Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирования правильного, созн...

Формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения


Петрова Ольга Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №12»
г. Новый Уренгой

В.А. Сухомлинский, изучая причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного  мозга».

Известный учёный и педагог В.Н. Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу о том, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.

Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного  чтения волнует каждого учителя и всегда волновала меня, поскольку чтение играет очень важную, доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. От навыка чтения в большой степени зависит качество знаний по другим предметам, в том числе грамотность письма, осознанное понимание содержания задач, математических заданий. Поэтому задача учителя – пробудить у детей интерес, желание учиться, познавать, открывать новое, и, конечно, овладеть высокой техникой чтения.  

Формирование навыка чтения я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит эффективное обучение ребёнка по всем учебным предметам. Как показывает практика, если ребёнок имеет высокую технику чтения, то он хорошо успевает и по другим учебным дисциплинам.

           Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит чтению. Программа  по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.  Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения  как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

      Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение). На втором году  обучения – постепенное введение чтения про себя, на третьем и четвёртом году обучения – наращивание скорости  чтения и овладение рациональными приёмами  чтения.

      Литературное чтение в начальных классах преследует основную цель – помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа донести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы в ее специфике как искусства отражения реальной действительности посредством художественного слова и таким образом обогатить его читательский опыт.

      Задача формирования навыка чтения представляется технической и подчиняется решению содержательных за­дач, связанных с освоением различных аспектов художественной словесности. Ведущая цель урока литературного чтения – анализ содержания и формы литературно­го произведения. Все же остальные задачи – развивающие и воспитываю­щие – решаются опосредованно, через ведущую. Восприятие художественного произведения не может быть сведено к воссозданию опи­сываемой автором жизненной ситуации.

Важно донести до осознания уча­щихся не столько жизненную картинку, сколько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценка и раз­мышление по данному поводу. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность.

Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интенсивным. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Бесспорно, на непосредственное чтение обучающихся должно уходить не менее 30 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить! Для того чтобы повысить технику чтения, прежде всего, нужно выявить факторы, мешающие быстрому чтению. При проверке техники чтения мною были выявлены такие факторы:

      1. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3.

      2. У детей 6-7 лет часто плохо развита память – это отражается на технике чтения, если предложение большое они забывают, о чём прочитали в самом начале.

      3. Недостаточное использование явления антипации (смысловой догадки). У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд, и понимание осуществляется вместе с чтением.

      Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания. Какие-либо задержки в выработке техники чтения (и прежде всего способа – плавного слогового и целыми словами, а также темпа чтения) отрицательно сказываются на смысловой стороне, задерживают понимание.

      Издавна учителя, методисты, психологи, наконец, родители искали и продолжают искать продуктивные пути и способы такого обучения чтению, когда техническая и смысловая сторона в нём находятся в гармонии, чтобы техника чтения ни малейшим образом не только не мешала пониманию, но напротив, благоприятствовала ему.

       Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на технику чтения (т.е. на способ чтения, правильность, скорость и выразительность).

       Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все упражнения для развития сознательности, беглости, правильности и выразительности  чтения  можно разделить на 4 группы.

I. Упражнения для формирования правильности чтения

        Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, правильное чтение невозможно. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.

       Память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности  психической деятельности человека.

       Известно, что объём оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 + 2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

       Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более ёмкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

II. Упражнения для развития беглости чтения

          Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

      Принято выделять пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.

      1. Регрессия – это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи неё, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста. Этот недостаток – самый распространённый. При медленном чтении регрессии – довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов.

Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определённого усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесёт ясность в восприятие текста. Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

      2. Артикуляция – это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.

Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную.

При медленном чтении возникает развёрнутая внутренняя речь – своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.

      3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда.

Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.

Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т.е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развёртке изображения.

При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.

      4. Отсутствие гибкой стратегии чтения – значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения – не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняются, прежде всего, целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.

      5. Отсутствие внимания является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его

III. Упражнения для развития сознательности (осознанного) чтения

      Понимание прочитанного – важнейший аспект навыка чтения. Для его формирования необходим и широкий языковой материал, и разнообразные речевые ситуации. Невозможно переоценить в этом смысле значение курса «Окружающий мир», в котором действительно представлена широкая целостная картина мира в его историческом развитии и во всём богатстве взаимосвязей.

      Но и в чтении можно представить широкую картину мира, чтобы с первых дней учёбы дети погрузились в удивительный по своему разнообразию и богатству мир знаний. Они получают первичные сведения об истории обучения, об истории родной страны и ее сегодняшнем дне, о народах мира, о природе, о жизни городов и деревень. Наконец, они встречаются со старыми знакомыми из сказок и мультфильмов. И это ещё далеко не весь предметно-языковой фон, на котором ребёнок учится читать.

В чтении звучит и древнерусская речь: она смыкает нравственные и эстетические представления разных поколений россиян, на уровне наблюдений показаны изменения в алфавите, в оформлении предложений, в словарном составе и некоторых грамматических формах, что поможет школьникам чётче осмыслить современную систему русского языка.

           Первый приём: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

      Второй приём: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.

      Третий приём: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

      Упражнения для развития осознанного чтения можно разделить на несколько групп, которые предлагаются в разделе IV.

IV. Упражнения для формирования навыков выразительного                          чтения

      В разрешении проблем, которые существуют в современной школе, значительное место принадлежит мастерству учителя, в том числе культуре его речи. Культура речи есть отражение общей культуры, общей воспитанности человека во всех отношениях.

При формировании речевой культуры на первый план выступает воздействие на личность обучаемого с целью достижения максимальных соответствий между речевыми сообщениями и действительными психологическими состояниями личности говорящего.

Под эмоциональной выразительностью речи понимается выражение в речи эмоций и чувств посредством подбора слов, синтаксических конструкций, интонаций, логических ударений и пауз, темпе и тоне речи. Формируется она в условиях познания, общения, труда, под влиянием социальной организации учебно-воспитательного процесса.

Результативность опыта

      В первые годы своей педагогической деятельности я использовала большинство этих упражнений. Но не всегда добивалась желаемого результата, так как работа проводилась от случая к случаю.

      Теперь при подготовке к уроку я выбираю из банка несколько упражнений  (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем ещё предстоит работать.

      На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того, как  дети привыкают к заданию и большинство из них начинают его успешно выполнять, я выбираю новое задание.

Работа  по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе.  Формирование у учащихся необходимой для успешного обучения техники чтения даёт определённые гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость.

Литература:

1.Волокшина М.И., Тимофеева С.П., Соловецкий И.С. Трибуна учителя: Опыт Белгородчины по развивающему обучению.- М.: «Начальная школа», 2012.

2. Лёзер Ф. Рациональное чтение. – М. : Педагогика, 2013.

3. Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка скорочтения у детей. – Луганск, 2013.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт