Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование информационной ко...

Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках профессиональной подготовки


Гимранова Э.Ю.
преподаватель дисциплин профессионального цикла
филиал ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»
г. Лабытнанги

Э.Ю. Гимранова, преподаватель дисциплин профессионального цикла,

филиал ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», г. Лабытнанги

 

 

Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках профессиональной подготовки

 

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов как педагогическая технология  или один из методов активного обучения при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Сегодня российское образование переживает период огромных трудностей, но именно в это трудное время в нем ведется интенсивная творческая работа. По сути отечественное образование сейчас представляет собой гигантскую лабораторию, в которой разворачивается беспримерный по своим масштабам педагогический, научно-методический и организационный эксперимент.

Большинство обучающихся воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своей жизни. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. Эту деятельность нужно направить в русло познания и творчества и рост мотивации к обучению обеспечен.

Основной задачей является организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.

В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из важнейших задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста. Компетентность специалиста проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого. В частности, информационная компетентность представляет собой систему знаний, умений, навыков и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающую высокий уровень информационной деятельности и информационного взаимодействия специалиста.

Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся направлений педагогической теории и практики. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основные понятия, относящиеся к данному направлению развития отечественного образования. К числу таких понятий следует отнести «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход». Следует отметить, что по общему мнению исследователей, занимающихся проблемами, связанными с развитием компетентностного подхода, до настоящего времени в полной мере не очерчен круг  понятий данного направления развития образования и не дано однозначного, общепризнаваемого толкования соответствующим понятиям.

Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и  А.В. Хуторскому будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность по существу представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности.

Поскольку информационная компетентность имеет деятельностную природу, то можно считать, что формирование информационной компетентности возможно при реализации деятельностного подхода к обучению. Деятельностный подход к обучению представляет собой такой способ организации учебного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности, при этом обучающийся, занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности.

Основная цель – подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью и поэтому моими основными задачами являются:

ü     формирование у обучающихся умения владеть основными компонентами информационно-учебной деятельности;

ü     выработка умений, навыков и способов деятельности для решения профессиональных задач с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;

ü     формирование потребности и развитие способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению.

Для решения этих задач следуют принципы рефлексии, активности, проектирования, технологичности, мобильности и профессиональной направленности.

Принципы деятельностного подхода в обучении реализуются через образовательную технологию учебно-деловая игра, используя опыт А. Вербицкого, который считает, что обучение в игре – это важнейшее условие освоения профессиональной деятельности.

Если проследить историю развития игровой культуры, то смело можно сказать, что первыми имитировать жизненные ситуации стали дети еще в первобытном обществе, видя, каким почетом окружены возвратившиеся с добычей смелые охотники. И дети начинали играть в охоту. Юный царь Петр I, организовавший себе развлечение «Потешное войско»,  сумел создать впоследствии мощную и профессиональную армию, а играя, учился быть великим полководцем.

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

Сама деловая игра предполагает обучение таким видам деятельности, как проектная, групповая, познавательная, информационная, коллективно-распределенная – исследует уровень понимания и готовности учителя к деятельностному подходу в организации учебно-воспитательного процесса.

Деловая игра – это имитационная модель, воспроизводящая реальные объекты и события, служащая средством эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учебы к практике и представляет собой модель, в которой содержание обучения задано системой производственных ситуаций или задач, а деятельность обучающихся на той или иной "должности" – системой ролей, ролевых предписаний и правил.

В подготовке и проведении деловой игры можно выделить три основные этапа:

1. Доигровой, включающий содержательную, теоретическую и организационную подготовку игры; отбор участников, инструктаж игропрактикой; доигровую  проблематизацию; составление оргпроекта игры; объяснение используемых в игре терминов.

2. Основной (проведение игры), включающий выдачу исходных данных и обеспечение участников бланками принятия решений, установление числа циклов игры и лимита времени на анализ оперативной информации.

3. Заключительный, включающий обсуждение результатов, подведение итогов, оценку успешности действий участников, а также обобщение знаний, полученных в результате проведения деловой игры.

Основные условия проведения: ведущий должен объяснить участникам цель игры; материал должен быть логическим продолжением ранее изученного участниками материала; игра должна быть доступна для самостоятельного поиска и принятия решений участниками.

В результате применения в обучении технологии деловой игры повышается  активность учеников, они не просто усваивают новый материал, а проектируют и контролируют траекторию своего развития в профессиональной компетенции.

Важно, чтобы с первых уроков ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества». 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт