Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование общих компетенций...

Формирование общих компетенций в практике преподавания общих гуманитарных дисциплин в СПО


Благинина Н.С.,

преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский

многопрофильный колледж»,

г. Новый Уренгой

Общеизвестно, что в настоящее время уровень умственных способностей не имеет решающего значения ни для профессионального успеха, ни для удовлетворения жизненных целей. Все чаще в приглашении на работу возникает формулировка «социальная компетентность». Следовательно, в таких случаях приобретают ценность такие качества, как умение работать в коллективе, иметь командный дух, способность к сотрудничеству, общительность и способность адекватно воспринимать критику. «Компетенция – круг вопросов, в которых ты хорошо осведомлен. Круг чьих-либо полномочий, прав. Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области» [3].

С введением ФГОС и компетентностного подхода в системе СПО возникла потребность изменений и в процессе подготовки специалистов рабочих специальностей. Бесспорной становится потребность оценивать результаты образования умениями и навыками, полученными выпускниками, не ограничиваясь качеством знания.

Основная профессиональная образовательная программа по специальностям СПО предусматривает изучение учебного цикла общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭД). Преподаватели данного цикла непосредственно участвуют в формировании общих компетенций и опосредованно – в формировании профессиональных компетенций.

Цель гуманитарной подготовки в СПО – единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, саморазвития и самообразования личности будущего специалиста независимо от конкретной специальности. Следует сказать о том, что сегодняшнее поколение студентов больше задумывается о том, что предметы по профилю намного важнее, чем предметы гуманитарного цикла, или зачем им навыки культурного общения, выражения мысли, если они должны уметь работать не языком, а руками и головой одновременно. Поэтому необходимым и основным направлением работы преподавателей гуманитарных дисциплин является совмещение усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций. Они представляют собой всевозможные универсальные средства, инструменты, а именно способы, методы, приемы достижения человеком значимых для него целей (результатов). Данными компетенциями, в той или иной степени, должен овладеть каждый член общества.

Следует сказать, что ключевые компетенции формируются лишь благодаря собственному опыту осуществляющей деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в посильных ему ситуациях [2].

Специфика работы в колледже ставит перед необходимостью пересмотреть свои взгляды в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: Как преподавать детям без принуждения? Как дать им возможность открыть свои способности и всем уделить внимание? Как заинтересовать всех одновременно? Как стимулировать их к положительным результатам? Что дать своим студентам, чтобы они запомнили твой предмет?

Современный урок – это урок, в котором обучающийся под непосредственным руководством преподавателя находит и перенимает новые знания, сам изучает факты и делает необходимые выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося [4].

Стоит заметить, что в колледж приходят разные студенты: кому-то трудно выступать перед публикой, кто-то, наоборот, обладает большим запасом речи и всем мешает, привлекая внимание на себя. Есть такие, которые все усваивают и делают на уроке быстро, а есть и те, которые медленно выполняют задания. Такая классификация обучающихся присутствует в каждом учебном заведении.

Более того, необходимо учитывать и другие проблемы, такие как незаинтересованность в предмете, низкий уровень запоминания материала и самостоятельного мышления, снижение грамотности и культуры общения студентов.

Одним из основных способов решения поставленных проблем является организация самостоятельной работы студентов. Следует учитывать тот факт, что каждый ребенок должен быть заинтересован в обучении, чтобы раскрылись его творческие способности, умственный потенциал. Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, от наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия учеников с учебным материалом дают 90 % [4]. Следовательно, роль преподавателя на сегодняшний день сводится к следующему:

- не вручать готовых решений обучающемуся, а протянуть руку помощи в поиске точных ответов на вопросы;

- формировать ситуации, заставляющие самостоятельно продумывать ответ;

- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;

- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Таким образом, логично было бы обратиться к самостоятельной работе, так как благодаря практическим навыкам, у студента развивается ответственность, умение пользоваться источниками информации, анализировать их и находить что-то новое для себя.

Под самостоятельной работой понимается один из видов деятельности обучающихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне аудиторных занятий.

При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

  • по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие задания);

  • по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);

  • по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);

  • по месту выполнения (на уроке, вне урока);

  • по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся) [2].

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. предоставление разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме;

  2. присутствие выработанных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных);

  3. сложность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие;

  4. сопоставление объёма и сложности работы с темпом его выполнения;

  5. понимание учащимся цели и появление желания к её достижению;

  6. использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый выполняет особое задание).

  7. осознание учащимися результатов своих достижений [2].

По-новому ФГОС самостоятельной работе уделяется большое внимание. Так, например, при освоении профессий технического и социально-экономического профилей в учреждениях СПО история изучается как базовый учебный предмет в объеме 171 час. Самостоятельной работе обучающихся отводится 86 часов. В учебном процессе учреждения начального профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;

  • внеаудиторная [5].

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под прямым руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторные работы включают в себя посещение лекций, семинаров, выполнение лабораторных работ и практических работ, контрольных заданий (тестовый контроль, понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.), защита рефератов, проектов, посещение консультаций, сдача зачетов и экзаменов и др. [5]. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

  • для изучения материала и овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; ознакомление с нормативными документами; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио и видеозаписей, компьютерной техники и нтернета и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.); составление таблиц для систематизации учебного материала; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.[5].

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить консультации за счет времени, отведенного на консультации.

Мной был составлен перечень самостоятельной работы для обучающихся по истории, обществоведению. Пример соотношения часов аудиторной и внеаудиторной работы на уроках истории из программы по теме «От Древней Руси к Московскому государству» – 29 часов, а самостоятельная работа рассчитана на 12 часов:

  1. Составить кроссворд «Образование Древнерусского государства».

  2. Составить кроссворд «Религия восточных славян».

  3. Составление опорного конспекта по теме «Предпосылки Смуты в России».

  4. Составить сравнительную таблицу «Причины раздробленности на Руси и в Европе».

  5. Подготовить устное сообщение по теме «Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар».

  6. Подготовить доклад «Дмитрий Донской».

  7. Составить словарь к теме «Реформы Ивана IV».

  8. Составить таблицу «Внешняя политика Ивана Грозного».

  9. Составить тест по теме «Смута в России начала XII века».

  10. Подготовить доклад «Первые Романовы».

  11. Подготовить сообщение, презентацию «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение русской культуры в XVII века».

  12. Создать презентацию по темам: «Семион Полоцкий» и «Протопоп Аввакум».

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, включенного на обязательные аудиторные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине, и может проходить в форме зачета, дифференцированного зачета, экзамена, творческого задания, выполнения изделия, демонстративного экзамена.

Например, урок-семинар по истории на тему «Либеральные реформы 70-80х годов» проводится на основе сообщений из дополнительной литературы по заранее установленным вопросам.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

  • уровень усвоенного обучающимся учебного материала;

  • умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общих компетенций;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся [4].

Следовательно, стоит сказать о том, что самостоятельная работа формирует следующие необходимые образовательные компетенции:

  • подготовку реферата, доклада;

  • составление схемы, таблицы, аннотации, планы;

  • написание конспекта;

  • решение творческих задач;

  • анализ документа, сопоставление, подведение итогов;

  • высказывание собственной оценки фактам;

  • логичное



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт