Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование экологической кул...

Формирование экологической культуры обучающихся как части духовно-нравственной культуры личности


Формирование экологической культуры обучающихся

как части духовно-нравственной культуры личности

Богачёва Алла Викторовна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Лабытнанги

 

Экология как обязательный учебный предмет в нашей школе не изучается. Элементарные экологические знания обучающиеся получают в рамках внеурочной деятельности. В течение нескольких лет в школе реализуется дополнительная образовательная программа «Юный эколог», целью которой является создание условий для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (школьных и послешкольных) планов. Основная идея программы заключается в том, что в её основу заложены принципы формирования экологической культуры обучающихся, являющейся неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры личности. Содержание программы представлено таким образом, что социально-необходимые требования современного общества постепенно становятся внутренними стимулами личности каждого ребёнка.

Формирование экологического мировоззрения осуществляется через систему экологического образования и воспитания. Современные жизненные условия, в которые поставлено общество, в том числе и образование, выдвигают свои требования к новому поколению, вступающему в жизнь: оно должно быть не только знающим основы наук и умелым, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным. Поэтому одной из важнейшей задач образования и воспитания в современных условиях является формирование информационной, исследовательской культуры и развитие самоорганизации. Необходимость формирования у ребёнка потребности изучения различных культур, формирования толерантного отношения к представителям разных религиозных конфессий, а также развития основ экологического, математического, логического мышления и творческих способностей у ребёнка обусловлена временем, той эпохой, в которой мы живем. Немаловажную роль в формировании человека как личности, личности не только образованной, но и культурной, является формирование духовно-нравственных ценностей.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И воспитать исследователя, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и, самое главное, нести за них ответственность – задача каждого педагога. А воспитать исследователя экологически грамотного, культурного, с достойным багажом духовно-нравственных ценностей – задача совсем не из лёгких! Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается критическое мышление учащихся, позволяющее устанавливать чёткую грань – что хорошо, а что плохо; а знания и умения, полученные в результате его собственного познавательного труда, никогда не будут обесценены. Через систему экологического образования и воспитания происходит самосовершенствование личности. Вроде бы простые морально-нравственные принципы, такие как 1) не сори, убирай за собой; 2) улучшай окружающее тебя пространство, помни «Красота спасёт мир!»; 3) разумно расходуй то, что даровано тебе природой и др. формируют у ребёнка особый тип мировоззрения – экологическое мировоззрение, являющееся, в свою очередь, неотъемлемой частью культуры личности.

Задачи экологического образования и экологического воспитания заключаются в следующем:

  • повышение экологической культуры обучающихся, раскрытие и углубление экологических понятий, теорий и законов, идей экологии и экологического образования;
  • формирование экологически грамотного поведения в социально-природной среде и гражданской ответственности за её сохранение;
  • освоение обучающимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов;
  • развитие у обучающихся экологического мышления, предполагающего способность к установлению причинно- следственных связей, системному анализу;
  • моделирование и прогнозирование развития окружающей среды;
  • создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников;
  • содействие повышению экологической грамотности учащего в области экологии.

Немаловажным условием в духовно-нравственном воспитании обучающихся как будущих граждан России является роль партнёрских отношений школы с другими институтами социализации. Так, сетевое взаимодействие между муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Лабытнанги (МАОУ СОШ № 1) и Санкт-Петербургским государственным лесотехническим университетом имени И. С. Кирова (СПбГЛТУ) обеспечивает для школьников возможность проведения самых настоящих научных исследований. Одним из последних инновационных проектов, реализуемых в рамках программы «Юный эколог», является образовательная практика «Адаптивная арктическая дендрошкола». Основная цель образовательной практики – улучшение экологической и эстетической ситуации в городе Лабытнанги. Дендрошкола обеспечивает реализацию комплекса мероприятий по районированию растений путём создания опытного участка на территории МАОУ СОШ №1, высадки саженцев деревьев и кустарников, систематического проведения необходимых наблюдений с последующей оценкой уровня адаптации и выживаемости высаженных экземпляров. Участниками «Адаптивной арктической дендрошколы» стали обучающиеся 5-9 классов МАОУ СОШ №1. Исследование процессов адаптации лиственных и хвойных пород деревьев и кустарников в арктической природно-климатической зоне проводится с целью создания технологий промышленного выращивания растений с заданными свойствами с последующей их интродукцией в городские зоны для их озеленения и декоративного оформления. Такая образовательная практика имеет рационализаторский подход (что является немаловажным при формировании экологически грамотного гражданина): правомерность и рациональность закупок саженцев для озеленения города Лабытнанги должна быть подтверждена их жизнеспособностью в соответствующих данному региону условиях.

Основная идея образовательной практики нацелена на обеспечение взаимодействия заинтересованных сторон по укреплению духовно-нравственных и культурных ценностей, в том числе и экологических и эстетических. Образовательная практика «Адаптивная арктическая дендрошкола» способстувет приобщению школьников к трудовой деятельности, поскольку именно трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и духовно-нравственном становлении личности. Также образовательная практика способствет формированию бережного отношения к природным богатствам региона, их сохранению и приумножению.

Партнёрские отношения между школой и Санкт-Петербургским государственным лесотехническим университетом имени И. С. Кирова обеспечивает и раннюю профилизацию обучающихся, преследуя своей целью дальнюю перспективу подготовки квалифицированных кадров по созданию технологий промышленного выращивания растений с заданными свойствами. Под руководством спеиалистов СПбГЛТУ школьники МАОУ СОШ № 1 обучаются основам моделирования биологических процессов районирования и адаптации на совершенно новом уровне, получают практические навыки работы с биологическими объектами, что в совокупности неизменно сказывается и на интеллектуальном и на духовно-нравственном развитии. Результатом сотрудничества с СПбГЛТУ, а также со всеми заинтересованными в развитии города сторонами станет построение исследовательской инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование научного и производственного оборудования; реализация совместных программ и инновационных проектов, направленных, в первую очередь, на улучшение экологической обстановки в нашем городе.

В данном проекте педагогическая наука и образовательная практика представлены как единый цикл практико-ориентированный деятельности, элементами которого являются принципы педагогической деятельности, направленные на образование, воспитание и развитие.

Информацию о проекте сетевого взаимодействия можно найти по следующим адресам: http://www.yamal-spb.ru/2/news/2057; http://izvestia.ru/news/526028; http://www.dniyanao.ru/news/rekomendatsii-peterburgskikh-biologov-pomogut-ozelenit-arkticheskie-goroda/.

 

Список литературы

  1. Кельбас Р. В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: методические рекомендации / Р. В. Кельбас. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 97 с.
  2. Протасов В. Ф. Экология: Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели: учебное и справочное пособие / В. Ф. Протасов, А. С. Матвеев. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
  3. Программа «Естествознание» 10-11 класс; Авторы: И. А. Алексашин, К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев, А. В. Ляпцев, И. И. Соколова; Раздел III «Естественные науки и человек (человек-наука-техника-общество-человек). – М: Просвещение, 2007.
  4. Программа «Естествознание» 10-11 класс; Авторы: Н. К. Хананов, В. А. Орлов; Раздел III «Экология». – Москва: Просвещение, 2007.
  5. Программа по экологии (9 или 10-11 классы). Авторы: Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; Раздел I «Общая экология», Раздел II «Социальная экология».
  6. «Экологические основы охраны природы» / Н. М. Чернова, А. М. Былова «Общая экология». – М: Издательство: Дрофа, 2004.


Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт