Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование опыта применения ...

Формирование опыта применения полученных по обществознанию знаний в социальной практике учащихся


Сальникова Г.Д.,

учитель истории и обществознания

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»,

г. Лабытнанги

 

Ключевые компетентности в общем понимании как результат общего образования – это готовность эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели, поэтому для исполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов необходим переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. В условиях быстрых перемен в обществе школьный курс обществознания является одним из надежных средств социализации личности. Курс обществознания позволяет обучающимся овладеть знаниями, умениями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, которые необходимы каждому гражданину. Таким образом, курс способствует воспитанию у обучающихся гражданственности.

Сегодня содержание школьного образования, в том числе, обществоведческого, чрезмерно теоретизировано. Практически отсутствует возможность получения школьниками прикладных знаний и практических умений. Проблему можно выразить просто: жизни нужно одно, а школа учит другому. Жизнь требует, чтобы человек сам мог искать информацию. Школа преподносит ее готовой. Жизнь требует способностей работать в команде, вести диалог, применять полученные знания. Мы живем в условиях рыночной экономики и знаем, какие компетенции хотело бы видеть современное общество у выпускника школы. Поэтому развитие компетенций, основанных на применении полученных знаний в социальной практике, имеет немаловажное значение в современной школе.

Компетентностный подход признан одним из ведущих подходов в обучении. «Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [5]. Главное в компетенции – не только знать и уметь, а мобилизовать то или иное умение в нужный момент. Курс обществознания призван формировать ряд ключевых компетенций:

  • Компетенции в сфере познавательной деятельности

- понимать научные термины в контексте наук;

- знать базовые понятия, самостоятельно искать информацию в текстах;
- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
- организовывать свои собственные приемы изучения;
- уметь решать научные проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.

  • Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение ИКТ и возможностями их применения)

- классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • Когнитивные компетенции

- готовность учится всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане,

- доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
- показывать стойкость перед трудностями;
- уметь находить новые решения.

Все это в полной мере сочетается с миссией школы, которая включает в себя обеспечение необходимых условий для удовлетворения образовательных запросов граждан, общества и потребностей рынка труда в качественном образовании, обновлении структуры и содержания образования, стимулировании инновационных процессов, а также формирование успешного менеджера и квалифицированных рабочих с высоким уровнем информационной компетентности.

Переход от ЗУНовской к компетентностной образовательной парадигме предполагает изменение традиционной логики обучения: ни чему учить, а как учить? Именно он определяет способы деятельности, а значит, и характер опыта, которым ему предстоит овладеть в процессе обучения.

Есть мнение, что предметы, которые ребенок изучает в школе, условно можно разделить на 2 группы:

Группа 1 – предметы, нацеленные на формирование системы ЗУН («знание-умениевые предметы»): литература, русский язык, математика, биология, география, физика, химия, экономика, история.

Группа 2 – предметы, нацеленные на формирование компетенций («компетентностные предметы»): обществознание, информатика, экология, иностранные языки, технология Другими словами, одни предметы составляют базис, а другие – надстройку.

Что же может учитель обществознания общеобразовательной школы в целях формирования компетенций?

Преемственность средней общей школы и профессиональной школы может быть обеспечена лишь путем усвоения обучающимися базовых понятий общественных наук. Связь теоретических положений курса обществознания и социальной практики учеников поможет в реализации главных целей обществоведческого образования – освоении системы знаний о социальной действительности. Этот подход способствует формированию основ таких базовых социальных компетенций, как способы сотрудничества в группе, грамотное взаимодействие с социальными институтами, работа в органах ученического самоуправления, толерантное поведение, мирное разрешение конфликтных ситуаций.

Среди требований к уровню подготовки выпускников школы есть умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знакомых системах (текст, схема, таблица, диаграмма), извлекать из неадаптированных текстов знания по заданной теме, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию. Таким образом, умение работать с источниками социальной информации, в том числе с нормативными правовыми или политическими документами, является одним из важных результатов освоения школьной программы.

Важно обогатить обучающихся школы опытом типичных видов учебной и научно-исследовательской деятельности в системе высшего профессионального и среднего профессионального образования (семинарские занятия, работа с источниками, постановка опытов и экспериментов, разработка и защита рефератов и проектов).

В системе представленных методов ведущими являются те, которые основаны на организации проектной деятельности обучающихся, поскольку ключевые компетенции являются естественным и основным результатом реализации метода проектов. Хотелось бы рекомендовать каждому учителю-предметнику, работающему в профильной школе, освоить и систематически применять с обучающимися современный и популярный метод проектов, формирующий у них такие компетенции, как

- умение извлекать пользу из опыта;

- умение занимать и отстаивать свое мнение в дискуссиях;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- умение принимать решения и прогнозировать последствия.

В условиях компетентностного подхода необходимо задуматься об организации образовательного процесса, которая в наибольшей степени поможет развитию умений и навыков в наиболее востребованных профессиях профиля, ставшего основой выбора учениками в рамках школы. Так, в профильных классах актуально применение педагогических технологий, связанных с развитием ключевых компетенций, которые мы уже называли (коллективное взаимообучение, мозговой штурм, практико-ориентированные или компетентностно-ориентированные задачи и последующая рефлексия). Перечисленные способы дают хороший результат при их системном применении для решения задач формирования у обучающихся навыков и приемов логического мышления, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, умения работать индивидуально и в группе (в условиях обсуждения информации с одноклассниками).

В течение двух лет школы округа массово перешли к использованию индивидуальных учебных планов для обучающихся профильных социально-гуманитарных классов.

В ходе работы по данному направлению мне удалось опросить 9-классников и 11-классников о практической значимости школьных уроков обществознания для применения знаний в жизни. По результатам социологического анкетирования в источниках жизненно необходимой информации первые четыре места заняли СМИ, друзья, родители, книги, а затем только курс обществознания, что свидетельствует о том, что резервы для работы учителя еще есть! На вопрос о наиболее интересных темах курса в первую пятерку (из 20 основных тем) вошли следующие темы: «Глобальные проблемы человечества», «Образование», «Права человека», «Человек в системе экономических отношений», «Занятость и безработица», что объясняется связью с социальным опытом школьника, а также с теми проблемами, с которыми им в будущем придется столкнуться в жизни.

Таким образом, к общим условиям реализации обществоведческого образования в условиях компетентностного подхода можно отнести

  • усиление практической деятельностной направленности образования, соединение теоретических знаний обучающихся с их практическими потребностями;

  • ориентацию не на накопление знаний, а на создание условий для приобретения опыта познавательной деятельности (проекты, применение компетентностно-ориентированных задач, семинары, практикумы, активное обсуждение);

  • интеграцию у общеобразовательных организаций общего образования с учреждениями профессионального образования, дополнительного образования детей в целях расширения спектра образовательных услуг и выбора профессии.

 

Список литературы

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2006. – № 10.

  2. Захаров Н.П. Профессиональная ориентация школьников. – М, 1988.

  3. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1988.

  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2008. – № 5.

  6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

  7. Обществознание. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – базовый уровень/ Л.Н. Боголюбов – М.: Просвещение, 2016.

  8. ТОП-15 профессий для будущего Ямала определила молодежь / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.yamaledu.org/news/15305-top-15-professiy-dlya-buduschego-yamala-opredelila-molodezh.html.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт