Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование этнокультурной ко...

Формирование этнокультурной компетентности дошкольника


Кравцова Надежда Владимировна
воспитатель (с правом преподавания экологии)
МАДОУ «Малыш»
г. Ноябрьск

Столкнувшись в последние десятилетия с множеством экологических проблем, человечество начинает искать способы разумного, рационального, гармоничного взаимодействия с природой. Ученые заговорили о необходимости становления культуры взаимодействия с природой, без нарушения экологического равновесия и причинения ущерба окружающей среде.

      Однако не стоит полагать, что лишь сейчас, реально ощутив на собственном здоровье и благополучии неправомерность потребительского, царственного отношения к среде обитания и природным ресурсам, люди только-только начинают вырабатывать систему экологических ценностей, которыми будут руководствоваться в дальнейшем. У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, местными природными и рукотворными объектами. Мир традиций не ушел в прошлое, и поныне сохраняется возможность его изучения и приложения знаний прошлого в современной жизни.

     В основе традиций взаимодействия человека и природы – отсутствие потребительского отношения, учет интересов всего, что составляет жизнь ландшафта. Изучение экологической культуры коренных этносов, воскрешение полузабытых традиций может служить современным людям достойным примером отношения к природе.

     Экологические традиции, в частности, включают:

  • Веру в спасительные и целительные силы природы;
  • Почитание растений и животных;
  • Охрану уникальных природных объектов;
  • Принципы рационального природопользования;
  • Понимание ответственности человека за поступки, совершенные против природы.

        Изучение экологических традиций направлено на выяснение древних способов взаимодействия человека и природы, распространение идей красоты традиций, содействие повышению экологической культуры населения.

      Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли.     Наши дети, находясь в условиях города, к сожалению, очень мало видят коренных жителей и общаются с ними. Поэтому наша задача - создать условия для ознакомления детей с природой Крайнего Севера, жизнью коренного народа – ненцев, хантов, селькупов, их культурой и традициями (жилище человека и предметы быта, народные праздники, народные игрушки); с природными богатствами земли коренных жителей, трудом людей в суровых условиях севера. Воспитывать в детях уважение к самобытной культуре ненцев, научиться ценить и беречь природу северного края.

      Для нас Север тоже стал родным, любимым. Николай Дудников выразил свою любовь в книге «Мой дом – Север», где через сказки, рассказы поднимаются острейшие проблемы экологии. Люди не остаются равнодушными к проблемам  Севера, его коренного народа. Музейные работники стремятся попасть в этнографические экспедиции на стойбища ненецкого народа, чтобы более глубоко познакомиться с самобытной культурой в ее естественной среде. В своей работе используем литературно – краеведческую хрестоматию для школ ЯНАО «Северные родники»  (Ямало-ненецкий окружной институт усовершенствования учителей).  В ней помещены произведения устного народного творчества, а также произведения авторов, которые живут на Крайнем Севере, в Сибири. Они приглашают нас пройти по лесным и тундровым тропам, полюбоваться белыми ночами, восхититься чудом планеты – северным сиянием, почувствовать, как горячи сердца северян, удивиться богатству этого сурового края.

     В нашем детском саду  есть кукла Хомани, которая рассказывает детям о своей Родине.  Вместе с маленькой гостьей мы путешествуем по прекрасной тайге, что расположена на юго –  востоке Ямало-Ненецкого автономного округа, и где нам посчастливилось жить, и что является также и нашим родным краем.

     В студии Экологии наша кукла Хомани живет в региональном уголке: в своем чуме, а для непосредственно образовательной деятельности создан «Столик удивления», на котором Хомани «представляет» детям «свою семью», предметы быта в соответствии с содержанием занятия и временем года.

    Работа кружка «Экошко» строится по разделам региональной программы экологического образования:

  1. «Где мы живем».
  2. «Многообразие растительного и животного мира ЯНАО».
  3. «Сезонные изменения в природе ЯНАО».
  4. «Природа и человек в условиях ЯНАО».
  5. «Человек и его здоровье».
  6. «Русская культура и культура народов Севера».

    Цели: Подготовить дошкольников к реализации деятельного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем, развитие у детей потребностей в здоровом образе жизни, воспитание экогуманистического отношения к природе, человеку, обществу с учетом уникальности социально - экономических процессов в Ямало-Ненецком автономном округе.

   Задачи:

1. Познакомить детей:

- с географическим положением ЯНАО, климатом, полезными ископаемыми округа.

- с природой Крайнего Севера, жизнью коренного народа – ненцев, хантов, селькупов, их культурой и традициями (жилище человека и предметы быта, народные праздники, народные игрушки);

- с природными богатствами земли коренных жителей, трудом людей в суровых условиях севера.

- с экологической культурой коренных этносов, их традициями, которые служат примером отношения к природе.

2. Воспитывать в детях уважение к самобытной культуре ненцев, научиться ценить и беречь природу северного края.

       Сегодня проблема взаимоотношений человека и природы должна волновать всех.    Считаю, нашим детям необходимо раскрывать  уникальность и неповторимость культурного богатства родного края; знакомить с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются самим населением. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, поселков, сел.

    Анализируя работу клуба «Экошко» по региональной программе, мы увидели огромный интерес детей к  ознакомлению с жизнью и традициями ненцев,  географическим положением нашего края, города;  с историей освоения севера, полезными ископаемыми нашего края,  с трудом людей: геологов, буровиков, нефтяников, газовиков.  Ведь люди этих профессий – родители многих наших детей. У детей возникает огромное уважение  к своим родителям и гордость за них.  Интерес усиливается, если на занятиях рассказывается об их сверстниках, мальчиках и девочках, живущих на Севере – в тайге, тундре. Например, в документальных рассказах книги   К. Лагунова «Как искали Тюменскую нефть» рассказывается о двух мальчиках (Семен Урусов и Прохор Попов), которые  в озере близ города Сургут нашли нефть, отправили бутылку с нефтью в Москву академику И.М. Губкину, и которые впоследствии стали знаменитыми, известными всему Советскому Союзу,  нефтяниками.

Наши  дети с удовольствием экспериментируют, проводят опыты с воздухом, почвой, торфом, нефтью. При этом придерживаемся определенных принципов.

  • Не проводим опытов, которые могут привести к ухудшению состояния растений.
  • В подборе растений ориентируемся на следующее: каждое растение – кладезь информации, которую нужно уметь «считывать».
  • «Общаться» с растениями начинаем с «любования» ими и «узнавания».
  • Не концентрируем внимание на «пользе» тех или иных растений, а подчеркиваем непохожесть, самоценность, уникальность каждого вида.

    Ежедневные наблюдения в природе помогают детям развивать представления об отличительных особенностях северной природы, как люди приспосабливаются к жизни в суровых условиях, воспитывать бережное отношение к хрупкой природе Севера;  видеть красоту природы Севера в разные времена года; о ценности природы,  а также о нормах поведения в природе. Огромный интерес вызывают у детей занятия на тему:

 « Чудодейственная сила хвойных деревьев» и «Целительная сила лесных ягод»,  «Тайны северных трав», «Северный олень, собака (лайка) – главные помощник ненца», «Игры и игрушки народов Севера», «Одежда и украшения ненецкого народа », «Праздники народов Севера», «Жизнь и быт коренных народов Севера». 

      Дети очень подробно знакомятся с растениями и животными Ямала в разные времена года, с их приспособленностью жить в суровых северных условиях;  с тем, как человек заботится о диких животных, а также ролью домашних животных в жизни  коренных народов севера (олень, собака); священных животных (бурый медведь, щука, соболь, белый олень, бобер), на которых охотиться нельзя.  Таким образом, развивается интерес и уважение к обычаям и верованиям ненцев, хантов, селькупов. Дети  знают правила сбора ягод и грибов, которые необходимы всем людям, для того, чтобы сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому,  в течение двух лет  составляют Красную книгу Ямала на занятиях на  тему «Животные и растения  под нашей защитой».

    Особый интерес у детей вызывают занятия по ознакомлению с трудом коренного населения, основным промыслом (охота, рыбалка); с трудовым воспитанием мальчиков и девочек (тема занятий «Труд – основа жизни северян»).

    Очень привлекает детей рассматривание кукол в национальной одежде, некоторых предметов быта. Наша кукла Хомани переодевается каждый сезон в новый наряд. В результате дети  начинают понимать, что одежда, быт людей зависит от условий их жизни (например, почему на Севере нужна теплая меховая одежда). Детей привлекают ненецкие орнаменты, с удовольствием их раскрашивают. Огромный интерес вызывают занятия на тему «Игры и игрушки ненецких детей», «Боги и духи, верования ненцев», где дети знакомятся с обрядами общения с духами, с ненецкими народными поговорками; украшения нашей куклы из бисера, подвижные игры народов Севера. Поэтому для детей приготовлены «кузовки» с украшениями, игрушками;  сундучок с одеждой по сезонам  для куклы Хомани, которую дети с удовольствием наряжают.

     Формирование этнокультурной компетентности дошкольника происходит особенно эффективно на занятиях с использованием адаптированных текстов (о детях) этнокультурной направленности. Они легко включаются в структуру занятия и могут использоваться в процессе изучения различных тем. (Книга М. Приходько М.,

 О. Приходько «Хомани», ООО «Издательский дом «Светлячок»», 2002)

    На первом этапе работы по формированию этнокультурной компетентности дошкольников дети, посещающие кружок, проявляя интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни коренных жителей севера, с трудом запоминали названия:  округа, области, наших северных рек, озер, населенных пунктов; с трудом ориентировались на карте ЯНАО, Тюменской области. Пытались оценивать состояние жизни людей в северных условиях, растений, животных с позиции «хорошо – плохо». Но были готовы оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным и растениям. К концу первого года обучения только лишь четыре ребенка были уверены в ответах, без помощи педагога  могли ориентироваться на карте, рассказать о жизни коренных народов севера, о природных богатствах нашей земли.

    На втором этапе изучали с детьми уже накопленный опыт детей и пополняли новым содержанием, анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния, осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде, действительной заботой о представителях животного и растительного мира, о коренных людях севера, использованием полученных ранее знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности, воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

   К концу второго года обучения у детей

·      Выработалась привычка соблюдения правил поведения в окружающей среде.

·      Дети могут объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

·      Могут рассказать о предметах и  явлениях природы страны и родного края (Ямала), растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.

·      Уверенно ориентируются на карте Тюменской области, ЯНАО, называют 2-4  северных реки, города и поселки округа.

·      Имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре (уверенно используют его в речи), труде.

·      С уважением относятся  к труду и традициям своего народа, коренных жителей ЯНАО; к труду людей осваивавших нефтяные и газовые месторождения нашего края (геологов, нефтяников, газовиков).

    В своей работе мы столкнулись с некоторыми проблемами:

1. Слишком большой объем материала. Стараюсь дать детям как можно больше информации. Но в группах эта информация закрепляется не в полном объеме, поэтому дети многое забывают, и приходится повторять пройденный материал несколько занятий подряд.

   Поэтому, для большей эффективности в работе для педагогов всех возрастных групп разработаны методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности дошкольников.

     Используя технологию интегрированного обучения, где стержнем является экология, в ДОУ организовано взаимодействие по формированию этнокультурной компетентности старших дошкольников между педагогами дошкольных групп, воспитателем изобразительной деятельности, музыкальным руководителем, инструктором ФИЗО. Интеграция позволила исключить повторы при изучении материала, повысить развивающий эффект и уменьшить нагрузку на детей. Внесение регионального компонента в содержание и тематику различных форм организации деятельности дошкольников, в пространственно - предметную среду позволяет нам формировать целостное отношение к родному краю.   

2. Недостаточное количество практических занятий. Несмотря на то, что проводятся сезонные экскурсии, организовывается труд на участках и т.п., знания у детей остаются неглубокими. Дети должны быть ближе к природе, чтобы чувствовать ее, как можно больше общаться с ней. Как отмечает в своей программе Н.А. Рыжова: «Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя, услышать пение птиц…» Именно поэтому необходимо увеличить количество экскурсий в лес, парк, по экологической тропе ДОУ.

3.Недостаточное количество рабочих материалов (настольных игр, иллюстраций, картинок  экологической направленности;  игрушек, которые могут дать представление о настоящих животных; дисков для просмотра видеоматериалов о жизни народов Севера, для прослушивания музыки народов Севера.

    Трудно работать, когда нет поддержки воспитателей и родителей.  Родители также как и воспитатель должны быть готовыми ответить на вопросы детей, удовлетворить их любознательность.     

 Для педагогов ДОУ  разработаны  методические рекомендации работы на экологической тропе в  старшей и подготовительной к школе групп  детского сада, циклы наблюдений в природе, рекомендации для воспитателей, музыкального руководителя, воспитателя ИЗО по циклу занятий «Времена года».

В реализации программы помогают пособия:

  • Фотоальбом «Природа родного края»;
  • Альбом «Животные Ямала»;
  • Альбом с иллюстрациями «Мы на севере живем»;
  • Журнал «Подземные кладовые нашего края»;
  • Альбом « Зеленая аптека Ямала»;
  • Журнал « Живые барометры»;
  • Журнал « Жалобная книга природы»;
  • Журнал «Будь природе другом! Или правила сохранения жизни на Земле».

 

     Для воспитателей и родителей  приготовлена консультация «Народные обычаи и традиции народов Севера», «Люби и знай родной свой край», дидактический материал для работы с детьми;  рекомендации, когда и как знакомить ребенка с природой Севера. 

    Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, будут уважительно относиться к людям других национальностей,  на всю жизнь сохранят любовь к Северу.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт