Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Экологическое образование в де...

Экологическое образование в детском саду


Елыбаева И.Г.
педагог дополнительного образования по экологии, первая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Белоснежка»
г. п. Пурпе-1

Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.     

Альберт Швейцер

Знания о природе, воспитание любви и бережного отношения к ней всегда прививались детям с дошкольного возраста. Но с появлением современных проблем взаимоотношений человека с окружающей средой появилась необходимость создания условий для формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. На протяжении нескольких лет все больше стран, в том числе и Россия, присоединились к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляются парциальные экологические программы, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга», «Истоки»), публикуются разнообразные методические разработки. Организуются всероссийские и региональные совещания, конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию. Отдельные требования (в качестве временного стандарта) сформулированы в 1996 г. в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей». Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования.

В настоящее время содержание образовательного процесса в МБДОУ «ЦРР-д/с «Белоснежка» п. Пурпе-1 осуществляется по основной общеобразовательной программе детского сада, в основе которой положена примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» (под редакцией Л.А.Парамоновой, г. Москва, 2011 год), где  экологическое образование пронизывает различные ее разделы, наиболее полно проявляясь в разделе «Природа и ребёнок».  Такой подход отражает идею экологизации всего педагогического процесса в дошкольном  учреждении, а не выделяет «Экологию», как отдельное направление.

Раздел «Ребенок и природа» предполагает  формирование действенного бережного и ответственного отношения  ко всему живому.  Реализация данного раздела с детьми 5-7 лет осуществляется через программу экологического образования дошкольников «Наш дом – природа»,  автор Н.А.Рыжова.  Основная цель экологической программы - воспитание с первых лет жизни  гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить природу, окружающий мир и бережно к ним относиться. Базовый компонент программы конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем:  « Я и природа», «Вода», «Воздух», «Солнце», «Камни, песок, глина», «Почва», «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа».

Воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста свои первые азы знаний о природе, а также первые навыки экспериментирования и наблюдения  получают на «Экологических минутках». 

Систематически в течение года  организуются следующие формы работы с детьми: экологическая неделя, акции в защиты растительного и животного мира, выпуск плакатов, газет, листовок в защиту природы, познавательные викторины и состязания экологической направленности, постановка и показ экологических сказок.  С детьми старшего дошкольного возраста организуются научно-исследовательские проекты, опыты, экспериментирование, экскурсии в «Музей Севера», «Музей космоса», организуются развлечения к экологическим праздникам «День рождения Земли», «День птиц», «День охраны окружающей среды», читательские гостиные и т.д. (Фото 1-4)

Традиционными в ДОУ стали  детско-родительские конкурсы и  конкурсы  среди групп ДОУ: «Лучшая кормушка», «Вырасти цветок своими руками»,  «Лучший уголок природы», «Календарь природы» и т.д.

Не первый год реализуется долгосрочный проект  «Экологическая тропинка на территории ДОУ».

В  рамках  дополнительного образования по экологии в детском саду функционируют кружки «Почемучки» и «Краски Ямала».   На заседаниях кружка «Почемучки» дошкольники   получают знания о природных компонентах (почва, камни, песок, глина и т.д.), об их свойствах в процессе поисковой, исследовательско- экспериментальной деятельности  через несложные опыты и эксперименты, которые  плавно переходят в игру. Но, конечно, знания не ставятся  на первое место, прежде всего главное в этом возрасте привить детям любознательность, желание как можно больше узнать об окружающем мире и о том, что  и как в нем происходит, а также привить любовь, интерес и уважение к природе. Как гласит древняя мудрость: «Люди могут забыть то, что вы им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали».

Развитие художественных, творческих способностей через знакомство с  природой, культурой, бытом коренных народов Крайнего Севера (Ямал) и проблем их жизнеобеспечения осуществляется посредством  кружка «Краски Ямала». Для работы в данном направлении в ДОУ оформлен «Музей Севера», который дает возможность наглядно ознакомить детей с жизнью и бытом коренных жителей. (Фото 5-7)

Действительно, одной из важнейших предпосылок экологического обучения является создание среды, в которой ребенок проводит длительное время. Она должна соответствовать принципам, которые излагаются детям в рамках программы. В нашем  детском саду созданы   необходимые условия для реализации экологического образования. С этой целью создан  «Экологический паспорт детского сада», отражающий  экологическую ситуацию в районе.

 Наиболее полноценное и качественное  экологическое образование воспитанников  позволяет осуществлять « Экологический центр», который   включает в себя:

- «Живой уголок», «Подводный мир», «Зимний сад»,  которые играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждая детей заботиться о них. В этих уголках дети  учатся наблюдать  за поведением животных, за циклом  роста растений в разные периоды года,  выделять   сходства и отличия  разнообразия видов животного и растительного мира и т.д. (Фото 8 – 9)

-Мини-музей «Космос», где дошкольники,  погружаясь в специально организованную предметно-пространственную среду,  знакомятся  не только с   планетами и полётами в космическое пространство, но и познают  климат  планеты, природные зоны, имеющиеся на ней.   (Фото 10 – 13)

- Исследовательский центр «Тайны природы», целью которого  является развитие познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В то же время – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Кроме того с раннего детства у дошкольников формируется  уважение и интерес к профессии научных работников и к самой научной деятельности. В центре имеется всё необходимое для проведения различных опытов. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. (Фото 14)

- Библиотека, где  размещаются разнообразные красочные книги, энциклопедии, периодические издания экологической направленности. Библиотека оборудована  техническим комплексом, имеется достаточный  демонстрационно-наглядный материал.

- Коллекционная  зона (камни,  песок, почва, семена и плоды, злаки). Все это необходимо для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. (Фото 15)

Кроме того в «Экологической зоне» имеются уголки: «Пустыня», «Горы», «Степь», которые используются в работе при изучении природных зон нашей планеты. (Фото 16-19)

Работа по созданию предметно-развивающей среды проводится не только внутри помещения, но и на участке детского сада (создание экологической тропы). (Фото 20-23)

Большая работа каждый год ведется по озеленению территории. Совместно со старшими детьми весной ведется посев рассады овощных и цветочных культур, для посадки их в огороде и цветниках. (Фото 24-34)

 2013 год  объявлен в нашей  стране «Годом охраны окружающей среды», показывая, что экологическое образование продолжает входить в разряд первостепенных государственных  задач, а значит, обосновывает необходимость, значимость и актуальность экологического образования детей, начиная с дошкольного возраста. 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт