о народной трезвости в Надымском районе» совместно с Департаментом образования в 2016-2017 годах прошли обучающие семинары по программе «ЛадьЯ» для педагогов, социальных педагогов, психологов на тему «Первичная профилактика асоциального поведения и аддикций среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров». В настоящее время совместно с Департаментом образования составляется трехгодичная программа курсов повышения квалификации педагогов по программам «Живая вода» для учащихся 4-6 классов и «Ладья» для учащихся 7-9 классов. Это ценностно-ориентированные программы, созданные коллективом церковных и светских специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов. В их основу положены принципы профилактики, направленные на формирование у детей и подростков духовно-нравственных ориентиров, которые сводили бы к минимуму их рискованное поведение и вовлечение в употребление наркотиков и алкоголя.

С сентября 2017 года на базе одной из школ города Надыма начата апробация программы «ЛадьЯ» среди учащихся 7 класса с привлечением специалистов ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» и ГБУЗ ЯНАО «Центр медицинской профилактики». Программа «ЛадьЯ» состоит из 21 тематического урока, которые связаны в единое целое. Занятия проходят с применением таких форм, как игры-разминки (айсбрекеры), направленные на развитие коммуникабельности и снятие внутреннего межличностного напряжения в коллективе, дискуссии, обсуждение в малых группах, «мозговые штурмы», мини-лекции, ролевые игры, просмотр тематических фильмов с обсуждением, моделирование и анализ жизненных ситуаций, рисование, моделирование из бумаги, лепка. Психолог-тренер строит свои занятия на доверительных отношениях с учащимися. Подача материала программы происходит по принципу «от простого к сложному» и разбита на четыре смысловых блока. Первый блок «мотивационно-смысловой». Он включает в себя знакомство подростков с программой «Ладья», осознание задач и мотивирует на активное участие в программе. Второй блок «Я – семья – род» помогает осмыслить и прочувствовать основы человеческих взаимоотношения со сверстниками, противоположным полом, внутри семьи. В этом блоке затрагиваются темы: жизненный путь человека, счастье, общение и дружба, мир чувств, любовь, мужчина и женщина, семья, род, культура. Третий блок «Здоровье – болезнь» учит преодолевать жизненные кризисы и эмоциональные стрессы: здоровье и болезнь, зависимость от психоактивных веществ, добрачные сексуальные отношения, ВИЧ/СПИД, аборты. Четвертый блок «Цель и смысл жизни» формирует духовно-нравственные категории и ориентиры: добро и зло, цели, смыслы и жизненные ценности, жизнь и смерть, свобода и выбор.

К основным принципам, на которых основана программа «Ладья», относятся: терпимость к мировоззренческим и религиозным убеждениям участников группы, раскрытие тем с точки зрения христианской православной антропологии, отрефлексированный эмоциональный отклик на полученные знания, учет возрастных особенностей, обсуждение проблем с применением полупроективных техник «от людей вообще к себе», приоритет развития над обучением, учет особенностей межличностных отношений внутри группы.

Основным методом работы является личностный тренинг. Ожидаемым результатом программы является формирование у подростков нравственных ориентиров и ценностей, которые снижают риски употребления психоактивных веществ и ранних добрачных половых отношений. К таким ценностям относятся: целомудрие, верность, трезвость, ответственность. Также программа способствует самораскрытию и самопознанию, пониманию своих и чужих чувств и эмоций, осмыслению жизненных целей и смыслов, выстраиванию шкалы ценностей на основе христианской этики [4].

На сегодняшний день можно констатировать факт, что в городе Надыме происходит консолидация сил общественности и государственных учреждений для решения одной из стратегических задач – развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Детство, юность и молодые годы – важное и сложное время становления личности. Сегодня, здесь и сейчас у нас есть реальная возможность, опираясь на современные новаторские формы и методы профилактики, помочь нашим детям выбрать правильные нравственные ориентиры. Антикультура и носители антихристианских ценностей ведут агрессивное наступление на неокрепшие в нравственном отношении юные умы и сердца. Поэтому будущее России зависит не столько от того сможем ли мы рассказать детям о существовании нравственных ориентиров, сколько от того сможем ли мы явить эти ориентиры собственным примером.

 

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России N 373 от 06 октября 2009.
  2. Понкин И. В., Юрьев Е. Л., Елизаров В. Г, Абраменкова В. В., Пристанская О. В., Коровина Ю. В., Соловьев А. Ю., Халтурина Д. А., и др. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (Проект, 02.06.2008)/ Комитет по вопросам семьи женщин и детей, Комитет по культуре и Комитет по делам молодежи Государственной Думы ФС РФ; Комиссия Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике; Общественный совет Центрального федерального округа. – М., 2008. – 413 с.
  3. Бачинин Игорь, протоиерей. Трезвенное просвещение. Сборник материалов I-II сессий научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. – Екатеринбург, 2011. – 31 с.
  4. Сирота Н.А ., Воробьева Т. В., Ялтонская А. В., Рыдалевская Е. Е., Яцышин С. М., Микляева А. В., Кудрявцева Н. В. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛадьЯ». – М.: Российский круглый стол, 2015. –201 с.
  5. Хагуров Т. А., Позднякова М. Е., Ракачев В. Н., Рыбаков Л. Н., Чекинева Т. В., Резник А. П., Любин С. Ю., Войнова Е. А., Мелешко Н. В., Хагурова Н. Е. Девиантное поведение в современной России. Алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм. – М.: Институт социологии РАН, 2014. – 200 с.
  6. Митрополит Иларион Алфеев. Нравственные ценности и будущее человечества. ХХ Международные Рождественские образовательные чтения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1955893.html.
  7. Нефедов Г. Основы христианской нравственности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefedov/osnovy-hristianskoj-nravstvennosti/1_2_1.
  8. Святейший Патриарх Алексий II. О посте и духовном трезвении [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/o-poste-i-duxovnom-trezvenii.


Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт