Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Из опыта работы секции по спор...

Из опыта работы секции по спортивному туризму «Эдельвейс»


Краснова О. В.
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель секции по спортивному туризму «Эдельвейс»
Средняя общеобразовательная школа №3
г. Ноябрьск

Краснова О. В., заместитель директора

по учебно-воспитательной работе,

руководитель секции по спортивному туризму «Эдельвейс»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №3", г. Ноябрьск,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Секция по спортивному туризму «Эдельвейс» ведёт свой отчёт с 1991 года. С момента её основания руководителями являются педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории Краснова Ольга Владимировна и Шохирев Александр Иванович.

Необходимость создания такого творческого объединения показала заинтересованность огромной массы учащихся школы данными направлениями работы, их стабильность. Ежегодно через «Эдельвейс» проходит более 350 учащихся школ города. Спортивный туризм всё больше привлекает девушек и ребят. И не только романтикой туристских походов, ночёвок в палатке, песен у костра, которые всегда будут притягивать юные души, молодые сердца, но, прежде всего, теми навыками, которые вырабатываются во время тренировок и соревнований по этому виду спорта. Умение выживать, быстро ориентироваться на местности, правильно завязывать туристские узлы, возможность вырабатывать сноровку и выносливость во время преодоления естественных и искусственных препятствий – всё это может пригодиться не только в туристическом походе, но и в повседневной жизни.

Образовательная деятельность осуществляется на основе авторской программы по спортивному туризму «Восхождение», трижды отмеченной дипломами лауреата окружного конкурса авторских программ дополнительного образования детей, дипломом лауреата Всероссийского конкурса авторских образовательных программ. Трижды, в 1999, 2002 и в 2007 годах, секция по спортивному туризму «Эдельвейс» становилась победителем городского конкурса «Лучшее творческое объединение».

В 2011 году на основе программы разработан проект «Водный туризм», дающий возможность социальной реабилитации лицам с ограниченными жизненными возможностями. С 2008 года спортивная секция «Эдельвейс» имеет статус городского детско-юношеского объединения по спортивному туризму «Эдельвейс». А с 2012 года – это уже городская общественная организация «Федерация спортивного туризма г. Ноябрьска».

Руководители внесли большой вклад в развитие спортивного туризма г. Ноябрьска: являются организаторами многих социально значимых проектов, таких как игровая программа ко Дню защиты детей «Паутинка», спортивная игра-соревнование, посвящённая празднованию Дню Победы «Командор», фестиваль аниматоров детских праздников «Мастерская детского досуга» и др.; входили в состав сборной города Ноябрьска по спортивному туризму для участия в окружных соревнованиях по турмногоборью «Ямальские просторы», являясь чемпионами данных соревнований на протяжении ряда лет.

На данный момент создана богатая материальная база по направлению «спортивный туризм». Имеется достаточное снаряжение для организации многодневных походов по родному краю, категорийных горных, пеших походов, участия в соревнованиях городского, окружного, Всероссийского уровней.

В течение года мы проводим такие соревнования, как туристический слёт школьников, туристические слёты педагогических работников и работников дошкольного образования, соревнования по спортивному туризму «Юность Ямала», «Экстремальная гонка», «Здравствуй, лето!», соревнования по технической вязке узлов и др. Воспитанники ходят в походы выходного дня по родному краю, а летом совершают категорийные походы в горах Кавказа, Западных Саян и др.

Ведётся работа по возведению скалодрома, возведению полигона на пришкольной площадке для занятий спортивным туризмом, приобретению инвентаря для реализации Проекта «Водный туризм».

Наблюдения за практической деятельностью воспитанников и результатами внедрения образовательной программы «Восхождение» подтвердили эффективность воспитательного потенциала данного вида деятельности. На протяжении всего времени руководители объединения обеспечивают стабильную высокую результативность воспитанников на городских, окружных, всероссийских соревнованиях и конкурсах:

· Чемпионат УрФО и Тюменской области по спортивному туризму «Золотая осень-2010» – I место;

· Кубок и личное первенство Тюменской области по спортивному туризму на искусственном рельефе в закрытых помещениях «Турзал-2010» – 2 место;

· 1-й этап Кубка ХМАО – Югры по спортивному туризму (дистанции пешеходные) – 3 место;

· Первенство УрФО по лыжному туризму «Пурга» – 2 место;

· Открытый Чемпионат и Первенство Тюменской области по спортивному туризму «Золотая осень-2011» – 1 место;

· Открытое Первенство ЯНАО по спортивному туризму – 3 место и др.

Школьная команда по туризму – абсолютный победитель городских туристских слётов школьников с 2001 по 2014 годы. За период прохождения программы 100 % воспитанников выполняют спортивные разряды по туризму, также горным и пешим походам. В 2003 году команда вошла в Федерацию Ямало-Ненецкого автономного округа по спортивному туризму, в 2009 году – в Федерацию Тюменской области по спортивному туризму.

Опыт работы туристского объединения «Эдельвейс» показал, что туризм является одним из наиболее демократичных видов деятельности в системе дополнительного образования школы. В процессе реализации авторской программы «Восхождение» у учащихся происходит формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, потребностей в продуктивной, социально одобряемой деятельности, мотивации к познанию и развитию себя и своих физических возможностей, реализации разнообразной физической активности. Коллектив является механизмом, который помогает личности адаптироваться в системе отношений через сотрудничество. Именно в туристской деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для самореализации современного подростка. Туризм как форма жизнедеятельности – это и область человеческих знаний, и образ жизни, и вид спорта, и форма проведения досуга, и способ самовыражения личности, самосовершенствования и оздоровления организма. Эта деятельность вполне соотносится с Примерной основной образовательной программой, в которой отмечается, что в процессе физического воспитания обучающиеся «получают представление о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, получают навыки здорового и безопасного образа жизни…».

Туристская деятельность является важным средством оздоровления и физического развития учащихся. Но самой распространенной и доступной формой досуговой деятельности для ребят всех возрастных групп являются, конечно же, туристские походы. Учащиеся школы ходят в походы выходного дня по родному краю, категорийные походы, которые отмечены грамотами Окружной Федерации по спортивному туризму. Особенностью данных походов является умение адаптироваться, выживать в суровых климатических условиях Крайнего Севера. Поэтому программа предполагает проведение специальных занятий по выживанию в экстремальных условиях.

При современной нарушенной экологии, загазованности городов и посёлков, высоком уровне шума и других травмирующих факторах, а также значительном пребывании подростков в закрытом помещении, у телеэкранов, субботний или воскресный туристский поход или практическое занятие на местности являются важным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы снимают нервное напряжение, дают заряд бодрости и энергии. После похода подросток в течение нескольких дней чувствует себя физически хорошо и спокойно.

О высоком уровне профессионализма руководителей объединения свидетельствует их результативное участие во Всероссийском конкурсе «Учитель! Перед именем твоим…» – золотая медаль за проект «Внеурочная деятельность в школе» (2010 г.), серебряная медаль на Всероссийском конкурсе инновационных идей и опыта патриотического воспитания детей и молодёжи под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры «Патриот России» за эффективное использование возможностей спортивных игр в патриотическом воспитании учащихся (2012 г.), лауреаты 2 степени конкурса инноваций по присуждению общественных наград Национальной премии «Элита российского образования по теме «Качественное образование – будущее нации»; золотая медаль Всероссийского конкурса «Мир молодости» молодёжных социально значимых инициатив, начинаний и опыта за комплект материалов, отражающих эффективную практику проведения военно-спортивной игры «Командор» (2012 г.).

В апреле 2012 года АНО «Оргкомитет "Сочи-2014"» совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации объявили третий тур Всероссийского конкурса «Учитель «Сочи 2014». Решением экспертной комиссии от 15.11.2012 г. руководители клуба «Эверест» стали Лауреатами Конкурса «Учитель «Сочи 2014».

Педагогический опыт объединения представлен на педагогической конференции с международным участием по теме «Методика организации гражданско-патриотического воспитания учащихся через внеурочную деятельность и дополнительное образование», Центр педагогических технологий им. К. Д. Ушинского, свидетельство ASW № 549 от 27.10.2014 г., на Всероссийской педагогической конференции по теме «Формирование мотивации на здоровый образ жизни обучающихся в рамках дополнительного образования школы», свидетельство № 2637 RU от 28.10.2014 г., на Международной заочной научно-практической конференции по теме «Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетентности)».

На протяжении последних лет руководителями подготовлены одиннадцать методических пособий по спортивному туризму, методические разработки занятий. Данные методические разработки рекомендованы для использования в учебно-тренировочном процессе педагогами дополнительного образования, работающими по направлению «спортивный туризм» в общеобразовательных школах.

Важным моментом при организации соревнований является то, что педагоги стараются адаптировать их практически под каждого воспитанника, под их уровень физического развития. Для малышей и начинающих спортсменов дистанция ставиться не очень длинной, но от этого не менее сложной. Самые маленькие воспитанники спортивных секций города только учатся осваивать азы туристской техники, и для их тренеров самый важный показатель не секунды и штрафы, а фразы после соревнований: «Я хочу покорить Эверест!» Наверное, это самое главное, ради чего стоит тренировать своих подопечных. Для более опытных спортсменов дистанция намного сложнее. И здесь им приходиться показывать весь свой профессионализм и навыки, которыми они овладели на протяжении ряда лет занятий туризмом.

В летние каникулы воспитанники спортивного клуба, как и все школьники, отдыхают. Но отдыхают так, как свойственно отдыхать настоящим туристам – покоряют вершины, маленькие или большие – у каждого свои. За плечами ребят и их руководителей – тяжёлые рюкзаки и пройденные километры в горах Западных Саян, Кавказе, Урала. Вот там-то и смогут пригодиться все навыки, полученные в ходе учебно-тренировочных занятий. Каждый из участников смог проверить себя на выносливость, а мы – увидеть результат своего труда.

Заканчивая пятилетний курс обучения, 100 % воспитанников «Эдельвейса» имеют спортивные разряды по туризму, спортивному ориентированию, спортивным походам. Отдельные воспитанники получают звания «Инструктор по узлам» или «Судья по спорту». Итогом приобретения определённых навыков и умений будут, конечно же, походы выходного дня, степенные и категорийные походы, участие в соревнованиях городского, окружного, Всероссийского уровня, проведение учебно-тренировочных семинаров. Но никто никогда не прощается с «Эдельвейсом», потому что есть один общий секрет – преемственность поколений. Где бы ни были выпускники, но в течение года всегда собираются на наиболее значимые соревнования, чтобы поучаствовать в них или просто быть рядом со своими преемниками.

Таким образом, туристская деятельность в общеобразовательной школе является комплексным средством всестороннего развития учащихся и важным фактором в формировании мотивации на здоровый образ жизни и воспитании детей и подростков.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт