Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формы и методы духовно-нравств...

Формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника средствами урока технологии


Формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания личности

младшего школьника средствами урока технологии

 

Икрянова Галина Александровна,

учитель начальных классов

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»,

 г. Ноябрьск

   

«Ребенок, точно плодородная почва – что посеешь, то и пожнешь.

 А. С. Макаренко.

  В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одной из приоритетных задач современного образования определено духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

 Духовно-нравственное воспитание личности….. Что это значит? Если проанализировать определения духовности и нравственности в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, «Толковом словаре» Д. Н. Ушакова, «Толковом словаре великорусского языка» В. И. Даля и других, то духовно-нравственное воспитание следует понимать как процесс формирования внутренних качеств личности младшего школьника, мотивирующих её поступки и поведение.

Значимая роль в духовно-нравственном воспитании отводится развитию патриотических чувств: любовь к своему дому, краю, Родине; уважение к труду и людям разных профессий; интерес к традициям культуры своего края, своей страны; бережного отношения к окружающему миру; чувство ответственности и гордости за достижения нашей Родины.

Задача духовно-нравственного воспитания в начальной школе образовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» города Ноябрьска решается в рамках внеурочной деятельности через кружок «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо», через систему мероприятий внеклассной деятельности, которая отражена в плане воспитательной работы в модуле «Я – гражданин».

 Очень важную роль в формировании патриотических чувств младшего школьника я отвожу уроку технологии, ведь этот учебный предмет обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у детей закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития.

 Современные дети немного знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Поэтому моя рабочая программа по технологии разработана с учетом национально регионального компонента. Чаще всего на уроках технологии использую форму группового взаимодействия, что позволяет формировать у детей коммуникативные учебные действия: общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Приведу фрагменты уроков, направленные на развитие у школьников патриотических чувств.

 Первый класс. Раздел «Работа с разным материалом». Изделие Аппликация на плоскости «Праздничный салют».

Каждый год в начале сентября наш город отмечает День рождения. А в день рождения принято дарить подарки. Организую краткую беседу по вопросам:

– Как называется город, в котором мы живём?

– Кто из вас родился в этом городе?

– Есть ли у вас любимый уголок в нашем городе?

– Почему именно это место вам нравится больше всего?

– Когда наш город празднует свой день рождения?

– Что вы можете подарить своему любимому городу?

Дети предлагают разные варианты подарков, в том числе посадить цветы и деревья, нарисовать открытки. Я тоже предлагаю свой вариант:

– Вдруг из чёрной темноты в небе выросли кусты.

А на них-то голубые, пунцовые и золотые

Распускаются цветы небывалой красоты!

И все улицы под ними тоже стали голубыми,

Пунцовыми и золотыми – разноцветными! (К. Чуковский)

– Какой подарок сделаем для нашего города?

– Салют.

Итак, мы определили, что подарим своему любимому городу праздничный салют. Выполнив подготовительную работу по учебнику Н. М. Конышева Технология 1 класс (С. 16-22), дети выполняют аппликацию «Праздничный салют» из разного материала по выбору. Далее оформляем выставку, дети произносят слова поздравления в адрес любимого города. Выставку работ фотографируем и помещаем на сайт школы.

Во втором классе, работая с бумагой и картоном, ребятам было предложено выполнить аппликацию на плоскости «Ямальская осень».

В качестве подготовительной работы была организована экскурсия на природу (пришкольный участок) с целью наблюдения за изменениями в живой и неживой природе. После экскурсии дети размышляли над вопросами:

– Какие картины вы увидели во время экскурсии?

Дети рассказывают о своих наблюдениях.

– Подумайте, как бы вы проиллюстрировали отрывки из стихотворений ямальских поэтов:

Осенний лес – всего лишь миг. Он на Ямале словно вспышка.

Но красотою покорит любого, перед кем возник!

Или такие слова:

Северная осень в сердце постучала, дивным разноцветьем оживила лес.

Краски для картины с чувствами связала. Северная осень – кузница чудес!

После обсуждения дети получают задание выполнить иллюстрацию к любому стихотворению по выбору в виде аппликации, соблюдая все правила безопасной работы.

Оформляем выставку работ «Ямальская осень», проводим праздник совместно с родителями.

 Значительное место в программе по технологии отведено проектной деятельности.

Так, в 3 классе школьники выполняли проект «Образы природы в творениях человека». Во время подготовительной работы учащиеся вспоминают алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат; составляют план работы над проектом:

1) выявить проблему; наметить цель;

2) установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие: что есть для выполнения предстоящей работы (информация, умения), а чего пока нет, но нужно иметь (найти информацию, научиться делать);

3) поставить задачи: что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта;

4) наметить этапы работы (разделить работу на части);

5) выбрать способы решения задач на каждом этапе; определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Далее учащиеся анализируют структуру проекта: введение – часть, в которой ученик указывает тему, цель, гипотезу и способы её проверки; основная часть – описание поэтапного решения задач, используя фразы-клише «я начал свою работу с того, что..», «потом я приступила к ...», «я завершил свою работу тем, что …», «в ходе работы я искал ответы на вопросы…», «работая над проектом, я столкнулся с такими проблемами…», «мне удалось достичь цели проекта, потому что…»; заключение – часть, в которой подводится итог работы: нужно перечислить, что удалось и что не удалось, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

 Так, работая над проектом «Модульная аппликация «Ворона», Икрянова Анастасия узнала много интересной информации о неприметной птице вороне, которая живёт в наших лесах. И хотя у многих народов к ней негативное отношение, коренные жители Ямала – ненцы, ханты и манси – ворону почитают, считают её покровительницей женщин и детей. Они даже 7 апреля отмечают праздник «Вурнахатл» – Вороний день. Через знакомство с обрядовыми праздниками ученица соприкоснулась с традициями малочисленных коренных народов Крайнего Севера.

Результат её проектной деятельности – представление проекта перед классом, участие в школьном конкурсе проектных работ (2 место), выступление на городской конференции проектных и исследовательских работ (3 место).

В 4 классе в рамках работы по профориентации школьники провели профессиологическое исследование. Это самостоятельная работа с информацией разных источников по плану:

  1. история возникновения профессии;
  2. общая характеристика профессии: содержание деятельности, орудия и средства труда, круг общения, личные качества, условия труда, пути получения профессии;
  3. родственные профессии.

После сбора материала выполнили творческую работу в виде коллажа «Разнообразен мир профессий моего края». Форма работы – групповое взаимодействие.

Большой интерес у одноклассников вызвал коллаж о народных художественных промыслах коренных малочисленных народах Севера: пошив национальной одежды, обуви; художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога; художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные); резьба по дереву; художественная обработка бересты…

Все творческие работы были представлены на выставке, посвящённой юбилею школы.

Провести мониторинг духовно-нравственного развития младшего школьника очень сложно. Но я вижу, мои ученики стали доброжелательнее, отзывчивее, вежливее в отношении друг к другу. Это позволяет мне надеяться, что они станут настоящими патриотами своей Родины. Я считаю, младший школьный возраст – это ответственный этап развития личности, этап накопления знаний и приобретения опыта, в том числе духовно-нравственных знаний и нравственного опыта. А урок технологии – одно из важных средств накопления духовно-нравственных знаний и нравственного опыта.

 

Список литературы

1. Конышева Н. М. Технология. Умелые руки. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013. – 16-24 с.

2. Мищенкова Л. В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие. 2 класс / Л. В. Мищенкова. – М.:Издательство РОСТ. – 190 с.

3. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа. – Т.1. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 368 с.

4. http://gcbs.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm

5. http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/380-yamal-stikhi-o-rodnom-krae-yamalo-nenetskij-ao.html



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт