Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование активной жизненно...

Формирование активной жизненной позиции подростка через литературные дебаты


Автор: Юрьева Наталия Борисовна

МБОУ «Многопрофильный лицей»

г. Муравленко

 

 

         Формирование нового человека с активной жизненной позицией является одной из задач духовного развития современного общества. Воспитание такой личности возможно при наличии определённых педагогических условий. К числу важнейших условий относится общение, в процессе которого усваиваются и передаются ценности. Для подростков общение является способом включения в социальные отношения, а также играет существенную роль в эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта. Одним из деятельных способов воздействия на школьника может стать образовательная игра «Дебаты».

 «Дебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога» [Л.Н.Вахрушева, С.В. Савинова].

Игра «Дебаты» способствует адаптации подростков к условиям современного общества, приобщает их к нравственным нормам и ценностям. Ведь в современном обществе большое значение придаётся умению конкурировать, отстаивать свои интересы, вести полемику. В игре побеждает тот, кто смог выстроить наиболее логичную линию доказательств, так как в дебатах не может быть безоговорочной правоты одной из сторон. Это на первый взгляд противоречит дидактическим принципам, но приближает дебаты к жизни: у каждой проблемы есть две стороны, и у каждого решения есть сторонники и противники. Очень важно соблюдать три основных принципа. 1. Дебаты не могут быть направлены против личности, т.е. недопустимо критиковать самих оппонентов, а только их высказывания. 2. Основа дебатов — честность. Нельзя подтасовывать аргументы. 3. Дебаты в образовательной практике предназначены для обучения и развития обучающихся, их социализации, а не для состязания между ними.

На уроках литературы приемлемы «Литературные дебаты», ибо именно художественная литература воздействует на формирование всей личности человека: мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства.

В каждом произведение, изучаемом на уроках литературы, мы наблюдаем полемику, которую ведут герои между собой, или автор спорит с читателями. Авторская позиция может явно выражаться через того или иного персонажа, а может быть неявной. Например, в пьесе М.Горького «На дне» Сатин спорит с Лукой о правде.  «Как же должен жить человек, чтобы не оказаться на дне жизни?» Разве может быть более важного вопроса для молодых людей, которые уже завтра начнут самостоятельную жизнь. «Что лучше: сладкая ложь или горькая правда?». Это те жизненно важные вопросы, которые можно предложить для дебатов.

  При изучении романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» можно предложить актуальную для подросткового возраста тему: «Всегда ли любовь – это жертва?». И не зависимо, какая из команд, команда «ЗА» или команда «ПРОТИВ», победит, в итоге игры должна всегда звучать истина. Если ее не смогли проговорить ученики, значит должен озвучить учитель. Например: «Да, любить означает готовность принести в жертву собственные интересы ради интересов других. Любить людей – это ежедневный, ежечасный труд, который приносит радость истинно любящему. И если нам дана способность восполнять нужды окружающих нас людей, мы должны помогать им, не быть эгоистами. Любовь – это жертва».

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», мы видим, как героев с активной жизненной позицией, так и праздных приспособленцев. К первым относятся Евгений Базаров, который каждый день проводит естественно научные испытания, оказывает медицинскую помощь при необходимости, и Н.П.Кирсанов, преобразующий свое поместье. А вот Павел Петрович занимается только самолюбованием. Чтобы лучше понять героев литературного произведения, можно организовать дебаты от первого лица. Спикер одной команды – П.П.Кирсанов, спикер другой команды – Евгений Базаров. Спор ЗА взгляды нигилистов и ПРОТИВ. Для аргументации учащимся потребуются не только знание текста (а текстом во время литературных дебатов приветствуется пользоваться), но и знания истории, обществознания. Кроме этого для дебатов можно предложить следующие вопросы: «В борьбе с самим собой Базаров победил или проиграл?» Команда «ЗА» должна доказать, что Базаров победил в борьбе с самим собой, а команда «ПРОТИВ», что он проиграл эту борьбу.   «Доброта – это проявление силы или слабости?».  Подобрать аргументы непросто. Мы простили человеку его безответственность, тем самым мы проявили силу или слабость? А простить измену может сильный или слабый человек? А главное, как поступить в жизни, если столкнёшься с обманом, пьянством, воровством? Быть добреньким и пожалеть? На такие вопросы нет однозначных ответов. Но то, что подросток уже сейчас серьезно задумался о нравственном поступке или проступке, поможет ему в будущем. Меньше совершит ошибок. А главное, не будет равнодушным. Ибо как сказал польский писатель Бруно Ясенский: «…Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство»

Темы итогового сочинения по литературе как раз заставляют выпускников размышлять не только о проблемах, затронутых в художественных произведениях, но и о жизни. Умению четко формулировать тезисы, подбирать литературные аргументы и будут способствовать дебаты. Т.е. образовательную игру «Дебаты» можно рассматривать как альтернативную форму подготовки к государственной итоговой аттестации. И ещё одно преимущество этой формы урока. В отличие от дискуссии «Дебаты» – строго регламентированная игра. Поэтому, когда все участники знают правила игры, учителю легко рассчитать время урока.

Ораторское мастерство и риторическое искусство очень древнее. А много ли современных людей владеют этим искусством? А много ли подростков умеют говорить убедительно, грамотно; писать так, чтобы читателю была понятна их мысль.

Поэтому филологи приняли решение активно использовать форму урока – дебаты. И итогом этой работы сделать ежегодный городской турнир по литературным дебатам между учащимися школ города, куда приходят соревноваться уже команды-победители школьных турниров.

Дебаты – форма урока (участвует весь класс).

Дебаты – общешкольное мероприятие (участвуют команды от классов, остальные болельщики и зрители).

Дебаты – городские соревнования для учащихся 9 -10 классов (участвуют команды-победители от школ + болельщики. Зрители – все желающие).

Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие подростки приобретают важнейшие универсальные учебные действия:

- осознанно читать художественные произведения;

- обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию – текст;

- анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы;

- устанавливать логические связи между явлениями;

- различать факты и точки зрения, выявлять ошибки;

- работать в команде и другие.

На играх самый трудный тур, как сами ребята говорят, – тур вопросов и ответов. К сожалению, пока у подростков не очень хорошо получается слушать. Да, они слушают, но не СЛЫШАТ. И зачастую вопросы (всего только 2), которые имеет право задать команда-противник, повторяют информацию выступающих противников. Не всегда отвечающий слышит своих же сотоварищей по команде. Побеждают те, кто умеет и говорить, и слушать, и работать командой, и с уважением относиться к противнику.

В заключение скажу: социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Считаю, что общение подростков, которое происходит в ходе образовательной игры «Дебаты», где есть дух соревнования, этому способствует. Запоминается и усваиваются лучше то, к чему прибавляем свои эмоции. А для нас, литераторов, конечно, главное, что художественные произведения читаются, и читаются осознанно. Ибо как сказал Цицерон: «Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием».

 

Список литературы

  1. Вахрушева, Л. Н. Технология подготовки и проведения дебатов [Электронный ресурс] / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова  // Справ. класс. рук. – 2008. – № 9. – С. 22–32. – Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/370/5593/
  2. Вахрушева, Л. Н. Дебаты в системе методической работы школы / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова // Справ. зам. директора шк. – 2009. – № 1 – С. 21–32.
  3. Технология «Дебаты» // Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 2-изд., стер. – Москва, 2011. – Гл. 2.6. – С. 112–128.
  4. Турик, Л. А. Дебаты: игровая  развивающая образовательная технология : учеб. пособие / Л. А. Турик. – Ростов-н/Дону, 2012. – 188 с. – (Педагогическое образование).


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт