Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Эффективные технологии и метод...

Эффективные технологии и методики преподавания русского языка и литературы в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся


Предисловие

Этот выпуск журнала посвящён эффективным практикам и технологиям в преподавании русского языка и литературы, выявленным в ходе аналитической работы с материалами межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Преподавание русского языка и литературы: теория, эффективные практики, методика и технологии».

В номере размещены мататериалы только ямальских педагогов для того, чтобы их рассмотрение применительно к учреждениям основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования помогло осознать, что нужно сегодня ямальскому словеснику. Предложить эти технологии в качестве одной из составляющих непрерывного повышения педагогического мастерства педагогов в условиях реализации Национального проекта «Учитель будущего».

В номере представлено 16 материалов, в том числе актуальных в условиях перехода на обучение с применением дистанционных технологий:

Электронные тетради как одно из средств формирования устной и письменной речи – Алдакаева Надежда Георгиевна, Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3, г. Салехард;

Применение цифровых технологий в условиях дистанционного обучения – Шкарбалюк Ольга Валериевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 с УИФ и ТД», г. Ноябрьск;

Не слушать и забывать, а действовать и понимать в ситуации «цифрового разрыва»Бурлака Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 с УИФ и ТД», г. Ноябрьск.

Наши авторы хорошо понимают, что технологии и методики, о которых они говорят, – это средства достижения образовательных результатов. Дело творческое, во многом зависящее не только от учебного предмета, содержания образования, но и от требований времени, специфики образовательной среды, готовности субъектов образовательной деятельности к взаимодействиию в рамках конкретной технологии и т.д.

Авторы предложили свои варианты использования дистанционных технологий образовательной деятельности, в том числе и обусловленные её цифровизацией, преподаванием в поликультурной среде как в общем, так и специальном образовании.

Было бы неверным шагом с моей стороны убеждать уважаемых коллег в преимуществе какой-либо из технологий, наоборот, в данной ситуации хотелось бы дать несколько советов по их использованию:

  1. Современному педагогу нельзя оставаться в образе оплавленной свечи среди продвинутых гаджетов (её – свечи – учеников), надо постоянно совершенствовать свои ИКТ компетенции.
  2. Чтобы выбрать не эффектные, а эффективные технологии, необходимо хорошо знать не только широкий спектр современных педагогических технологий, но и психолого-педагогические основы преподавательской деятельности, будь то общая педагогика (психология) или возрастная психология обучающихся.
  3. Хотелось бы предупредить и об опасности «эффекта колеи» (термин А. Г. Асмолова, употребляемый им неоднократно в докладах 2019 и 2020 гг.) в педагогической деятельности. Колея позволяет довольно быстро ехать в одном направлении, никуда не сворачивая; «эффект колеи» в педагогической практике приведёт к тому, что педагог, овладев определённой технологией, попадает в зависимость от неё и не видит других, не менее интересных. Получается, что не только мы овладеваем технологиями, но и они нами. Этого не может себе позволить педагог, которому надо научить ребёнка здесь и сейчас технологиям общества, в которое он (ребёнок) вступит через 5-7 лет.
  4. «Не тренди!» Таким, далёким от педагогической науки словом, можно ограничить четвёртый совет. Его суть заключается в том, что педагогу свойственно следовать за кем-то навязанными или пропагандируемыми технологиями, называемыми чиновниками от образования трендами.

Сегодня в тренде использовать на уроках литературы разные гаджеты, раздаточные материалы в виде купир текстов художественных произведений с заданием типа: найдите выразительные средства языка, определите тип отношений между героями… А где само художественное произведение, а почему оно не звучит, а где работа над интонационным рисунком…?

Вопросы можно продолжать, смысл их показывает, что с урока литературы ушёл текст, его смысловое прочтение и интерпретация, что не ведёт ребёнка к созданию собственного текста.

Завершая свои рассуждения о технологиях в образовательном процессе и о месте учителя, заметим, что современный учитель на уроке сегодня – это и технолог, и навигатор, и коммуникатор. Он является смыслодержателем технологий, ибо любая технология в его руках – это лишь инструмент деятельности, благодаря которому достигается результат.

Современный образовательный процесс стал высокотехнологичным: это касается как его организации и оснащения, так и деятельности его субъектов в процессе освоения содержания образования обучающимися и тьторской поддержки со стороны педагогов. Иными словами, образовательные технологии стали инструментом, благодаря которому появляется возможность организации обучения через всю жизнь.

Ценность же любого инструмента зависит от того, чьи руки его держат, насколько хорошо этот держатель владеет инструментом. И если сегодня таким инструментом в педагогической практике является технология, то задачей профессионалов становится «подгонка» (доработка) его «под себя», осмысление и проработка каждого этапа технологии как стратегического проектного пакета конкретного педагога.

На уровне реализации определённой технологии в образовательной практике опытный педагог исходит из непосредственных механизмов смыслообразования в контексте обучения. Этот процесс, вслед за В. В. Суфьяновым, можно назвать уровнем «раскристаллизации смыслов», освоения текстовой, знаковой формы. Субъективный опыт педагогов и обучающихся, «…замкнувшись на объективных значениях или объективированных смыслах, характеризуется смысловым приращением», динамика которого, благодаря применяемой технологии (инструменту), и может быть названа смыслообразованием.

  1. Единицей содержания деятельности становится отношение «субъектный опыт – объективная ценность», т.е. личностный смысл. Если названного отношения не возникает, то, разумеется, и о содержании образовательного процесса с применением той или иной технологии «…мы не вправе говорить, как о содержании субъектной деятельности обучающихся. В лучшем случае оно может быть квалифицировано как содержание, потенциально способное к смыслообразованию» [Суфиянов В. В. Диалог как педагогическая технология в смыслообразующем учебном контексте [Текст] : диссертация на соиск. ст. к. п.н. : 13.00.01. Ростов-на- Дону, 2007. – 184 с.].

Со сказанным трудно не согласиться: словами В. В. Суфьянова мы иллюстрируем зависимость педагога от технологии, в этом примере он (педагог) выступает не смыслодержателем, а рабом овладевшей им технологии в процессе образовательной деятельности.

Уважаемые читатели и авторы представленных материалов, надеюсь, что вам было интересно познакомиться с ними, а у кого-то возникло желание представить свои наработки. В течение года это можно будет сделать неоднократно: в летнем номере будут размещаться инновационные продукты, в осеннем – статьи и практики к Рождественским образовательным чтениям.

 

С уважением к вам и вашему интеллектуальному труду

 

Паршуков Виктор Григорьевич,

редактор журнала



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт