Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Экологическое воспитание обуча...

Экологическое воспитание обучающихся посредством реализации социально-значимого проекта «Истоки – Северу!» в учреждении дополнительного образования детей


Перепелица А. Г.

Данная статья содержит информацию о системе работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольной работы «Истоки» по вопросам экологического воспитания обучающихся посредством реализации социально-значимого проекта «Истоки – Северу!», основанного на продолжительном опыте работы с обучающимися различных категорий. 

Задача педагога  состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у обучающихся  экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе.

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней.  Проблема отходов является причиной ухудшения качества окружающей природной среды.   В России около 25 % заболеваемости населения обусловлено загрязнением окружающей среды. Свалки являются источниками ядов всех типов, при сжигании пластика образуется сильнейший яд - диоксин, который приводит к целому ряду заболеваний – от аллергии до онкологии.

Таким образом, проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современной экологии. И одним из эффективных ее решений  является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.

Экологическое воспитание обучающихся посредством реализации социально-значимого проекта «Истоки – Северу!» в учреждении дополнительного образования детей

 

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость [1]. Задача педагога  состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у обучающихся  экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных явлений [3].

Отношение к охране окружающей среды становится одним из основных показателей уровня развития страны (во всяком случае, отражает его точнее, чем добыча и переработка природных ископаемых или производство продуктов питания).  С начала научно - технической революции и развития общества потребления одной из острейших экологических проблем стала проблема отходов [3]. 

Проблема отходов является причиной ухудшения качества окружающей природной среды.   В России около 25 % заболеваемости населения обусловлено загрязнением окружающей среды. Свалки являются источниками ядов всех типов, при сжигании пластика образуется сильнейший яд - диоксин, который приводит к целому ряду заболеваний – от аллергии до онкологии. 

Экологически неблагополучными признаются около 2,5 млн. км или 15 % территории  России, где проживает почти 2/3 населения страны. Накоплено свыше 82 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов. Вода в большинстве рек страны классифицируется как загрязненная и грязная. От 35 % до 60 % питьевой воды, потребляемой населением, не соответствует санитарно-гигиеническим стандартам. Свалочный фильтрат является причиной загрязнения грунтовых вод и несет огромную экологическую опасность [2,4].

Таким образом, проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современной экологии. И одним из эффективных ее решений  является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.

С 29 января 2010 г. муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки» совместно с   ООО «Ямалгазстрой», городской детской общественной организацией «Союз юных новоуренгойцев» начал реализацию экспериментального городского экологического проекта «Истоки-Северу!» по сбору пластиковых бутылок.  

Идея проекта «Истоки – Северу!» –  «Верни Север к первозданной чистоте, к своим истокам!».

Организаторы проекта делают упор на подрастающее поколение, т.к. дети легче воспринимают новое, через них можно оказать влияние на взрослое население и привлечь родителей к участию в проекте.

Лидеры общественных объединений и активисты органов ученического самоуправления образовательных учреждений города, входящие с состав ГДОО СЮН, занимаются исследовательской работой по данному направлению и  продвижением проекта. За период реализации проекта ими были проведены три социальных исследования среди жителей города Новый Уренгой в разных возрастных категориях по вопросам выявления информированности населения по проблеме утилизации мусора и готовности жителей к раздельному сбору твердых бытовых отходов.

 ООО «Ямалгазстрой» - является финансовым партнером по поддержке участников процесса и отвечает за вывоз готового сырья. В дальнейшем, по мере накопления пластика предполагается утилизировать и использовать его в производстве строительных материалов и товаров: черепицы, тротуарной плитки, ведер, канистр, скамеек, стульев, сувениров и т.д.

Для сбора пластика на территории учреждения  установлены специальные контейнеры.

 Среди воспитанников ведется активная просветительская работа, процесс сбора превращен в увлекательную игру – рейтинговая система индивидуального и коллективного участия воспитанников.  С этой целью изготовлены жетоны разных размеров и цвета соответственно объему собранного пластика. В течение определенного периода (учебная четверть) действует накопительная система жетонов. При подведении итогов призовой фонд распределяется в соответствии количества жетонов, где определяются победители и призеры. Всем участникам акции вручаются поощрительные призы.

Рейтинговая система предполагает как индивидуальное, так и коллективное участие (объединение, класс).

Коллективу – победителю вручается переходящий кубок, который храниться в данном коллективе до следующего этапа подведения итогов.

Для более наглядной пропаганды реализации социально-экологического проекта воспитанники объединений декоративно-прикладного направления используют пластиковые бутылки для изготовления различных поделок, которые являются украшением интерьеров и выставок.

За период 2010 г. обучающимися   учреждения собрано бутылок, общим объемом более 11 000 литров. Проект набирает обороты:  с февраля 2011 года к реализации проекта присоединились обучающиеся МБОУ СОШ № 17, детский сад - начальная школа «Ивушка», МАОУ СОШ №  4, 5; с октября 2011 года к реализации проекта присоединились еще три образовательных учреждения – СОШ № 16, 13, 15. Таким образом,  можно сделать вывод, что проблема экологического воспитания среди учащихся города Новый Уренгой является актуальной и реализуется по нарастающей.

Указом президента Российской Федерации 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. В поддержку всероссийского движения «Сделаем вместе», МБОУ ДОД ЦВР «Истоки» при активном содействии Городской детской общественной организации «Союз юных новоуренгойцев»,   в период с 01 по 28 апреля 2013 года в городе Новый Уренгой среди учащихся образовательных учреждений провел экологический месячник, в рамках которого состоялись следующие мероприятия:

- урок экологической культуры;

- акция «Включайся!» по сбору пластиковых бутылок;

- выставка поделок из пластиковых бутылок «Ненужный нужный пластик»;

- пресс-конференция «Сделаем вместе!»;

- флэш-моб «День экологического сознания».

В ходе акции «Включайся» за период месячника учащимися образовательных учреждений города собрано более 900 л пластиковых бутылок. В акции приняли участие обучающиеся из семи образовательных учреждений.  Лидерами стали учащиеся  МБОУ СОШ № 7 (230 литров), МАОУ СОШ № 3 (209 л), МБОУ СОШ № 1 (101 л). Активное участие в акции приняли учащиеся 5 и 16 школы, МБОУ ДОД ЦВР «Истоки».

С 25 по 30 апреля 2013 года в выставочном зале МБОУ ДОД ЦВР «Истоки» проходила выставка детских творческих работ из пластика «Ненужный нужный пластик». Всего на выставке представлено около 200 работ, которые изготовлены руками учащихся городских школ (МБОУ СОШ № 1, 5, 11, 12, 9, МБОУ  С(К)ОШ № 18, МАОУ СОШ «Земля родная», 4, МБОУ ДОД ЦВР «Истоки»).

Заключительным мероприятием месячника стал флэш-моб «День экологического сознания», который состоялся 28 апреля на городской площади.  В нем  приняли участие более 120 человек – учащихся и педагогов из 14 образовательных учреждений.  В ходе мероприятия ребята выразили свое отношение к необходимости бережного отношения к природе,  сохранения экологии Земли для грядущих поколений.  

     Проектно-исследовательская деятельность в области экологического образования способствует развитию личностных качеств у обучающихся:

·      когнитивные (познавательные) – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, выражать свое понимание или непонимание и др.;

·      креативные – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений;

·      прогностичность, критичность, наличие своего мнения и др.;

·      оргдеятельностные – способность осознавать цели исследовательской деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

·      коммуникативные – потребность во взаимодействии с другими людьми, объектами окружающего мира и его информационным пространством; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе и др.;

·      мировоззренческие – эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире (в семье, в коллективе, в природе, в государстве) и др.

Необходимыми компонентами экологического образования и воспитания учащихся являются:

·      система экологических и естественно-научных знаний с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности;

·      система естественно-научных методов познания, базирующихся на общенаучных методах и приемах познания, необходимых и достаточных для осмысления решения экологических проблем;

·      экологическое самосознание, способствующее творческой само реализации в решении экологических проблем;

·      способность к видению новых экологических проблем, в том числе региональных;

·      особенности экологического мышления: системность, проблемность, глобальность;

·      система нравственных и духовных ценностей, способствующих оптимизации социально-природного взаимодействия;

·      ценностные ориентации на творческую самореализацию в решении экологических проблем.

 

ПЕРСПЕКТИВА  ПРОЕКТА

Ретрансляция полученного опыта на муниципальные образования региона.

Подготовка и выпуск методичек по реализации проекта.

Создание схемы оптимального раздельного сбора мусора в МО г. Новый Уренгой при содействии градообразующих организаций.

Привлечение инициативных групп к созданию и работе общественной экологической инспекции.

Проведение социально-значимых акций различных форм и содержания, типа  «Чистый город», «Зеленый автобус», «День без пластиковых мешочков» в супермаркетах города; флэш-моб «Дадим вторую жизнь бутылке» и т.д.

Воспитание экологической культуры у населения, приобщение к раздельному сбору бытовых отходов.

 

 

 

 библиографический список:

1.             Безуглая Э.Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. - Л.: Гидрометеоиздат. - 1986. - 200 с.

2.             Бримблкумб П. Состав и химия атмосферы. - Пер. с англ. - М.: Мир. – 1988. – 352с.

3.             Владимиров А.М., Ляхин Ю.И., Матвеев Л.Т. Охрана окружающей среды. - Л.: Гидрометеоиздат. - 1991. – 422 с.

4. Раздельный сбор отходов. Гринпис России. /Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/recycle/

Чудеса своими руками
Чудеса своими руками
Чудеса своими руками
Чудеса своими руками
Чудеса своими руками
Чудеса своими руками
Организация вывоза пластиковых бутылок
Организация вывоза пластиковых бутылок
Организация вывоза пластиковых бутылок
Организация вывоза пластиковых бутылок
Организация вывоза пластиковых бутылок
Организация вывоза пластиковых бутылок
Свалки современного общества
Свалки современного общества
Свалки современного общества
Свалки современного общества


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт