Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование духовно-нравстве...

Формирование духовно-нравственных ценностей у подростков (на примере преподавания курса по выбору «Основы православной культуры»)


Кряклин А. Л.
священнослужитель
МРО Благовещенский храм р-на Коротчаево
г. Новый Уренгой

 

   «Ещё Н.И. Пирогов резонно отметил, что если у ребенка не формировать убеждений и представлений об окружающем его обществе, то они у него сложатся сами, только стихийно, под воздействием неблагоприятных факторов»[19, c.34]. В секуляризованное время у молодого поколения  складывается определенное мировоззрение, формируемое рыночным обществом. Массовая культура оказывает решающее влияние на формирование убеждений и жизненной позиции молодежи.

       Говоря о сохранении и передаче того мировоззрения и мировосприятия, хотелось бы остановиться на понятии «духовность». Сегодня оно стало модным и употребляется подчас неправомерно. Однако именно в плане особой глубины понятие русской, православной, по сути, духовности очень хорошо отражает всю сложность проблемы. «Русская духовность имеет свои характерные черты, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении религии: эстетическое отношение к миру; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела; жизненная установка на самопожертвование; [4, c.35].

     Все мы знаем, что формирование личности, протекает как длительный многогранный процесс, в ходе которого складываются понятия и представления о себе, обществе, вырабатывается его жизненная позиция, складывается система ценностей и приоритетов. Это можно проследить на всех этапах возрастного развития ребенка. Например, в среднем возрасте подросток начинает на просто осознавать, но и остро ощущать отдельность своего внутреннего мира, здесь он впервые может и критически отнестись к взглядам своей семьи. Важно помочь ему найти правильные  критерии своей самооценки, развить способность к ведению и признанию своей неправоты.                                         Стремление воспрепятствовать тенденции к снижению качества школьного образования и повышению уровня духовно-нравственного воспитания, на сегодня на сегодня, одни из причин, для введения в учебных заведениях муниципальных образований России курса «Основы православной культуры».  «Это движение имеет народное  происхождение и приобрело общероссийский размах» [4, c.45].  В связи с этим размышлением актуальность нашей темы определяется необходимостью обновления содержания  воспитания и обучения учащихся общеобразовательной средней школы в новых социальных условиях. Новизной нашей работы послужило: введение курса по выбору «Основы православной культуры» в общеобразовательные учреждения.

Формирование духовно-нравственных ценностей непосредственно связано с преподаванием курса по выбору «Основы православной культуры», которое осуществляется при поддержке, содействии и двустороннем договоре между администрацией муниципального образования г.Новый Уренгой и приходом храма преподобного Серафима Саровского. Как курс по выбору ведется в  средней общеобразовательной школе №13, № 1 и как отдельная учебная дисциплина в Новоуренгойской Православной гимназии. Для учащихся восьмых классов по курсу  «Основы православной  культуры» нами была разработана учебная программа «ПАТРИОТ»,  на основе дидактического комплекса (итог работы научных специалистов Центра педагогических исследований «Покров»)  и осуществлялось в большом количестве классов (начальной, основной и средней школы).

После проведения эксперимента, на основании результатов математической статистики показатели уровней сформированности духовно - нравственных ценностей у подростков распределились следующим образом:

                Таблица №15.

понятия

Экспериментальная группа (МОУ СОШ №1),  %.

Контрольная группа (НОУ НПГ), %.

патриотизм

40 (2 бл., низкий уровень)

70 (3,5 бл.,ср.уровень)

нравственный закон

   65 (3,3 бл., ср. уровень)

70 (3,5 бл.,ср.уровень)

культурологический фактор

15 (0,7 бл., низкий уровень)

45 (2,3 бл., низкий    уровень)

вера

50 (2,5 бл., ср. уровень)

95 (4,7 бл., выс. уровень)

этические чувства

50 (2,5 бл., ср. уровень)

85 (4,3 бл., выс. уровень)

Понятие духовных ценностей и среднее значение по успеваемости, посещаемости и воспитанности в каждой четверти имеют достоверные различия между средними значениями трех независимых показателей (воспитание, посещаемость и успеваемость), (график №3).

Таким образом, на основании показателей всех трех графиков можно проследить взаимосвязь теоретических данных с практическим значением, с выявлением особенностей формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся, на примере преподавания спецкурса по «Основам православной культуры».  

 

 

 

 

В графиках посещаемости уроков учащихся Православной гимназии и МОУ СОШ №1 по предмету «Основы Православной культуры» внесены данные пропущенных уроков по четвертям и за год. Таким образом, за год воспитанники Православной гимназии в среднем пропустили  34/10=3,4 (пропусков), где 34 – максимальное число пропусков всех учащихся; 10 – число повторений при подсчете; МОУ СОШ №1 - 81/10=8,1 (пропусков); На наш взгляд, посещение уроков по  предмету «Основы Православной культуры» в светской школе обусловлено отношением к данному предмету и субъективным мнением, что влияет на уровень знаний и на способ формирования духовно – нравственных ценностей. В Православной гимназии, наоборот, больше всего раскрывается объективная причина не посещаемости уроков, которая также влияет на процесс и уровень знаний.

 

 

В графике успеваемости Православной гимназии и МОУ СОШ №1 по предмету «Основы православной культуры» внесены четвертные и годовые оценки. Уровень знаний в Православной гимназии соответствует 44/10=4,4 (балла), где 44 – это максимальное число оценок; 10 – число повторений при подсчете; МОУ СОШ №1 - 41/10=4,1 (балла);

На наш взгляд, знания учащихся выявляют положительные отношения к спецкурсу по «Основам православной культуры», так как средняя оценка за успеваемость не ниже «4».

 

 

      В графике воспитанности Православной гимназии и МОУ СОШ №1 внесены средние показатели по результатам карты воспитанности на начало и конец года. Средний балл по успеваемости будет соответствовать уровню воспитанности класса – это сумма всех показателей, деленная на шесть, будет равно уровню качества. Чтобы найти общий средний балл всей экспериментальной группы, нужно сумму показателей средних баллов учащихся делить на количество экспериментируемых: (а+б+с+...n)/6=А; (А+А1+А2+….n)/10=Б; где: а – показатель воспитанности; А – уровень качества; n – максимальное число повторений; Б – максимальное число средних баллов; 10 – число повторений, при подсчете; В православной гимназии: в начале года: 36,2/10=3,6 (балла); в конце года: 37,6/10=3,7 (балла); МОУ СОШ №1: в начале года: 20,1/10=2 (балла); в конце года: 26,1/10=2,6 (балла); На наш взгляд, воспитание учащихся отражает их внутренние ценности. По результатам воспитанности видно, что в течение года показатели повышаются, а значит, формируются духовно-нравственные ценности.

      График №3:

А: График сформированности духовно-нравственных ценностей на примере успеваемости по курсу «Основы православной культуры»

   На основании результатов по формированию особенностей духовно – нравственных ценностей, на примере успеваемости учащихся по предмету «Основы православной культуры» (график №3, а) можно предположить, что уровень усвоения знаний по определенной теме, согласно календарно – тематическому плану соответствует показателям, которые были отражены в результатах анкеты. У подростков формируются вера (мораль), этика и  патриотизм.

Показатели двух графиков, совмещенные в одном, дают разные результаты, чем выше уровень образования, тем больше уровень формирования духовно-нравственных ценностей. На наш взгляд, сформированность во многом зависит от уровня образования, тем более, если на уроках идет речь о самих ценностях, как критериях нашей жизни. «Но знание это еще не эталон для совершенствования, необходимо внутреннее стремление». [4, c.24]. Совмещая знания с внутренним стремлением, можно сформировать в подростке духовно – нравственную личность.

Б: График сформированности духовно-нравственных ценностей на примере посещаемости курса по «Основам православной культуры»

По результатам в формировании духовно-нравственных ценностей на примере посещаемости учащимися предмета «Основы православной культуры» (график №3, б)  можно предположить, что чем выше уровень посещаемости урока, меньше пропусков, тем больше времени на формирование духовно-нравственных ценностей: веры (мораль), этики и патриотизма. На наш взгляд, соизмеримость показателей двух графиков раскрывает особенности формирования духовно – нравственных ценностей, показывает отношение подростков к предмету  «Основы  Православной культуры».

В: График сформированности духовно-нравственных ценностей на примере воспитанности.

По результатам  формирования духовно-нравственных ценностей на примере воспитанности учащихся (график №3, в) можно предположить, что уровень качества воспитанности подростков (гуманизм, откровенность, трудолюбие, самостоятельность) играет огромную роль в формировании духовно-нравственных ценностей: веры (мораль) и этических чувств.

На наш взгляд, качества воспитанности очень тесно взаимосвязаны с духовными ценностями, поэтому внутренние стремления и убеждения подростка не изменишь ничем. Уровень ценностей можно отчетливо проследить на графике, где с каждым уроком (приобретением знаний) качество воспитания учащихся  возрастает. Это дает возможность учащимся выстраивать свою гражданскую позицию, основанную на вере, патриотизме, историческом прошлом нашего государства.

Проанализировав данные достоверности различий двух экспериментальных групп, можно сказать, что, стремясь к достижению идеального образа верующего человека, у которого существуют особенности сформированности духовно-нравственных ценностей,  подростки, принимая участие в познании «Основ православной культуры» проявляют высокую социальную активность и контактность.

В контексте идей православной и светской педагогической культуры нами была разработана и обоснована совокупность положений, ориентированных в стратегическом плане на формирование и развитие духовно-нравственных и профессиональных качеств и свойств обучающихся, через воспитание и обучение православной вере, представления современной молодежи о процессах религизации и общества, массовых обращений к религии,  степени религиозного влияния на жизненное самоопределение и самореализацию подростка. Все это можно проследить в следующих доводах:

 1. В контексте идей православной и светской педагогической культуры для учащихся восьмых классов (подростков) свойственна самостоятельность и формирование духовно-нравственных ценностей самоактуализирующеся личности, стремление к творческой их реализации в жизни.

2. В стратегическом плане, на формирование и развитие духовно-нравственных и профессиональных качеств и свойств обучающихся повлияли возрастные особенности, что свидетельствует о переживании подростками возрастного кризиса самоидентификации.

3. Анализ данных графиков по (посещению уроков,  успеваемости, воспитании), с преподаванием курса «Основы православной культуры», выявляют положительные черты, имеющие место в практике учебной работы в православных и светских учебных заведениях.

4. В рамках целей и задач светской школы, в приобщении детей к ценностям и смыслу традиционной религии, как существенной части национального культурно наследия – в сфере мировоззрения, национальной истории, художественной культуры, норм общения и быта в культурном пространстве русской цивилизации, отчетливо прослеживается в процессе преподавания курса « Основы православной культуры».

5. На сегодня реализуется спектр подходов к религиоведческому и этноконфессиональному образованию в светской школе, каждый из которых приобретает актуальности в конкретных социокультурных условиях.

В данной работе мы исследовали особенности формирования духовно – нравственных ценностей у подростков в процессе освоения религиоведческих знаний при изучении курса «Основы Православной культуры» и выявили взаимосвязь религиозных представлений с особенностями самоактуализации (сформированности духовно-нравственных ценностей). По результатам исследования духовно-нравственных ценностей, таких  как патриотизм, вера, культурологический фактор, нравственность и этические чувства, у подростков отчетливо проявляется стремление к духовному возрождению, поиск идеала, восстановление традиций, заполнение духовной пустоты.

В перспективе дальнейшей разработки сформированности духовно-нравственных ценностей необходимо обратить внимание на изучение мировоззренческих позиций воспитания, что также является важным фактором  развития личности, по отношению к  саморазвитию подростка.

Список использованной литературы

1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно - методическое пособие. – М.: Православная педагогика, 2004. – 256 с.

2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.

3. Владимир (Богоявленский), священномученик. Беседы о православном воспитании детей.- Мн.: Свято – Елисаветинский монастырь, 2004. – 80с.

4. «В начали пути…»- М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2002. – 320с.

5. Вопросы православной педагогики. М., 1992.

6. Гуткина Л.В., Настольная книга классного руководителя./ М.: Центр «Педагогический поиск»,  2004. – 143с.

7. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1923.

8. Джеймс У. Идеи эстетического воспитания. М.:АН, 1997.

 9. Духовные истоки воспитания. Москва. 2004. – 224с.

10. Зеньковский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 224с.

11. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996. –272с.

12.   Зоркальцев В.И. Духовное единение. М., 2003.-370с.

13. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с.

14. Комментарии к Социальной концепция Русской Православной Церкви. М.:2000. – 56с.

 15. Куликов Л.В. Психология Личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Изд – во «Питер», 2000. – 480 с.

16. Литвиненко К. Л., Литвиненко С.В. Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолеть. Взгляд православного психолога. Изд.Свет Православия, Иваново. 2006 . – 364 с.

17. Материалы о деятельности религиозных организаций в г. Н. Уренгой. 2004.– 28с.

18. Медведева И., Шишова Т. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987.

19. Опыты Православной педагогики. Литературная учеба. М.: Молодая гвардия, 1993. – 240с.

20. Песталоцци Г. Избранные педагогические сочинения. М.,1963.

21. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. М.: Покров. 2003. 305с.

22. Православная культура в  школе: духовные истоки воспитания. – М., 2003. – 160 с.

23. Православное образование в России. Сборник материалов. Тюмень: Сибирь Православная.,1999. – 48с.

24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. Том 2. – 416 с.

25. Религиозные организации: Мусульманство.// Журнал Московской Патриархии. № 4.1992. – С.56 – 58.

26. Ребенок в школе: Пособие для родителей. Москва, 2005 г.  112с.

27. Рогозянский А. «Хочу или надо?» О свободе и дисциплине при воспитании детей. М., 2001. – 192с.

28. Русская православно-ориентированная школа (традиции, настоящее и будущее). М.: Изд-во Паломник, 1999. – 255с.

      


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт