Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Эффективные формы и притёмы фо...

Эффективные формы и притёмы формирования функциональной грамотности (из опыта работы МБОУ СОШ № 2 г. Салехард)


Гладкова Надежда Винадиевна,

Кашаева Валентина Владимировна,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2, г. Салехард

 

Термин «функциональная грамотность» отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счёт внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «…является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Одной из ключевых компетенций функциональной грамотности является языковая и читательская грамотность. Сформированность её проявляется в

·     умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;

·     соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);

·     соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;

·     умении с помощью языковых средств решать конфликты;

·     способах работы с лингвистической информацией, оценивании её полноты, достоверности;

·     осознании ценностей современного мира, представленных в языке; желании повышать уровень языковой культуры.

Предметная же компетенция как освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета отражаются в знаниевой и компетентностной подготовке обучающихся по освоению базового содержания общего среднего образования. Предметная компетенция обеспечивает общеучебные умения отличать факты от домыслов, применять измерительные навыки и использовать вероятностные, статистические и иные методы познания, эффективно планировать и организовывать образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, понимать научную картину мира, вести поисково-исследовательскую деятельность.

Функциональная грамотность – это способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. Именно в этом и состоит отличие функциональной грамотности от грамотности предметной.

Какие эффективные формы и приёмы можно использовать для формирования функциональной грамотности? Рассмотрим несколько примеров из опыта работы нашей школы.

Сегодня человек выполняет три основные функции: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Такая функциональная грамотность необходима для установления контакта с детьми разного возраста, родителями, коллегами по работе, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально-значимых целей, владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов работы, отбором адекватных форм и методов презентации – главное в работе и учебе каждого.

Кроме способности читать и писать, сегодня надо уметь составлять тексты, писать эссе, выступать перед публикой, но применение различных грамматических и стилистических форм, использование речевых средств вызывает не только затруднение, но и грубые ошибки у разных категорий представителей общества. Мы начали с учителя, потому что педагог  –  лицо, формирующее речевую культуру в рамках разных учебных предметов, поэтому его речь должна быть грамотной, логичной, лексически и интонационно богатой, живой и образной как на уроке, так и вне его. Речь, обращённая к детям, родителям и коллегам, решающая многие важные учебно-воспитательные задачи, развивающая речь школьников,  должна быть, прежде всего, образцовой [6]. Выступления учителей школы на семинарах, заседаниях школьных методических объединений, педсоветах, на уроках показали затруднения в применении орфоэпических, синтаксических и грамматических норм языка. Для решения проблемы разработали консалтинговый курс «Основы культуры речи», к нему – дидактический материал. Данный курс должен был решить следующие задачи:

·     показать условия для формирования и закрепления словообразовательных и морфологических, синтаксических и орфоэпических норм современного русского языка;

·     рассмотреть способы формирования внутренней мотивации;

·     распространить научные подходы в решении проблем, возникающих в ситуации сотрудничества «учитель – учитель», «ученик – ученик», «ученик – родители».

Технология парного обучения стала системообразующим компонентом учебных занятий для педагогов. Организовали взаимное обучение педагогов школы, внедрили систему обмена опытом [5]. Предложили сменный состав пар. Работа строилась по принципу «учение через обучение». Предлагались следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Виды работы различались позициями (ролями), целями, содержанием, техниками взаимодействия, результатами [7]. Кураторская методика помогла повысить стремление к постоянным улучшениям, подобрать учебные задачи, составить индивидуальный образовательный маршрут для участников пары, составить алгоритм совместных действий, которые выполняют партнёры [5]. Вот основные типы алгоритмов по виду взаимодействия партнёров (по Громыко Г.О) [1]:

Тип 1. Тренер и ученик. Тренер только воспроизводит материал: диктует термины, слова или текст словарного (терминологического) диктанта; тренирует запас слов или фраз, правила.

Тип 2. Взаимное обучение. Каждый знает, умеет что-то, чем не владеет другой. По очереди один обучает второго, меняясь ролями.

Тип 3. Совместное изучение. Оба партнёра помогают друг другу в изучении чего - то.Учитель (куратор) заранее готовил карточки по теме, каждая состояла из 3-х частей:

1.  Теория вопроса (объяснение или правило, пошаговый алгоритм применения).

2.  Один-два примера с образцом рассуждения, объяснением к ним.

3.  Упражнение для самостоятельного выполнения [1].

Например, карточки-задания по теме «Склонение числительных» [2], [3].

 

Карточка 1.

 

Склонение числительных типа 50-80200-400500-900.

Падеж

50-80

200-400

500-900

И.

шестьдесят

двести, триста, четыреста

шестьсот

Р.

шестидесяти

двухсот, трехсот, четырехсот

шестисот

Д.

шестидесяти

двумстам, тремстам, четыремстам

шестистам

В.

шестьдесят

двести, триста, четыреста

шестьсот

Т.

шестьюдесятью

двумястами, тремястами, четырьмястами

шестьюстами

П.

(о) шестидесяти

(о) двухстах, трехстах, четырехстах

(о) шестистах

Карточка 2.

 

Задание.1. Работа в паре. Пропишите числительные словами, опираясь на таблицу (карточка № 1).

1.       Государственная казна пополнилась ещё 678000 (рубль).

2.       Забастовки прошли ещё в 281 (город).

3.       Стипендии были выплачены 1552 (студент).

4.       Учитель проэкзаменовал 22 (ученик).

5.       Письмо датировано 1831 (год).

6.       К 2567 (наименование) в список приписали ещё 1033(наименование).

7.       Потери составили более 843 (килограммов).

 

Задание № 1. Проговорите по очереди формы числительных

1.       Государственная казна пополнилась еще шестьюстами семьюдесятью восьмью тысячами рублей.

2.       Забастовки прошли еще в двухстах восьмидесяти одном городе.

3.       Стипендии были выплачены одной тысяче пятистам пятидесяти двум студентам.

4.       Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика.

5.       Письмо датировано тысяча девятьсот тридцать первым годом.

6.       К двум тысячам пятистам шестидесяти семи наименованиям + тысячу тридцать три наименования.

7.       Потери составили более восьмисот сорока трех килограммов.

 

Задание № 2. Работа в паре. Просклоняйте числительные: в 2009 году, 589.

 

Задание № 3. Найдите неправильные ответы.

1.       5,5 секунд

2.       86,4 процента

3.       сто тридцати километров

4.       три четверти метра

5.       девятьсот девяносто девяти миль

 

Домашнее задание. Раскройте скобки и поставьте слова в нужную форму, имена числительные пропишите словами.

На факультете преподают (четверо профессоров четыре профессора) Встретились (двое молодых людей – два молодых человека); в течение (трёх – троих суток); располагать 2483 книгами; находиться в полутораста  (километров – километрах); проэкзаменовать (двадцать два студента – двадцать двух студентов); выполнить на 96,5 (процента – процентов); изложить на 200 страницах; с 300 (долларами – долларов); весом в 1500 тонн; прошло 23 дня  –  суток); иметь по 2 (ножниц – ножницам); выдвинуть 104 (кандидат – кандидатов).

Таким образом, данные приёмы и формы работы помогли повысить уровень общей и коммуникативной функциональной грамотности педагогов. Эту систему работы мы используем и на коммуникативных тренингах в рамках педагогической сессии учителей и воспитателей МО г. Салехарда в период подготовки к конкурсу «Учитель года» и «Воспитатель года».

С реплики одного из родителей: «Писала дипломную работу, неоднократно обращалась за помощью к сыну…», – начался второй этап: формирование функциональной грамотности родителей (13 человек). Тестирование показало пробелы в таких разделах, как лексика, орфоэпия, грамматика.

Основной формой занятий была работа в группах, в составе которых кураторами были обучающиеся 10 класса. Девиз каждого занятия «Учись - обучая». Сменный состав групп позволял решать сразу несколько учебных и воспитательных задач:

·   повысить уровень знаний, умений, навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, необходимых для осуществления жизнедеятельности;

·   прививать культуру ведения диалога в разновозрастной групповой деятельности, обучить полемическому мастерству;

·   подготовить к самостоятельным публичным выступлениям;

·   подготовить обучающихся к выполнению возложенных на них или добровольно взятых ими функций;

·   снизить уровень конфликтных отношений в семье, связанных с обучением.

Кураторы вели листок учёта, готовили лекции по темам, знакомили с теорией, следили за ходом выполнения заданий, корректировали, сопровождали в работе над ошибками, вели зачетные занятия, разрабатывали карточки-задания и учебные презентации, таблицы и схемы[5]. В работе сменных пар «родитель  –  ученик», «родитель – родитель», «ученик – ученик» сочетались разные типы коммуникации: диалог, фронтальная и опосредованная. Фронтальная коммуникация «один говорит, а все остальные молчат» использовалась во время объяснения темы или опроса. Самообучение предполагало опосредованную коммуникацию[1]. Все участники имели возможность выбирать темы, потому что одновременно в кабинете изучалось несколько тем, изучив одну, выполнив задания, переходить в следующую группу для изучения другой. Свобода выбора, перемещения снижала утомляемость, напряженность. А в целом улучшалось качество подготовки к ГИА, общая, информационная и коммуникативная функциональная грамотность как родителей, так и школьников.

Функциональная грамотность необходима в различной деятельности, где люди собираются вместе для решения какой-то общей задачи: в школе в парах проводят педсоветы, родительские собрания, классные часы, работают проектные и творческие группы [1]. Например, в Школе омбудсменов в рамках проекта «Правовой компас» задания направлены на формирование правовой и обществоведческой, информационной грамотности. Восьмиклассникам предлагается несколько статей по избирательному праву и даётся следующее задание:

1.     Выберите из статьи и объясните принципы избирательного права в нашей стране.

2.     В чем различие между выборами в органы власти и референдумом?

3.     Проблемные ситуации:

4.     В городе Н был проведен социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Молодёжь отвечала на вопрос: «Примете ли вы участие в ближайших парламентских выборах?» Более 50 % молодых людей дали отрицательный ответ.

5.     Почему они не хотят идти на выборы?

6.     На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Было видно, что участие в выборах ей дается нелегко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она их сама бросила в урну для голосования.

Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования?

На основе п. 10 ст. 64 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» проанализируйте ситуацию.

Такие формы работы помогают овладеть навыками правовой грамотности, повысить уровень правовой информированности, создать основы правового порядка и уважения закона в рамках образовательного учреждения, т.е. формировать правовую и обществоведческую грамотность школьников.

Ряд исследований показывает, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. Владение богатством русского языка – важный показатель культурного уровня любого человека, независимо от его специальности. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке. Развитию коммуникативной грамотности, предполагающей свободное владение всеми видами речевой деятельности, способностью адекватно понимать чужую устную и письменную речь, самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи, способствует и развитие в МБОУ «СОШ № 2» школьных средств массовой информации.   Мы создали образовательное пространство, объединяющее обучающихся, учителей, родителей, взаимодействующее с самыми различными учреждениями. Такое взаимодействие способствует формированию деятельностной грамотности, т.е. способности ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределённости; информационной грамотности, т.е. умения  осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять её разными способами.

Наш проект по созданию и развитию школьных средств массовой информации «Путь в журналистику» включает в себя следующие направления:

·     печатные СМИ: журнал «Школьный меридиан»; газета ученического самоуправления «Школьный квартал»;

·     мультимедийная журналистика: виртуальная школа «Издательский дом, или компьютер для журналиста»; сайт газеты «Школьный квартал» http://shkolniykvartal.ucoz.ru/; группа «ВКонтакте»;

·     муниципальная интенсивная школа «Азбука журналистики»;

·     элективный курс для учащихся 8-11 классов «От азбуки журналистики к профессии журналиста» (в рамках профильного обучения и предпрофильной подготовки);

·     радиожурналистика: радиоузел «Школьный маяк»;

·     инновационный проект: «Каникулярная Парк-школа «Цветное лето»;

·     тележурналистика: «Новостной канал».

Журналистика  –  это возможность встречаться с интересными людьми, умение находить и использовать разнообразную информацию, анализировать и синтезировать её; это умение слушать и слышать собеседника, правильно и доступно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, грамотно оценивать ситуацию или явление и предлагать свое видение способа решения проблемы.  Мы создали команду, которая активно работает уже в течение многих лет. О наших журналистах и школьных СМИ знают за пределами города. Журнал «Школьный меридиан» награжден Золотой медалью Международной Хабаровской выставки «Образование. Наука. Карьера. Занятость» в номинации: «Образовательные программы»; участник Всероссийской конкурсной площадки медиа-проектов в образовании "МЕДИА-БАТЛ», участник Окружной молодежной профильной медиа-смены в гг. Ноябрьске, Тюмени. Газета «Школьный квартал» неоднократно получала грамоты и благодарности от администрации школы за материалы, посвященные патриотическому воспитанию, за качественное освещение школьной жизни, за организацию творческих конкурсов. Газета стала призером окружного конкурса школьных средств массовой информации, на конкурсе инновационных проектов на получение грантов в системе образования проект «Путь в журналистику» получил Грант в 100 тысяч рублей. Материалам и дизайну «Школьного квартала» была дана высокая оценка на 1 Международном медиафоруме в «Артеке-2015». Наши корреспонденты неоднократно были слушателями школы журналистов «Печатный цех» г. Тюмень, участниками 1 Международного медиафорума «Артек-2015», «Артек-2017». Работы ребят опубликованы в газетах «Пионерская правда», «Полярный круг», «Красный Север», журнале «Ямальский меридиан». В 2016 году «Школьный квартал» стал муниципальным брендом.

Кроме того, школьные СМИ являются информационной площадкой российского движения школьников. Издания открыты для юных журналистов России.

Работа проекта направлена на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, а полученные первоначальные представления в области журналистики, теле- и фотожурналистики помогут школьникам в выборе дальнейшего   маршрута обучения.  Участники творческих групп создают такие образовательные продукты, как буклеты, презентации, видеофильмы, интервью, репортажи, фоторепортажи. Профессиональные и социальные пробы наши слушатели проходят не только на базе школьных печатных изданий, но и  телерадиокомпании «Северный ветер»,  в программе  для подростков «Ту-тундра» г. Салехард. Это наши партнеры и большие друзья, которые помогают в приобретении профессиональных навыков, учат юных корреспондентов «азам журналистики». Телерадиокомпания МБИУ «Северный ветер», программа для подростков «Ту-тундра» приобщают юных ямальцев к миру журналистики: ребята имеют возможность побывать на экскурсии в телерадиокомпании, познакомиться с работой корреспондентов, операторов, монтажеров, почувствовать себя в роли ведущих телевизионных программ, стать участниками передачи «Ту-тундра». Общение начинающих и профессиональных журналистов наполняет подростков новыми знаниями и опытом, меняет их жизненные установки, мировоззрение. Это эффективный канал социализации, передачи культурного опыта и культурных критериев восприятия информации. Команда «Ту-тундры» – постоянный гость и муниципальной интенсивной школы «Азбука журналистики», которая тоже работает на базе МБОУ «СОШ №2» города Салехарда с 2012 года по программе, занявшей первое место в муниципальном конкурсе Программ дополнительного образования. Она   даёт возможность школьникам города получить практический опыт в области журналистики и овладеть новыми компьютерными программами.  Участники придумывают интересные задания, например, провести репортаж с использованием сказки «Колобок» или «Сказки о рыбаке и рыбке». Кроме того, они проводят репортажи и с действительного места событий (школьный урок, выставка в музее, спортивные соревнования).

Разработан инновационный проект «Каникулярная парк-школа «Цветное лето». В лагере с дневным пребываем детей регулярно проводится смена предпрофильного отряда юных журналистов, отрабатываются методики приобщения детей к информационно-коммуникативной деятельности. Это открытая площадка межпоколенческого диалога. Образовательное пространство проекта – студии-мастерские. Здесь и занятия в открытых студиях-мастерских, и семинары по формированию медиаграмотности детей. В основе обучения – овладение медиакультурой и функциональной грамотностью в области коммуникации как способностью жить в диалоговом сообществе, брать на себя ответственность за его развитие с помощью информационно-коммуникативных средств и технологий. Каникулярная школа имеет информационно-библиотечный центр, радиовещание, создаёт условия для выпуска детских печатных изданий, аудио- и видеопродукции. В рамках мультимедийного пространства (синтез текстовой, графической, аудиовизуальной информации с обратной связью) каждый может предложить свой продукт, реализовать себя и как автор, и как редактор, и как дизайнер. Для организации деятельности каникулярной школы мы приглашаем объединения юных журналистов, которые не только создают качественную продукцию для средств информации летнего лагеря, но и выступают в роли инструкторов для других ребят.

Один день «Цветного лета» может быть таким:

1 июня.

Международный день защиты детей.  День Северного флота ВМФ России.

Всемирный день молока /цвет белый (новое дело, с чистого листа, детство, молоко, север, снег).

Открытая студия – мастерская детского пресс-центра

Студия - мастерская

Теоретико-практическая часть

Информационно-медийное освещение

«Азбука журналистики»

Психолого-педагогическая гостиная. «Здравствуйте, это Я!

А сюда ли Я попал?» (ролевая игра-кастинг, тестирование).

Введение. Знакомство с профессией журналиста.

История возникновения и развития фотографии.

Аналитический бюллетень.

Слайд-шоу «Работы зарубежных и отечественных фотожурналистов»

«Издательский дом, или компьютер для журналиста»

Интернет-журналистика – что это?

Введение.

Функции интернет-журналистики.

Зарегистрировать группу в «ВКонтакте», которая станет онлайн-площадкой для размещения заметок, новостей и любых текстов редакции.

Радиожурналистика «Школьный маяк»

Особенности радиовещания и его формообразующие средства. Понятие о жанре радиожурналистики.

 

Школьное радио – рождение эфира. План эфиров Блиц-опрос. Информационное сообщение «358 стаканов молока – залог здоровья»

Афиша дня.

Тележурналистика

Профессия тележурналиста. Особенности профессии тележурналиста. Заповеди журналиста.

Видеоролик

Коммуникативный тренинг

Занятие «Давайте познакомимся. Правила групповой работы»

Самопрезентация участников

«Вот я какой».

Практики, мастер-классы

Речевой тренинг «Заговорим по-новому».

Посиделки вечерком

Вечер знакомств «Счастье, солнце, дружба – вот что детям нужно»

Проекты «Азбука журналистики», радио «Школьный маяк», газета «Школьный квартал», журнал «Школьный меридиан», телестудия «Новостной канал» направлены на объединение творческих детей, увлекающихся журналистикой, с целью разработки новых просветительских технологий, когда просветительские услуги осуществляются для детей самими детьми посредством школьных СМИ. Такой вид деятельности способствует формированию общей, компьютерной, коммуникативной и информационной функциональной грамотности школьников.

Школьное радио и современные информационные технологии, локальная компьютерная сеть школы позволяют нам организовать единую школьную информационную службу, а впоследствии и города, вещающую через Интернет, в том числе и на иностранных языках. Таким образом можно осуществлять трансляции тематических передач, используя ресурсы Интернета, например, несколько планов работы радио:

1 эфир

 

-      Радиоречь.

-      Мастер-класс «Подготовленная и неподготовленная речь».

-      «Бюро находок» (конкурс на лучшую радиоречь).

-      «Хочу сказать…» (игра «Свободный микрофон»).

-      «Все в моих руках», «Все в твоих руках», «Все в наших руках» (радиоречь).

-      Афиша дня (информационный выпуск).

-      Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк»).

2 эфир

-     Дискуссия на радио.

-     «Будущее создаётся сегодня» (дискуссия с представителями творческих объединений школы о роли леса в жизнедеятельности человека).

-     «Зелёное будущее планеты в наших руках» (дискуссия с представителями школьного волонтерского отряда «Зеленый лес»).

-     «А ты посадил дерево?» (радиосообщение об акции).

-     «Что такое уважение?» (дискуссия с представителями волонтерского отряда «Радуга»)

-     Афиша дня (информационный выпуск).

-     Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк»).

3 эфир

-     Аналитическая радиокорреспонденция.

-     «Безопасный серфинг по интернету» (радиокорреспонденция).

-     «15 топ-атлас рабочих профессий» (радиокорреспонденция).

-     «Янтарные россыпи» (конкурс на звание лучшего радиоведущего).

-     Афиша дня (информационный выпуск).

-     Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк»).

Школа обеспечивает формирование информационно-коммуникативной культуры юных граждан, создаёт условия для сохранения связей между всеми участниками единого коммуникативного пространства. Нас поддерживают Попечительский совет МБОУ «СОШ №2»; телерадиокомпания «Северный ветер», программа для подростков «Ту-тундра» г. Салехард (МБИУ «Северный ветер»); центральная библиотека. Таким образом, все проекты школы способствуют развитию функциональной грамотности обучающихся и всех участников проекта, профессиональному самоопределению личности, изучению русского языка по-новому, дают возможность сотрудничества с организациями-партнерами.  

 

Список литературы

 

1.  Бунеев, Р. Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А. А. Леонтьева. – М. : «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.

2.  Гладкова, Н. В. Школьная газета «Школьный квартал». Образовательные бренды. Салехард http://www.praktiki.yamaledu.org/2016/municipalnye-praktiki-2016/shkolnyy-kvartal/

3.  Громыко. Г. О. Технология работы в парах. Полное описание. Германия, Wechselseitig Lernen e.V

4.  Кашаева, В. В. Основы речевой культуры. Рабочая тетрадь. – Салехард. – 2015.

5.  Кашаева, В. В. Северные родники. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-9 класс.- Салехард, 2014. https://netcity.ucoz.ru/index/uspeshnye_praktiki

6.  Кашаева, В. В., Михайлова, А. В. «Правовой компас». Образовательные бренды. Салехард 2018.http://edu.shd.ru

7.  Куксо, Е. Н. Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 192 с. - (Библиотека журнала «Директор школы».)

8.  Самодиагностика уровня профессионализма педагога. Коммуникативная

компетентность педагога. http://school37dinsk.ucoz.ru/Attestacia/kommunikativPed.pdf

Технология парного обучения. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт