Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование целостной картины...

Формирование целостной картины мира у обучающихся через интегрированные уроки


Крылова Е.М.,

учитель истории и обществознания
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6»,

г. Губкинский

Современный мир требует от человека универсальных знаний. Ведь узкий специалист, владеющий знаниями только в одной области, не способен взглянуть на них с другой стороны, по-новому их осмыслить. Поэтому интеграция учебной деятельности – весьма актуальное направление педагогики.

В законе РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.

Предмет «История» – едва ли не самая «интегрированная» школьная дисциплина, поскольку позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор школьников, повысить их уровень воспитанности.

С детства мы учим ребенка доверять не словам, а делам, и, прежде чем изумляться успеваемости ученика по отдельным предметам, надо подумать, а всё ли мы, взрослые, сделали для того, чтобы ученика интересовали все учебные предметы. Здесь на помощь учителям приходит интеграция учебных дисциплин. Именно интеграция позволяет показать, что изучаемые предметы находятся в тесной связи: то, что является целью на одном уроке, на другом становится средством для достижения цели.

Что же такое интеграция? В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой написано: «Интегрировать – это значит объединять в одно целое». Как можно объединить в одно целое преподавание двух наук – математики и истории? Точной науки «формул и символов» и науки о жизни человеческого общества в прошлом?

Мы экспериментальным путем пришли к выводу, что не только можно, но и нужно искать пути интеграции в преподавании этих школьных предметов. И можно это делать как через сходное структурирование подачи учебного материала на уроках математики и истории, так и через проникновение знаний математики в историю, истории в математику.

Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что математика и история – это две универсальные науки, знание которых легко применимо в преподавании любой школьной дисциплины. Например, история науки, история открытий, история жизни ученого, который сделал открытие. Без этих компонентов ни один учебный предмет не состоится как один из способов познания мира. Знания только фактического материала содержания предмета сейчас уже недостаточно. С другой стороны, изучение любой науки невозможно без знания основ логики, умения представлять факты в виде схем, таблиц, исследования происходящего с помощью моделей – формул. А этому как раз и учит математика.

Доказательством данного вывода послужила система интегрированных уроков и внеклассных мероприятий, которые мы проводили в течение трех лет с учениками 5-х, 6-х и 7-х классов. Свою работу мы начали, когда дети были в 5 классе. Первое большое мероприятие – это урок «Культура Древнего Востока», посвященный ученым-математикам и архитектуре. Урок проводили совместно учитель математики и учитель истории.

Другой интегрированный урок истории и математики был на тему «Основы стабильности древнегреческого полиса и римской гражданской общины». На этом занятии детям было дано определение стабильности как устойчивости, показана актуальность стабильности общества и государства в современном мире. Таким образом, обучающиеся были мотивированы к учебной деятельности. На уроке было показано, что основой стабильности античных обществ была пропорциональность, т. е. равное соотношение во всех сферах жизни человека: пропорциональность физического тела, пропорциональность при обучении школе наукам, искусству, гимнастике, и, главное, пропорциональность прав и обязанностей античных граждан, рассматривавших свои права как обязанности, а обязанности как права. На наш взгляд, этот урок истории позволил не только закрепить понятие пропорции, полученное на уроке математики, но и актуализировать для ученика математические «застывшие» и исторические «устаревшие» знания.

В 6 классе был проведён урок «Политика и реформы Ярослава Мудрого». Обучающиеся проанализировали, как благодаря развитию образования на Руси, появлению закона «Правда Ярослава», пополнялась княжеская казна и Киевская Русь стала могущественным и процветающим государством.

В 7 классе проходил урок «Значение петровских реформ и оценка личности Петра I». История всегда опирается на факты, но факты нужно подкреплять точными экономическими расчётами, поэтому на уроке мы проанализировали, какое значение имели эти преобразования для будущего России, и какую роль сыграл Петр I в осуществлении этих реформ, подкрепляя свои выводы точными математическими расчётами.

Методика проведения интегрированного урока.

При организации интегрированного урока главной задачей учителя (учителей) является активизация и включение в работу всех обучающихся в классе, независимо от уровня их подготовки. Важную роль играет дидактическое наполнение такого урока, где наряду с традиционными этапами учебного процесса для учителя открывается возможность применения и своих собственных разработок и находок. При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности обучающихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

К ученику – участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:

  • умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;

  • навыки осмысления полученной информации;

  • умение делать выводы на основе полученной информации;

  • выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Основные технологии в интегрированном обучении:

  1. Объяснительно-иллюстративное обучение.

  2. Личностно-ориентированное обучение.

  3. Развивающее обучение.

  4. Формирование приемов учебной работы.

  5. Технология формирования учебной деятельности школьников.

  6. Технология дифференцированного обучения.

  7. Технология учебно-игровой деятельности.

  8. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности.

  9. Модульная технология.

  10. Технология проектной деятельности.

Преимущества интеграции на уроке

1. Интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, позволяющие формировать у учеников наиболее целостное восприятие мира. Возможность использовать на интегрированных уроках различные технологии, методы и формы позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях школы – это здоровьесберегающий подход в обучении.

2. Окружающий детей мир познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

3. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

4. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.

Подводя итог, мы пришли к выводу, что интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Список литературы

  1. Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока // Методист. – № 6. – 2003. – С.52.

  2. Журавлёва В. Два предмета на одном уроке // Народное образование.– № 9-10. – 1994. – С.68.

  3. Тюнникова Ю.С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе. – СПГУ, 1987.

  4. Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. – М.: Наука, 1985.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт